Разработка урока математики в малокомплектной школе
Урок математики 2 класс. Урок математики 4 класс.
Тема. Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100. Тема. Умножение на однозначное число.
Цель: развивать вычислительные умения учащихся.
Планируемые результаты: Предметные:
-закрепят знания устных приемов сложения и вычитания в пределах 100;
-умения решать задачи, выполнять задания творческого и поискового характера;
-применение полученных знаний в измененных условиях.
Коммуникативные:
-умение работать в парах, слушать товарища, договариваться и приходить к общему решению.
Регулятивные:
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, вырабатывать самостоятельность;
-оценивать себя, товарища.
Личностные:
-развитие доброжелательности, интереса к здоровому образу жизни, к уроку математики. Планируемые результаты:
Предметные:
-закрепят знания умножения на однозначное число, письменные приемы сложения и вычитания;
-умения переводить именованные числа в более крупные и, наоборот, в более мелкие.
Коммуникативные:
-умение работать в группе, вести диалог, проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
-оценивать границы своего знания и незнания.
Личностные:
- развитие доброжелательности, интереса к здоровому образу жизни.
Оборудование: музык. сопровождение (Шопен «Ноктюрн», песня «Улыбка»), индивидуальные карточки для учащихся, презентация к уроку.
Ход урока.
I.Психологический настрой на урок. (Шопен «Ноктюрн»).
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Улыбнемся. Тихо садимся.
Я рада, что сегодня проведу у вас урок математики. Желаю вам успехов.
(Оформление тетрадей: число, классная работа).
II.Постановка учебной задачи.
Сегодня предлагаю отправиться в «икс»-педицию, чтобы исследовать очень важную тему. Что это за тема?
Предлагаю начать с разминки глаз. Проведем игру «Перестрелку» (Слайд).
(10 8 15 44 80 70 11 33 50 9 и 30 15 44 22 9 60 18 50)
Я показываю число. Если «бросаю» взгляд на ученика 2 класса, он должен увеличить данное число на 20 и назвать ответ. Что значит «увеличить на 20»? Если «бросаю» взгляд на ученика 4 класса, он должен увеличить данное число в 20 раз и назвать ответ. Что значит «увеличить в 20 раз»?
(На экране вместо чисел появляется «Математика и здоровье»).
Какую тему мы будем исследовать? Чем будем заниматься?
Я с вами согласна. Мы будем: решать, узнавать новое, объяснять, рассуждать, работать в парах. (Слайд)
Мы с вами повторим темы, которые вы изучаете: 2 класс – «Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100», 4 класс – «Умножение на однозначное число». (Слайд)
Вы занимаетесь математикой, а я буду исполнять роль детского врача – педиатра – рассказывать о здоровье.
III. Устный счет.
1.Мы проведем гимнастику ума. Решаем задачи устно.
-Без здоровья, что за жизнь?
На турник и подтянись.
Подтянулся 20 раз
Наш силач спортсмен Тарас.
А его сосед Емеля
Один разик еле-еле.
На сколько меньше подтягиваний сделал Емеля?
-Важны для здоровья, друзья, витамины.
И яблоки ест непременно Ирина.
12 их в вазе лежало,
А после обеда осталось лишь 9.
Сколько яблок съела Ирина?
-Чтобы быть всегда чистым, человеку нужно 24 куска мыла в год. Второклассник Семен Замарашкин расходует в год 20 кусков мыла. Сколько кусков мыла сэкономил Семен? За счет чего произошла эта экономия?
*-На школьный завтрак отправились 25 учащихся. Перед едой 20 детей вымыли руки с мылом. Сколько детей будут кушать румяные булочки с микробами, которые находятся на их руках? 1.Определите с помощью ягод и фруктов – помощников название необходимого условия для нормального роста, развития и жизнедеятельности организма человека. Решаете примеры, проверяете с соседом. Если решили верно, фрукт прикрепляете к нужному ответу.
(На доске:100 93 429 500 110 71 е)
У учащихся карточки.
70 х 5 420 500+300
-200 +70 :10
:3 :10 х5
+50 +79 +29
200+430 57:15 67-23
:70 +45 :11
х40 х6 х25
+140 -190 -29
2.Молодцы! За решение задач получаете овощ с математическим заданием. Чтобы быть здоровым, нужно кушать овощи.
(Работа в парах) Проверка.
2.Решаем устно.
-Вес сердца взрослого человека 300г, а ребенка – в 10 раз меньше. Определите вес сердца ребенка.
-Сложите 2 наименьших 3-хзначных числа, и вы узнаете, сколько г фруктов должно входить в рацион школьника.
-8 часов в сутки в среднем спит человек. Сколько часов спит человек в неделю? в месяц?
*-В сутки через легкие человека проходит 10000 л воздуха. Сколько л воздуха пропускают и очищают легкие за неделю? За месяц?
Музыкальная физминутка, чтобы отдохнул наш организм.
Похвалим сами себя. Молодцы! Умнички!
IV. Включение в систему знаний и повторение.
Продолжим нашу «икс» - педицию.
Проверим, какие слова у вас получились. Употребление этих продуктов позволяет повысить работоспособность, улучшить память и внимание.
1.Чтобы быть здоровым, нужно принимать витамины.
Витамин А – улучшает зрение, укрепляет зубы.
Карточка с задачей, коллективное решение.
У двухлетнего ребенка 20 молочных зубов. Постоянных зубов, которые меняют молочные, 32. На сколько постоянных зубов больше, чем молочных?
2.Витамин В – укрепляет организм, дает запас энергии.
На карточках примеры.
37 – 20 =17 45 + 9 = 54
26 +30 = 56 100 – 40 = 60 1.Решив примеры, вы узнаете интересные факты об организме человека. 2 примера решают 1 вариант, 2 примера – 2 вариант. (Слайд)
5432 х3 – 6296 = 10000
380 х 9 – 2695 = 725
390 х 3 +830 = 2000
4600 х 8 – 13800 =23000
Проверяем все вместе. (Учащиеся называют ответы, которые показываются на слайде).
17 кг – весит скелет человека,
56 костей – на двух ногах,
54см – рост новорожденного ребенка,
60-65 ударов в минуту бьется сердце взрослого человека,
10000 л крови перекачивает за сутки сердце,
725км – длина волос, отращиваемых человеком в течение жизни,
2000 вкусовых рецепторов в организме человека,
23000 вдохов и выдохов в день делает человек.
*Витамин С – помогает бороться с болезнями.
(Карточка) Нарисовать такой же узор в тетради по клеткам. (Слайд)*На одном яблоке 5448 микробов, на другом на 348 микробов больше, чем на первом, а на третьем – в 3 раза больше. Сколько микробов попадают в организм, если есть немытые яблоки.
V.Рефлексия.
Какая связь между понятиями математика и здоровье?
Игра: «Да или нет» - вы должны ответить:
Помогает ли математика укреплению здоровья?
Влияет ли здоровье на изучение математики?
Как сохранить здоровье и приумножить его?
По рецепту врача всем советую принимать витамин «Мультивитоматематик»(Слайд)
1. Устный счет ежедневно 5 – 7 минут.
2. Во время решения примеров и задач не отвлекаться, отключить телевизор и музыку.
3. В тетради все должно быть выполнено аккуратно и четко.
Наша «икс» - педиция закончилась. Я думаю, что каждый для себя сделал какое – то открытие. Подведем итог. (На доске).
Да, трудно все – таки учиться.
Лишь кое – что чуть – чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Урок полезен, все понятно.
Раздаточный материал.
2 класс.
20 + 70 н 28 + 30 м 36 + 4 о
60 – 40 и 24 – 3 л
Ответы 21 20 58 40 90
Слово
60 – 7 е 78 – 30 о 24 – 9 р13 + 6 и 50 – 40 х
Ответы 48 15 53 10 19
Слово
38 + 40 а 100 – 5 р46 – 10 ы 13 – 6 б
Ответы 95 36 7 78
Слово
4 класс.
Дополнительное задание.
*Вырази:
6 ч = ……мин
9 м 31 см = …..см
25000 кг = …..т
220 ц = ….т
45 см = ….мм42 см = …дм …см.
6 часов или 360 ч время пребывания пищи в желудке,
25 т съедает женщина за свою жизнь,
22 т – мужчина,
45 см или 450 мм длина спинного мозга мужчин,
42 см или 4 дм 2 см длина спинного мозга женщин.