Работа с гиперактивными и агрессивными первоклассниками
Работа с гиперактивными и агрессивными первоклассниками
Адаптационный период в школе ребенку нужен, потому что у него есть много проблем, которые надо преодолеть. Среди них есть и такая, как рассеянность, которая замедляет усвоение материала. У некоторых детей преобладает игровая мотивация обучения. Поэтому в этот период на первых уроках используется много игр. Нужно сформировать произвольное внимание в изобразительной деятельности, сюжетно - ролевых играх, конструировании, выразительном языке педагога. Также дети непоседливые и их надо всегда контролировать, подталкивать умело на учебный процесс. А для реализации этого, ребенку потребуется помощь психолога, учителя.
Во время адаптационного периода учитель работает над развитием памяти, над формированием внимания учащихся, над дисциплиной класса на уроке, учит работать коллективно, формирует коллектив учеников. У ребенка надо сформировать уверенность в себе, повышать самооценку. В игровой форме нужно учить детей понимать результативность каждого действия, обучать предсказуемости, ответственности. Ребенок тогда будет иметь хорошие знания, когда у него не будет проблем с общением, не будет у него стрессов, проблем в семье.
В период адаптации надо обращать внимание на импульсивность детей, потому что они часто начинают отвечать, не дослушав вопрос, часто перебивают ответы других, не контролируют свои действия. Поведение таких детей слабоуправляемо. Такие ученики при выполнении задач ведут себя по-разному.
С такими детьми нужно работать, учитывая их особенности:
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на короткие периоды, которые часто повторяются.
4. Использовать физкультминутки.
5. Быть драматическим, экспрессивным педагогом.
6. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
7. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
8. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
9. Договариваться с ребенком об определенных действиях заранее.
10. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
11. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
12. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
13. Давать ребенку возможность выбора.
14. Оставаться спокойным.
Постоянные окрики, замечания, угрозы, наказания не улучшают поведение гиперактивного ребенка.
В детских коллективах бывают и агрессивные дети, которые, возможно, получали плохое воспитание в семье, или причиной их агрессивности являются соматические заболевания или заболевания головного мозга. Также влияют на детскую агрессию частые родительские наказания.
Такие дети часто теряют контроль над собой, отказываются работать правильно, намеренно раздражают других, часто других обвиняют в своих ошибках, сердятся. Они завистливые и мстительные.
Критерии определения агрессивного ребенка:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто намеренно раздражает людей.
5. Часто обвиняет других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-то.
7. Часто завистливый, мстительный.
8. Раздражительный, очень быстро реагирует на окружение (детей и взрослых).
Рекомендации по работе с агрессивными детьми
1. Быть внимательным к потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказание не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрационного события.
7. Учить распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Проведя определенные наблюдения, можно сказать, что первоклассникам обеих вышеуказанных категорий обязателен адаптационный период при поступлении школу, а также необходимо определенный уровень готовности к школе.
Успешной адаптации первоклассника к школе способствует правильная организация учебного-воспитательного процесса:
- Наличие материальной базы (классная и игровая комнаты, спальня, отдельное помещение для подвижных игр, раздевалка, туалет, столовая);
- Четкое соблюдение режима дня (двигательная активность, дневной сон, закаливающие процедуры, прогулки, игры, отсутствие домашних заданий). Этот режим дня несколько похож на тот, который был в детском саду, к которому дети привыкли;
- Обеспечение оптимального гигиенического микроклимата учебных комнат (температура, световой коэффициент, влажность воздуха, отсутствие постороннего шума), что предотвращает утомляемость и заболеваемость у детей;
- Учет в учебной работе возрастных особенностей первоклассников, в частности, их способность к активному произвольному восприятию не более 15 минут, затем расслабление и изменение деятельности;
- Учет уровня развития и состояния здоровья каждого ребенка для обеспечения индивидуальной работы;
- Создание в первых классах особенно комфортного психологического микроклимата, который будет способствовать позитивному эмоциональному состоянию ребенка.
В адаптационный период нужно правильно работать с родителями, проведя родительские собрания, заполнив ознакомительные анкеты для родителей первоклассников.
Тест для родителей первоклассников: «Что знает ребенок о школе»
Теперь определите, что знает о школе ваш ребенок. Ведь уже первого сентября у него возникнет много вопросов и сложных ситуаций. Для вас эти детские тревоги покажутся мелочами, а для него трудными задачами. Будьте предусмотрительны и помогите ребенку заранее, уже сейчас, найти выход из будущего затруднительного положения.
Спросите у него:
1. Как обращаются к учительнице?
2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
3. Что нужно сказать, если нужно выйти в туалет?
4. Что такое урок?
5. Как узнают, что пора начинать урок?
6. Что такое перемена?
7. Для чего нужна перемена?
8. Как называется стол, за которым дети пишут?
9. На чем пишет учитель, когда объясняет задание?
10. Что такое оценка?
11. Какую оценку может получить ученик?
12. Что такое школьный дневник?
13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
14. Что такое каникулы?
Тест для родителей первоклассников
«Как ребенок воспринимает информацию».
1. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок?
а) смотреть телевизор, рассматривать картинки, игрушки, фотографии;
б) слушать песни, петь, угадывать мелодии
в) делать что-то самостоятельно, делать поделки и т.п.
2. Как устанавливает контакт с другими детьми?
а) трудно, друзей почти не имеет;
б) без проблем вступает в контакт с детьми и взрослыми, доброжелателен ко всем;
в) любит играть с детьми, организатор общих дел.
3. Как ведет себя, когда приходят гости?
а) стесняется, ведет себя тихо, мало говорит;
б) с удовольствием рассказывает о своих делах;
в) не сдерживает свои эмоции при незнакомых и взрослых людях, беспокойный, не выслушивает их до конца.
4. Как ведет себя со сверстниками?
а) не любит шумные игры, не берет на себя главные роли, пассивный;
б) спокойно наблюдает за детьми, исполняет роли, хорошо подражает;
в) любит руководить игрой, часто меняет замысел, нетерпеливый;
5. Как переживает неудачу?
а) сосредоточивается на себе, отделяется от других;
б) спокойно пытается повторить действия;
в) бурно, эмоционально, плачет;
6. Как выражает просьбу?
а) молча смотрит, просит «глазами»;
б) много говорит, требует, доказывает, аргументирует;
в) касается, ластится, меняет тон голоса.
7.Что делает с наибольшим интересом?
а) любит конструкторы, компьютерные игры, смотрит телевизор, рассматривает картинки;
б) рисует, что-то делает руками
в) слушает музыку, говорит.
8. Что рассказывает о детском саде, школе?
а) мало рассказывает о своих впечатлениях;
б) рассказывает о друзьях, все, что услышал от учителя, воспитателя;
в) рассказывает о том, что делали днем.
9.Как засыпает?
а) быстро и спокойно;
б) нуждается в общении, капризничает, когда его оставляют без сказки;
в) беспокойно спит, долго крутится перед сном.
10. Какой подарок желает больше всего?
а) компьютер;
б) музыкальный центр;
в) домашнее животное.
11. Любит рисовать?
а) больше всего любит рассматривать картинки;
б) нет;
в) рисует постоянно, много рисунков в тетради.
12.Что помогает дома по хозяйству и что больше всего любит делать?
а) помогает убирать на книжных полках, раскладывать вещи на места;
б) не любит помогать, но с желанием орудует пылесосом;
в) любит совместные домашние дела, но не доводит дела до конца.
13. Как быстро меняется настроение и по каким причинам?
а) при возникновении конфликта переживает все в себе, наружу не показывает;
б) может легко обидеться на любое повышение голоса;
в) быстро меняется, если начинается какая-то совместная работа в семье.
14. Какие идеи и фантазии приходят чаще в голову?
а) что-то изменить в окружающей обстановке, новую одежду, вещи;
б) придумывает слова, прибаутки, легко угадывает загадки;
в) поехать на экскурсию, пойти в цирк, театр, что-то делать.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
За каждый ответ «а» - 1 балл, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.
14 - 20 баллов - ребенок воспринимает образно-зрительную информацию;
20 - 28 баллов - ребенок воспринимает мнимо-слуховую информацию;
28 - 42 балла - ребенок воспринимает эмоционально-чувственную информацию.
Данные в анкетах помогут определить контингент класса, понять, каким образом наиболее правильно осуществлять учебно-воспитательный процесс.