Формирование УУД на уроках математики в малокомплектной школе
Формирование универсальных учебных действий
на уроках математики в малокомплектной школе.
Автор работы: Афонина Елена Анатольевна.
Место работы: ГБОУ ООШ с. Четыровка,
м.р. Кошкинский Самарской области.
Должность: учитель начальных классов.
Стаж работы: 25 лет.
Категория: высшая.
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Разработаны, апробированы и утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения для начальной школы.
Вот уже пятый год учителя начальных классов нашего района работают по ФГОС и вводят стандарты в практику своей работы.
Надо переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального общего образования. В чем теперь заключается роль начальной школы? Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Универсальные учебные действия группируют в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.
13-й год я работаю в совмещённых классах. В малокомплектной школе учитель ведёт занятия одновременно с двумя (тремя) классами. Две трети урока ученик вынужден работать самостоятельно, т.е. самостоятельная работа одного из классов является обязательным компонентом урока в малокомплектной школе. Самостоятельная работа чередуется с коллективной.
Пройдя курсы повышения квалификации, почитав дополнительную литературу, передо мной возникло множество вопросов: как составить план урока в совмещённых классах, который соответствовал бы стандартам второго поколения? Как правильно организовать работу с учащимися 1 класса, если в классе находятся учащиеся 2 и 3 классов? Как провести самостоятельную работу, формируя УУД? Вопросы, на которые у меня не было ответов, ведь литературы по введению ФГОС в малокомплектной школе совсем нет. Решила разбираться самостоятельно, используя небогатый опыт коллег, пользуясь материалами интернета.
Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое.
Рассмотрим виды заданий по формированию УУД на уроках математики.
Задания по формированию личностных УУД.
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
Задания по формированию познавательных УУД.
- «найди отличия»;
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочка»;
- хитроумные решения;
- составление схем опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание.
Познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия) определяет умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.
С этой целью ученикам предлагаю ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Задания по формированию коммуникативных УУД.
- составь задание партнёру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «опиши устно», «объясни» .
Часто предлагаю ученикам парные задания, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Задания по формированию регулятивных УУД.
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- диспут;
- заучивание материала наизусть в классе;
- «ищу ошибки»;
- контрольный опрос на определённую тему.
С целью формирования действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки заданий по карточкам. Учащимся предлагаю задания, содержащие различные виды ошибок, совместно с детьми составляю правила проверки, определяющий алгоритм действия.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.
Анализ результатов выполнения заданий учащимися показал, что наибольшие затруднения учащиеся испытывали при выполнении заданий, где нужно было оценивать поступки детей в приведенных ситуациях, выявлять элементарные коммуникативные умения при установлении контактов при работе в парах, при выполнении заданий на пространственную ориентацию на листе бумаги и т.д.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Список литературы:
Пособие Колеченко А. К. «Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей».
Программа ФГОС НОО.
15