Возможности использования ИКИ в профессиональной деятельности учителя
Возможности использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов
Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, самой главной среди которых, на мой взгляд, можно считать информационную компетенцию. Чтобы в достаточной мере овладеть данной компетенцией требуется длительное время и процесс овладения эффективнее начинать с начального звена общеобразовательной школы. Сейчас невозможно представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее. Ведь главная задача учителя увлечь ребенка, сделать так, чтобы он сам хотел получать новые знания, не боялся трудностей, уверенно шел к поставленной цели.
Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. С помощью MS Word можно разрабатывать проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Я думаю, что одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Презентации MS PowerPoint позволяют учителю: наглядно представлять материал; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации. Также, я считаю, что для закрепления материла, можно использовать видеосюжеты и музыкальные произведения. Во многих школах используют интерактивные доски. Они позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для учителей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учителя могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. У каждой школы есть свой официальный сайт, на котором, как и ученикам, так и родителям можно получить информацию о занятиях, мероприятиях, педагогах, узнать их контакты для связи. Электронный классный журнал помогает оптимизировать взаимодействие учителей с родителями. Такое представление позволяет сделать обучение открытым и доступным для всех участников образовательного процесса. Также используют современные информационно-коммуникационные технологии для дистанционного образования учащихся начальных классов. Это работа с одаренными детьми, часто болеющими детьми, а также системы факультативов для всех учащихся.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.