Использование проблемной ситуации на уроках познания мира


Использование проблемной ситуации на уроках познания мира в разделе «Жизнь животных» Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы. Вопрос становится проблемным при следующих условиях:Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учеб-ной ситуации;Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков. Из проблемной ситуации может быть четыре выхода:а) учитель сам ставит и решает проблему;б) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;в) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;г) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством) . Методические приемы создания проблемной ситуации:Предварительное домашнее задание;Постановка предварительных заданий на уроке;Использование экспериментов и жизненных наблюдении учащихся;Решение экспериментальных и познавательных задач;Задания с элементами исследования; Создание ситуации выбора;Предложение выполнить практические задания; Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий;Использование межпредметных связей. Типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов: I тип - наиболее распространенный. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос. II тип - проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. III тип - проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. IV тип - проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. Дидактические цели:а) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него подсознательный интерес и другие мотивы деятельности; б) поставить его перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;в) обнажить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения посредствам намеченного запаса знаний, умений, навыков; г) помочь ученику определить границы актуализируемых ранее усвоенных знаний и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения;д) помочь ученику определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности. Французский философ Ж.Ж.Руссо писал: «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял». В этих словах Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идеи самостоятельного решения учеником сложных вопросов.