«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе» «Математика» 2-3 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старое Максимкино муниципального района Кошкинский Самарской области
Конкурс
«Лучшая методическая разработка урока
в совмещенных классах в малокомплектной школе»
«Математика»
2-3 класс
Номинация
«Лучший урок в начальной школе»
Учитель начальных классов
ГБОУ ООШ с.Старое Максимкино
Григорьева Наталья Геннадьевна
2015 г
Пояснительная записка
Данный урок по математике проводится в 2 и 3 классах в 3 четверти.
1. Характеристика класса
В 2,3 классах всего 10 учащихся.
2 класс - 4 учащихся: 2 девочки и 2 мальчика. Из них на «5» и «4» обучаются 4 уч. Место и роль данного урока в курсе математики были определены правильно, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.
Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков, подготавливает к письменному приему умножения. Обеспечивает прочность знаний и совершенствование вычислительных умений и навыков.
3 класс – 6 учащихся: 3 девочки и 3 мальчика. Из них обучаются на «5»и «4» 3учащихся, 3 учащихся - на «3».
Класс работоспособный, познавательная активность высокая.
2. Характеристика темы.
3. Система целей.
Темы:
2 класс - Письменные способы сложения и вычитании в пределах 100
3 класс - Устные приёмы умножения и деления в пределах 100
Тип урока: урок закрепления знаний.
Форма урока: урок - игра
Дидактическая цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Цели урока:
закрепить устные приемы табличного умножения и деления, сложения двузначных чисел в пределах 100;
совершенствовать умение решать задачи на нахождение периметра, задачи на нахождение площади;
совершенствовать вычислительные навыки;
развивать умение рассуждать, делать умозаключения;
воспитывать интерес к математике положительную мотивацию к учебе;
обеспечение двигательной активности на уроке.
Структура урока.
Оргмомент – 1 мин.
Мотивационная установка, планирование работы – 1 мин.
Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся – 8 мин.
Минутка чистописания
Устный счёт
Ромашка вопросов
Закрепление полученных знаний – 30 мин.
Решение задачи (в паре)
ФизминуткаГеометрический материал (периметр, площадь)
Разноуровневая самостоятельная работа
Игра с палочками
Графический диктант
Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин.
Сообщение домашнего задания, инструктаж. – 2 мин.
Предмет: математика
Класс: 2,3
2 класс - Письменные способы сложения и вычитания в пределах 100
3 класс - Устные приёмы умножения и деления в пределах 100
2 класс 3 класс
Цели урока:
Образовательные
Закрепить письменные приёмы сложения двузначных чисел в пределах 100
Совершенствовать умение решать задачи в два действия, нахождение периметра
Совершенствовать вычислительные навыки
Развивающие
Развивать умение рассуждать, делать умозаключения.
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, грамотную и правильную речь.
Воспитательные
Воспитание познавательных интересов к предмету
Воспитание коммуникативных навыков
Воспитывать интерес к математике положительную мотивацию к учебе
Воспитывать уважение к одноклассникам, умение вести себя в гостях
ЗдоровьесберегающиеСоздание условий для снятия физического напряжения;
Создавать условия для возникновения ситуации успеха и психологического комфорта на уроке
Индивидуальный подход к учащимся
Обеспечение двигательной активности на уроке.
Образовательные
Закрепить устные приемы табличного умножения и деления
Совершенствовать умение решать составные задачи, задачи на нахождение площади
Совершенствовать вычислительные навыки
Развивающие
Развивать умение рассуждать, делать умозаключения.
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, грамотную и правильную речь.
Воспитательные
Воспитание познавательных интересов к предмету
Воспитание коммуникативных навыков
Воспитывать интерес к математике положительную мотивацию к учебе
Воспитывать уважение к одноклассникам, умение вести себя в гостях
ЗдоровьесберегающиеСоздание условий для снятия физического напряжения;
Создавать условия для возникновения ситуации успеха и психологического комфорта на уроке
Индивидуальный подход к учащимся
Обеспечение двигательной активности на уроке.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Настрой учащихся на сотрудничество и на успешную работу.
Друзья мои ! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
II. Мотивационная установка, планирование работы
- Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости.
- Как вы понимаете её? (Каждый день мы изучаем что-то новое.)
- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем.
Сегодня мы проверим наши знания. Будем работать дружно, помогать друг другу и у нас все получиться.
Правила дружной работы:
Не говорить всем сразу.
Не спорить, а обсуждать и доказывать.
Стараться понять друг друга.
Точно, чётко и грамотно формулировать ответ.
Обращаться за помощью к учителю по необходимости
- С каким настроением вы приметесь за работу? ( С хорошим, …)- Улыбнитесь друг - другу! В путь!
Я пригласила сегодня в гости наших любимых героев, поэтому скучать нам сегодня не придётся.
А вот и они. Встречайте их! (на экране появляются Маша и Медведь.)
III. Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся.
Минутка чистописания
Закрепление полученных знаний
- Сегодня Маша собирается в гости к Мише. Надо помочь собрать гостинцы.
2 класс собирает в корзину яблоки (числа меньше 90)
57, 91, 25, 34, 93, 61, 85, 80
- Прочитайте числа. Какое число лишнее? Почему?
- Запишите числа в тетрадь в виде суммы разрядных слагаемых.
- Взаимопроверка. Поменялись тетрадями, проверяем.
91=90+1
93=90+3
3 класс собирает груши (числа, в которых отсутствуют десятки)
102, 340, 506, 967, 830, 702, 400, 208
- Прочитайте числа? Какое лишнее и почему?
- Запишите в тетрадь оставшиеся числа, запишите в виде суммы разрядных слагаемых
340=300+40+0
967=900+60+ 7
830=800+30+0
- Самопроверка
Ромашка вопросов
Как называются компоненты сложения? (1,2 слагаемое, сумма)
Как называется фигура, у которой все стороны равны? (квадрат, ромб)
В трамвае ехали несколько человек. На остановке вышли 5, а вошли 9 человек. Увеличилось или уменьшилось количество людей в трамвае и на сколько? (увеличилось на 4)
Как называется фигура, у которой все углы прямые? (прямоугольник)
Продолжи высказывание: от перестановки слагаемых… (сумма не изменяется)
Как найти вычитаемое? (из уменьшаемого вычесть разность) Ромашка вопросов
1.Как называются компоненты умножения? Деления?
2. Как определяется площадь прямоугольника?
3. Делимое 74, делитель 2. Укажи частное.
4. Как узнать, сколько раз по 3 содержится в 17?
5.Сумму чисел 63 и 12 раздели на 3.
6. Продолжи предложение: «Умножение двух чисел можно проверить так…»
-Маша часто плохо себя ведет. Давайте напомним ей, как нужно вести себя в гостях.
- Поблагодари, если тебя приглашают в гости.
Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ.
Если обещал, приди обязательно.
Не опаздывай в гости, но и не приходи слишком рано.
На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.
В гостях будь приветлив и весел.
Веди себя в гостях просто, не привлекай внимания окружающих к себе, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.
Если тебя угощают, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения.
Выходя из-за стола, не забудь сказать «спасибо».
Идёт Маша к Мишке и по дороге рассматривает божьих коровок и бабочек
-Подберите ответ к выражению (на бабочках ответы)
8+5= 15-7=
9+3= 11-8=
7+4= 16-9=
9+9= 14-5=
- Полюбовались? К какой группе животных они относятся?
А теперь мы их отпустим на свободу.
Села Маша на пенёк передохнуть и начала на Ромашке гадать (Ромашка вопросов – 2 штуки) по очереди
На полке 16 книг, а на столе 4. Во сколько раз меньше книг на столе, чем на полке? (4)
Как найти делимое? (частное умножить на делитель)
Бабушке 60 лет. Внук в 10 раз моложе бабушки. Сколько лет внуку? (6)
Уменьши 9 в 9 раз. (1)
Продолжи высказывание: от перестановки множителей… (произведение не изменяется)
Когда журавль стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить журавль, если встанет на две ноги? (3кг).
Для начинки медведь взял 18 больших ягод клубники, а маленьких на 5 больше. Сколько всего ягод медведь положил в пирог?
О чём задача? Какие ягоды медведь положил в пирог? Значит, какие слова запишем в краткое условие?
Можем сразу узнать, сколько больших ягод в пироге?
Почему? А можем узнать: сколько маленьких? Каким действием?
Как узнать сколько всего? Почему?
- Решаем самостоятельно
- Самопроверка
Сколько ягод в начинке всего? (41 ягода)
- Пирог получился на славу!
Форму какой фигуры имеет пирог? (прямоугольник) Докажите.
- Найдите периметр пирога.( работа у доски)
Р=30 см+20 см+30 см+20см=100см
- Выразите в дм.
А медведь ждёт Машу и решил он испечь для неё пирог клубникой (самостоятельная работа)
- Придумать задачу по условию и решить её (работа в паре)
Сахар- ? 2 стакана по 100 г
Мука -? 3 стакана по 100 г
Сколько всего?
- Взаимопроверка.
Во сколько действий решили задачу?
Что узнали в 1 действии?2?3?
- Найдите периметр (сильные учащиеся разными способами) и площадь пирога.
(Работа в парах)
Р=(30+20)*2=100 см
S=30*20=600 см2
- Игра с палочками
Выложите из палочек
2класс - лампу, 3 класс – телевизор.
- Из каких геометрических фигур состоит лампа? Телевизор?
Вот и Маша пришла, обрадовался Мишка и начал танцевать!
Музыкальная физминутка с героями урока
- В гости к Маше и медведю пришел заяц.
- Танаграм «Зайка» (складывают на партах)
Угостил Миша гостей и стали они играть в игру
- «Догони меня» (разноуровневая самостоятельная работа). Давайте и мы поиграем в эту игру
уровень
1.Из чисел 48, 1, 14. 4, 40. 81, 8, 18, 84, 44, 80, 88 выпиши все двузначные числа в порядке возрастания
2 уровень
Реши уравнение:
30 + х = 67
3 уровень
Вычисли значения выражений:
40 + 5 = 30 + 20 =
26 + 2 = 70 + 13 =
4 уровень*
В коробке 15 конфет. Когда Саша съел 6 конфет и несколько конфет съел его брат, в коробке осталось 7 конфет. Сколько конфет съел брат?
Проверка по шаблону. Самопроверка
Ребята кто у нас оказался впереди? Кто успел выполнить все задания?
- Танаграм «Зайка» (складывают на партах)
- «Догони меня» (разно- уровневая самостоятельная работа)
1 уровень
Сравните числа:
401 … 386 699 … 700 220 … 202
2 уровень
Реши уравнение:
х : 6 = 9
3 уровень
Найдите значение выражений:
47 + 5 · 3 – 18 =(36 : 6 + 3) · 2 =
4 уровень*
Каждые вторник, четверг и субботу Алёша смотрит по одному новому мультфильму. Сколько новых мультфильмов Алёша посмотрит за 6 недель?
- Самопроверка
-Проверка по шаблону. Самопроверка
- Наша встреча подходит к концу, Маша решила сделать вам подарок, а какой, вы сейчас узнаете, выполнив графический диктант
- Отступи 3 клетки слева , 3 клетки сверху поставь точку и начинай рисовать
Что вам подарила Маша?) (Цветочек)
Попрощаемся с нашими героями
Итог урока
Рефлексия
- Ели вам понравился урок, похлопайте в ладоши, если нет - потопайте ногами.
- Какие задания понравились?
- Какое было самым трудным?- Что было интересным на уроке?
Выставление оценок
Домашнее задание
Приложение
Список использованной литературы
1. Калинина И.Г. Развитие внимания на уроках математики в малокомплектной школе. / Начальная школа, 1999г
2. Математика. 2 класс. Учеб. пособие для общеобр. учрежд. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012
3. Математика. 3 класс. Учеб. пособие для общеобр. учрежд. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013
4. Ситникова Т.Н. , Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике 2 класс – М.: ВАКО, 2013.
5. Ситникова Т.Н. , Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике 3 класс – М.: ВАКО, 2013.
6. Суворова Г.Ф. Совершенствование учебного процесса в малокомплектной школе. – М.: Педагогика, 1999г
Интернет ресурсы:
http://www.4stupeni.ru/ http://www.uchportal.ru/