Познавательное занятие Путешествие осеннего листочка
МБДОУ «Детский сад «Рябинка»
Конспект НОД в средней группе.
Тема: «Путешествие осеннего листочка»
Воспитатель:
Срутдинова К.Р.
г.Заинск
Конспект НОД в средней группе.
Тема: «Путешествие осеннего листочка»
Задачи:
Обобщить знание детей об осени, способствовать обобщению представления детей об осени, как времени года, о характерных признаках осени, погодных условиях в осеннее время; учить согласовывать существительное с прилагательными, отгадывать описательные загадки; воспитывать интерес к изучению природы, любовь и доброе к ней отношение, сопереживание по отношению к животным, сформировать желание помогать их; развивать мышление, творческое воображение.
Предварительная работа:
Наблюдение за природой, птицами, беседа о зимовье зверей, о перелетных птицах, заучивание стихов «Листопад» В. Мирович, «Осень» Е. Трутнева, чтение худ. литературы: Я. Тайца «По грибы», отгадывание загадок об овощах, опытно-эксперементальная деятельность в природе; изготовление поделок из природного материала, рисование, аппликация на осеннюю тему.
Оборудование:
Мяч, мультимедийный проект, слайды с изображением огорода, леса, осеннего листа, силуэты животных, изделия в виде дождя из грибов, яблок, морковок, ягодок.
Ход занятия:
- ребята сегодня по дороге в детский сад я встретила мышонка, и он мне рассказал одну замечательную историю. Хотите послушать: он гулял по парку и подул ветерок. Вдруг на него что то упало. Потом еще и еще. И с деревьев начали падать разноцветные листья: желтые, красные, оранжевые, бардовые. Листья летели и кружились в воздухе. Какой красивый праздничный салют.
-ребята, как вы думаете, что увидел мышонок?
- Как называется явления, когда падают много-много листьев? (Листопад)
- А когда бывает листопад? (осенью)
- А почему падают листья? (деревья осенью ложатся спать, они сбрасывают листья, потому, что их тяжело держать на своей голове).
-Ребята ,а как вы думаете, на улице сейчас какое время года? (осень) Почему вы так думаете? ( дети называют приметы осени).
-вам нравится листопад? (Да) Давайте поиграем в игру «Листопад».
Ветер дует, задувает,
Ветер дерево качает!
(поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону)
Падают листочки
На траву, на кочки.
(приседаем и встаем).
Ветер дует, задувает
Ветер листики срывает.
(Поднимаем руки вверх и опускаем вниз).
Как же веткам не дрожать?
Как им листья удержать?
( руки перед собой, трясем листьями).
Листья в воздухе кружатся,
Листья на траву ложатся.
(кружимся на месте, потом приседаем).
- Понравилось вам играть? (да) А теперь тихонечко сели. Послушаем, что мне мышонок еще рассказал.
-Ребята, он мне рассказал, что после листопада на дереве остался один кленовый листочек. (Слайд «дерево с кленовым листочком, дуновение ветра). И он хочет посмотреть, куда же полетит этот любопытный и упрямый листочек, который не хочет падать на землю, но мышонок очень маленький, и боится не успеть за ним. Ребята, а вы хотите посмотреть, куда полетит осенний листочек? (Да). Так давайте вместе с листочком попутешествуем и потом все расскажем мышонку.
( Слайд «Листок летит», слайд «Огород»)
- Куда же прилетел наш листочек? Что это ребята? (огород) А как вы догадались, что это огород? А что растет на огороде (овощи).
Мы узнаем, если отгадаем загадки.
Оранжевой красавице 2) Сидит, дет во сто шуб одет,
Расти на грядке нравится, Кто его раздевает,
Ботвой укрылась ловко Тот слезы проливает (Лук)
Зовут её (морковка).
3) Её копали, 4) Без окон, без дверей
Потом в мешок собрали Полна горница гостей.
Не вмещается немножко- (огурец)
Уж очень крупная…. (картошка)
Он покраснел, 6) Розовой кафтанчик
Это значит, он созрел, Зеленый сарафанчик
Нам пора корзинку брать, Сама прячется, низко,
(помидоры) собирать. В земле растет…(редиска)
Будут очень вкусные
Пироги капустные
Растет она не густо
Зовут её (капуста).
- Молодцы, ребята, все правильно отгадали. А как можно эти продукты назвать одним словом? (Овощи)
Ребята, а сейчас я вам загадаю еще одну загадку:
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся (фрукты).
- Молодцы, ребята, правильно отгадали. Дети, скажите, где растут овощи? ( в огороде, на грядке, в земле). А где растут фрукты? (в саду, на деревьях). А когда собирают урожай овощей и фруктов? (осенью). А какие заготовки из овощей и фруктов делают люди? (компоты, салаты, соленные помидоры и огурцы, варенье).
А давайте поиграем в игру. Пальчиковая игра «Огород».
Огород у нас хорош
Где ещё такой найдешь?
Удивляется народ:
Как богат наш огород!
Что растет покажем
И про все расскажем
Здесь у нас не пусто
Выросла капуста
Вот укроп, а вот петрушка,
Это свекла и картошка,
Это тыква и горох.
Урожай совсем не плох!
Репа, редька и морковка…
Много разных овощей,
Мы наделаем салатов
И наварим вкусных щей.
- Ой, смотрите, ребята листочек опять полетел, интересно, куда он приземлился? (слайд «Летающие листики» и « Деревенский дворик»).Дети, наш листочек-путешественник опустился на деревенский дворик. Кого повстречал он там? (слайд «Домашние животные»). (Дети называют домашних животных).
- А как можно их назвать одним словом? (дом. животные)
- А почему мы их называем домашними животными? ( потому что они живут около людей, за ними ухаживают люди).
-Ребята, а давайте поиграем в игру « Кто кем был? Я буду бросать мяч, кто его поймает, должен ответить на вопрос, « Кем был (была)?»
-курица…..(цыпленок)
-корова…...(теленок)
-свинья……(поросенок)
-коза………(козленок)
-лошадь……(жеребенок)
-кошка…….(котенок)
-собака……(щенок)
-цыпленок…..(яйцо)
- Молодцы, ребята, хорошо поиграли. Смотрите, наш осенний листочек-проказник опять куда-то полетел. Куда же он прилетел? (Слайд «Осенние леса»).
- Дети, посмотрите вокруг – как красиво! Вам нравится в лесу? Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу?)(Слайд «Осенняя береза, рябина и ель»).
- Правильно это берёза. Как вы догадались, что это береза? ( только у березы ствол белый и черные черточки на стволе).
- А это что за дерево? Правильно, рябина. Как вы догадались, что это рябина? (на ветках висят оранжево-красные ягоды рябины). А это что за дерево? Правильно, ель. А чем отличается ель от других деревьев? (она покрыта иголками, она всегда в зелёном убранстве). (Слайд «Осенние леса»).
- Ребята, давайте послушаем лес. Почему так тихо в лесу. Не видно бабочек, жуков, божьих коровок, даже комары не жужжат над головой? Да, правильно, потому что они прячутся на зиму под корой, под листочками. А какие животные живут в лесу, давайте позовем их?
(Слайд «Дикие животные»).
А как можно назвать их одним словом? (это дикие животные). Почему они дикие? ( Они живут в лесу, за ними не ухаживает человек).
- Ребята, а как вы думаете, как дикие животные готовятся к зиме?
Медведь- запасает жир и готовит себе уютную берлогу. Он зимой спит.
Белка- запасает на зиму орешки, шишки, грибы сушит.
Ёжик – готовит место под кучей листьев и хвороста. Он запасается в пору и спит зимой.
Мышки – запасают зернышки в норках.
Заяц – меняет шубку ( из серой становится белой).
Волк и Лиса всю зиму охотятся.
- Ребята, молодцы, всё правильно. А скажите какой дождик бывает осенью? (холодный, моросящий, мелкий, сильный, проливной, иногда со снегом).
- Да, правильно. И лесным зверям очень грустно в это время в лесу, давайте мы превратимся в волшебников и подарим им сказочный дождь? Например, кому мы подарим грибной дождь? ( На доске висят дожди, к ним прикрепляем зверей).
Грибной дождь – белочке,
Яблочный дождь – ёжику,
Морковный дождь – зайцу,
Ягодный дождь – медведю.
(Дети по очереди находят зверей и прикрепляют их к доске).
-Давайте поиграем в игру. Какой бывает осень? Я вам буду бросать мяч, кому я его брошу, будет отвечать на вопрос.
Мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Листья осенью какие? (красивые, желтые и т.д…)
- Дождь осенью, какой? (холодный).
- Птицы осенью, какие? (перелётные).
- Деревья осенью, какие? (нарядные, голые).
- Звери осенью, какие? (меняющие шубки).
После игры тихонечко сели.
- Вот мы с вами увидели, какие деревья растут в лесу, как лесные звери готовятся к зиме. Ребята, скажите, а можно в лес ходить без взрослых? (нет). А вы в лес ходили осенью? (Да, собирать грибы). Да, ребята, сейчас в лесу много грибов. Как вы думаете, все грибы в лесу можно есть? (нет). Какие бывают грибы? (Съедобные и ядовитые). (слайд Мухомора). А этот гриб можно есть? (нет, он ядовитый). А грибы можно выдёргивать из земли как морковку? (нет, надо аккуратно срезать его ножом, чтобы остался корень (грибница), и на следующий год на этом же месте выросли грибы). Правильно, ребята, ведь грибы едят не только люди, но и животные. Если не будет грибов, им нечем будет питаться. А в лесу можно шуметь? (нет). Почему? Можно распугать лесных жителей. А ломать ветки деревьев, кустарников? (нет).
- Ой, ребята, смотрите, листочек-путешественник больше не летит, он заснул среди своих братьев и сестёр.
(Слайд «осенние листья под деревьями»).
- Вот, ребята, мы посмотрели, как путешествовал наш осенний листок, давайте мы сегодня с вами вечером нарисуем рисунки о том, где побывал осенний листочек, и подарим их мышонку, чтобы он узнал, где путешествовал листок.