Методическая разработка урока по русскому языку на тему В гости к зиме (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру
2 класс
Тема урока: «В гости к зиме»
УМК «Школа России»
Автор А.А. Плешаков
Автор урока:
Попова Наталия Борисовна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №362
Санкт - Петербурга
Санкт-Петербург 2015
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса.
Программа «Школа России».
Тема урока: «В гости к зиме»
Цель урока:
Обучающая (познавательная) - сформировать у учащихся представления о зимних изменениях в природе, о жизни растительного и животного мира зимой. Познакомить учеников с вращением Земли вокруг Солнца как причиной смены времён года и погодой зимой.
Развивающая - создать условия для формирования действий целеполагания, прогнозирования, постановки и решения проблем связанных с поиском информации и ее структурированием. Умений выражать свои мысли, планировать и реализовать сотрудничество.
Воспитательная - создать условия для формирования действий смыслообразования, нравственно-этического оценивания.
Ожидаемые результаты урока:
Предметные - научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.
Метапредметные – научатся работать в паре: извлекать информацию из текста и иллюстраций, обобщать изученный материал.
Личностные – учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе.
Материал к уроку: учебник А.А. Плешаков « Окружающий мир». 2 класс. Учебник в 2 частях. Часть – 1. – 3-е изд. Москва, Издательство «Просвещение , карточки с текстом, мультимедийная аппаратура.
Оборудование для опыта: Сосуд с водой, 2 полотенца, 2 стула, обогреватель (батарея).
1. Образец текста на карточках для индивидуального прочтения и обсуждения в группе.
№1
Зима…Солнце теперь поднимается в небе совсем невысоко, дни стоят короткие. Поэтому земля получает мало тепла. Снег укрыл землю, ветви деревьев, крыши домов. Реки, озёра, пруды скованы льдом. Замерзла почва.
№2
Зимой обычно стоит морозная погода. Снег в это время сухой, сыпучий. Захочешь, например, слепить снеговика – нечего не получится. Но нередко бывают оттепели. Тогда снег подтаивает, становится влажным и легко лепится.
№3
Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают. Так на дорогах образуется гололедица. В это время пешеходам и водителям автомобилей надо быть особенно осторожными.
№4
Очень интересно наблюдать за снегопадом. В разные дни снегопад бывает различным. В безветренные дни снег падает на землю спокойно, медленно, покрывая её ровным слоем.
№5
Снегопад при сильном ветре называется метелью. Снег кружится, несется по воздуху и по земле. У домов, заборов, деревьев вырастают сугробы.
№6
Довольно часто зимой на деревьях, проводах образуется пушистая снежная бахрома. Это изморось. Удивительно красивым становится при этом всё вокруг. Особенно красиво в это время в лесу и в парке.
2. Задействованные страницы учебника
Технологическая карта урока
Время, мин Элементы методической структуры Содержание этапов занятий Планирование действий
Педагогической оценки
Действия учителя Действия учащихся Организационный момент Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку, присаживайтесь, начать наш урок я бы хотела с высказывания писателя Н.Г.Гарина-Михайловского"Природа - это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучить". Подготовка у уроку 10 Проблемный этап урока -Ребята, сегодня мы отправимся в гости, а к кому вы узнаете, отгадав загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- Правильно! Молодцы!
- Вспомните, предыдущие уроки, какая бывает, природа?
-Что относится к неживой и к живой природе?
- Вспомним, какие приметы зимы вы знаете
(Слайд №2).
- Разделимся на три команды по рядам, Команды по очереди называют приметы зимы. Повторяться нельзя!
-С чем связаны такие изменения в природе? -Почему зимой холодно?
-Давайте разберемся -Зима
-Живая и неживая
-Солнце, звёзды, воздух, вода, камни — неживая природа.
- Растения, животные, человек — живая природа.
- Снег, метель, мороз, снегопад, похолодание, уменьшение продолжительности дня и т.д.- Не знаем
Тема урока - Тема нашего урока: «В гости к зиме». Цель урока Сегодня, мы узнаем, какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением зимы и с чем они связаны.
Задачи урока -Каким путем мы пойдем к цели?
Задачи фиксируются на слайде (Слайд №3)
- Молодцы! Вы правильно определили задачи нашего урока! Будьте очень внимательны! Мы узнаем с вами много нового и интересного. 1) Мы познакомимся с изменениями в неживой природе,
2) Затем в живой природе
3) И ответим на главные вопросы нашего урока: С чем связаны такие изменения в природе? Почему зимой холодно?
Оценивание учащихся, участвующих в целеполагании15 1 Этап «Неживая природа зимой» Цель 1 - Сегодня на уроке мы с вами будем не только путешественниками, но и исследователями. Для того чтобы ответить на вопрос, проделаем опыт, выдвинем предположительные результаты этого опыта, а потом посмотрим, что получится в результате проведения опыта и проверим чьи предположения будут верны.
Суть работы
на I этапе Опыт: Повесим намоченное и отжатое полотенце на спинку стула, стул повернем спинкой к батарее отопления. Второе такое же полотенце на другом стуле разместим боком к батарее на том же расстоянии. Оставим их до середины урока. Ваши предположения, какое полотенце будет сохнуть быстрее и почему?
– Чье предположение верное мы узнаем позже, а сейчас проверим, что же вы знаете о времени года - зима.
-Как вы думаете, когда наступает зима?
-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. (Слайд № 4)
А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
А сейчас вы познакомитесь с другими изменениями в неживой природе. На партах у вас лежат карточки с текстом. Прочитайте текст, обсудите его в четверках (по две парты), подготовьте сообщение. И выберите выступающего в группе.
(На слайде, по ходу ответов учеников, высвечиваются ключевые словосочетания. Слайд №5)
Предположения учащихся
- Как только выпал снег, первого декабря и т.д.
1.- Солнце поднимается в небе не высоко, короткие дни, мало тепла, замерла почва, реки и озера покрылись льдом
2 –морозная погода и оттепель,
3 – гололедица
4 –снегопад
5 – метель
6 - изморозь Оценивание учащихся, включенных в работу
Итог 1 - Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Поэтому устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. Зимой могут быть такие явления природу, как оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь. ЭЛП Идем в гости к зиме, продолжаем наш путь
Ветер дует ледяной
(Дети машут руками)
И вздымает снега тучу.
(Дети крутят руками)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит,
(Дети садятся в глубокий приседна несколько секунд, потом встают)
(Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа.
(Потягивания – руки в стороны)
Солнце светит в небесах.
(Потягивания – руки вверх)
Скачет по полю лиса.
(Прыжки)
Ну, а мы чуть-чуть пройдемся
(Ходьба)
И за парты вновь вернемся.
(Дети садятся за парты).
10 II этап «Живая природа зимой»
Суть работы на II этапе (Слайд№6) Скажите, к кому в гости мы попали? Картинка к сказке «Морозко»
Когда рукодельница, взбивала перину Морозу Ивановичу, что она заметила?
-Почему под снегом некоторые растения зеленые?
-Есть травянистые растения: земляника, озимая рожь, озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче перенести зимние морозы. (Слайд №7)
-Все ли травянистые растения зимуют зелеными?
-А как зимуют деревья?
- Лиственные деревья умирают зимой?
- Как мы можем в этом убедиться?
(Слайд №8)
В этом легко можно убедиться, если рассмотреть почку растения. Снаружи она покрыта плотными чешуйками. Раздвинув ее мы увидим маленькие зеленые листочки. Чешуйки защищают их от мороза и высыхания. Листочек сидит на крошечном стебельке, который так же спрятан в чешуйке. Зимой дерево как будто спит. А весной из почек вырастут молодые стебли с листьями.
- Какую роль выполняет снег для растений?
- Зимой мы не видим живых листьев, цветков, почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих тысячелетий растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. В конце зимы под снегом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.
В лесу можно встретить не только растения, но и различных зверей и птиц. Но всех ли мы встретим зимой? Давайте посмотрим на картинки и назовем тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу.
(Слайд №9)
- А в жизни других животных что-то изменилось?
- Оказывается, снег защищает не только растения, но и согревает животных.
Например: Лось в глубоком снегу не зарывается полностью. На поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. Лесные мыши и мыши полевки делают себе ходы под снегом и свободно перемещаются, добывая там желуди, орехи, зеленую траву, а так же ветки у которых обгрызают кору. Мы их не можем услышать, а вот лисы и ласки хорошо слышат шуршание мышей и охотятся на них.
Вашим домашним заданием будет узнать, как зимует белка, медведь и заяц К Морозу Ивановичу
- Что под снегом отдыхает зеленая травка.
- Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть
- Нет, у многих растений отмирает наземная часть.
-Хвойные деревья зимуют зелеными. Лиственные деревья сбрасывают листья.
Нет, они только кажутся мертвыми, но это не так
Предположения учащихся
- Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло, он укрывает и корни растений и не дает им замерзнуть. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)- Ежа, медведя и барсука мы не можем встретить, они в спячке.
- Белка и заяц – меняют окрас.
Уногих животных шерсть становится более густой и тёплой ,т.к. отрастает подшёрсток .
Оценивание учащихся, включенных в работу
Итог 2 Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не видим живых листьев, цветков, почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. Животные тоже приспособились к этому холодному времени года. Хорошо в гостях у зимы, но нам нужно возвращаться в класс. ЭЛП ФизминуткаМы погреемся немножко, (Натираем плечи)
Мы похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши)
Ножками потопаем (Топаем на месте)
И себя похлопаем. (Хлопаем по коленям про зиму)
Ну вот мы с вами снова в классе 8 III этап Ответы на поставленные вопросы Цель 3 - Так с чем же связаны изменения в неживой и живой природы зимой? Суть работы на III этапе Чтобы это выяснить вернемся к нашему опыту с полотенцем
- Потрогайте полотенце, что заметили
– Какое полотенце больше высохло? Почему?
– Сделайте вывод: Как действуют прямые и косые тепловые лучи от нагревателя?
С чем это связано?
- А теперь свяжите это с нашим опытом
- Так и Солнце нагревает землю. От земли нагревается воздух. Летом, когда лучи более прямые, земля нагревается сильнее и воздух становится теплым. Зимой тепловые лучи более косые. Земля нагревается слабее, и воздух становится холодным.
Откройте страницу 57 вашего учебника и сравните схематическое изображение солнечных лучей. К какому времени года относится первый рисунок? Второй? Почему?
-Теперь мы можем ответить на вопрос
-Почему зимой холодно?
-Так с чем связаны такие изменения в неживой и природе зимой?
-А от чего зависит наклон солнечных лучей?
-Почему летом солнце поднимается выше, чем зимой?
Вы найдете ответ, на этот вопрос, прочитав текст на странице 58.
- А теперь соединим все события вместе
(Слайд №11)
-Полотенце, которое висело напротив батареи более сухое.
-Это полотенце было повернуто полностью и тепла получало больше
- Прямые лучи нагревают поверхность сильнее, чем косые.
- На первое полотенце, повернутое спинкой к батарее, падали прямые тепловые лечи и оно высохло, и нагрелось быстрее, А на полотенце повернутое боком к батарее падали косые тепловые лучи, оно влажное, так как получило меньше тепла. Так и зимой лучи более косые, земля нагревается медленней
-Первый рисунок – лето, так как солнечные лучи падают прямо и нагревают поверхность земли сильнее.
-Второй рисунок – зима, так как солнечные лучи косые и нагревают поверхность земли слабее.
-Да
Предположения учащихся
- Он наклона Солнечных лучей
- От высоты солнца
- Не знаем
- Ось вращения Земли всегда направлена к полярной звезде.
При движении Земли по орбите, солнце больше освещает то Южное, то Северное полушарие. Когда Северное полушарие повернуто к солнцу – это время года лето.
- Когда Южное полушарие поворачивается к солнцу, в северном полушарии наступает зима, от этого солнечные лучи соврем мало нагревают Землю.
- Земная ось направлена на Полярную звезду, Земля движется вокруг Солнца
- Пока наше полушарие направлено к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые, это теплое время года –лето
- Пока наше полушарие повернуто от солнца, дни у нас короткие, лучи косые, это холодное время года – зима
Оценивание учащихся, включенных в работу
Итог 3 -Ответили ли мы на поставленные вопросы?
- С чем связаны такие изменения в природе с приходом зимы?
Почему зимой холодно?
Да!
С наклоном земной оси и движением Земли вокруг Солнца.
Потому что наше полушарие Зимой повернуто от солнца и солнце поднимается ниже над горизонтом. От этого солнечные лучи косые. Оценивание учащихся
7 ЗЭУ Ребята, вот и подходит концу наш урок!
И пора подвести итоги!
Вывод по уроку Сегодня мы побывали в гостях у зимы и узнали все ее секреты! Понравилось ли вам у нее в гостях?
- В начале урока мы ставили задачи, давайте обратимся к ним: (Слайд№11)
1) Мы познакомиться с изменениями в неживой природе зимой.
2) Познакомиться с изменениями в живой природе зимой.
3) Ответить на вопросы:
С чем связаны такие изменения в природе? Почему зимой холодно?
Кто подведет итог по первому вопросу?
По второму?
По третьему?
Вы абсолютно верно все отметили, наклон земной оси, и движение Земли вокруг Солнца определяют погоду оказывающее влияние на живую и неживую природу зимой.
1) Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Поэтому устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. Зимой могут быть такие явления природу, как оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь.
2) Зима – период покоя в жизни растений. Снежный покров защищает растения и согревает животных. Животные тоже приспособились к этому холодному времени года. Кто-то меняет окрас, а кто-то впадает в спячку.
3) С наклоном земной оси и движением Земли вокруг Солнца.
Потому что наше полушарие Зимой повернуто от солнца и солнце поднимается ниже над горизонтом. От этого солнечные лучи косые. Поэтому зимой холодно.
Оценивание учащихся
МП Запишите домашнее задание: выяснить, как зимует белка, медведь и заяц. Ребятам, которые хорошо работали на уроке, я поставлю оценки в дневники.