Чтобы ребенок стал послушным.


Чтобы ребенок стал «послушным».
Игры и упражнения, несмотря на внешнюю простоту правил, требуют от ребенка преодоления внутренних препятствий и являются определенным шагом в овладении своим поведением. И это преодоление, что особенно ценно, происходит не по приказу и принуждению взрослого, а добровольно, по желанию самого ребенка. Такая маленькая победа над собой, которая внешне выглядит как выполнение правил, приносит много радости ребенку, и, несомненно, является мощным орудием, при помощи которого происходит естественное развитие произвольной саморегуляции ребенка, а значит и развитие его послушания.
 
«Поиграйте со мной»
(Сборник игр для развития произвольной саморегуляцииу детей дошкольного возраста.)
1.     «Слушай хлопки!»
Играющие свободно перемещаются по комнате. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу и прыгать). На три хлопка играющие в свободной позе. Правила можно усложнять, добавляя 4-5 хлопков.
2.     «Движение по кругу»
Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий крутится вокруг себя, четвертый приседает и встает и т.д. Темп ускоряется.
3.     «Запрещенное движение»
Играющие стоят лицом к ведущему. Под музыку,  на начало каждого такта повторяют движения, которые показывает ведущий.
 Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Темп можно ускорить.
4.     Игра «Кто первый прыгнет в круг».
С помощью ленты или веревки на полу выкладывается большой круг. Дети стоят по внешнему периметру круга. Ведущий говорит: «Когда вы услышите слово «ДОМ», быстро прыгайте в круг». Ведущий произносит разные слова. Дети ждут, когда ведущий произнесет слово, которое служит сигналом для прыжка. Рекомендуется произносить также похожие слова  (дым, ком и т.д.)После нескольких проигрываний слово – сигнал меняется.
5.     «Колпак мой треугольный» (старинная игра).
Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». (Для начала фразу следует немного поучить.) Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).
6.    «Черепаха».
Ведущий становится у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Нельзя останавливаться и двигаться назад – за это «черепашка» снимается с соревнований. Через 2—3 минуты ведущий подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз, пока дети не поймут, что двигаться нужно как можно медленнее. Игру можно усложнить болельщиками, которые будут подзадоривать участников словами «давай-давай!», «кто победит!», эту функцию может взять на себя и ведущий.  
7.     «Руки—ноги».
    И.п. — стоя.
    Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
    Ноги вместе — руки врозь.
    Ноги врозь — руки вместе.
    Ноги вместе — руки вместе.
    Ноги врозь — руки врозь.
    Цикл прыжков повторить несколько раз.
8.     «Дракон».
Участники стоят друг за другом, держась за талии впереди стоящего ребенка. Первый ребенок — это «голова дракона», последний — «кончик хвоста». Дракон будет ловить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, то на место головы дракона встает другой ребенок.
9.  «Ритм по кругу».
Дети садятся полукругом. Ведущий отстукивает несложный ритм. Дети внимательно слушают и по команде ведущего его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду. «Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончите, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала.» Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок — получает штрафное очко или выбывает из игры. Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие и громкие.
10.  «Кто летает?».
Дети садятся на полу полукругом, ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки, если не летает — руки у детей опущены. Когда ведущий сознательно ошибается, детям необходимо своевременно удержаться и не поднять руку. Ребенок, который не удержался, должен заплатить фант и выкупить его в конце игры, выполнив какое-либо задание.
11.   «Что слышно?».
И.п. — сидя на полу. Взрослый предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит в комнате, за дверью, на улице. Затем необходимо рассказать, какие звуки они слышали. Можно подсчитать услышанные звуки и выбрать победителя.
12.    «Считалочки-бормоталочки».
Ведущий просит детей повторить фразу: «Идет бычок, качается». Играющим необходимо несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз они произносят вслух все три слова, во второй раз они произносят вслух только слова «идет бычок», а слово «качается» произносят про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз они произносят вслух только слово «идет», а слова «бычок, качается» произносят про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз дети произносят все три слова про себя, заменяя их тремя хлопками.
          Итак, это выглядит следующим образом:
          1. Идет бычок, качается.
          2. Идет бычок (хлопок).
          3. Идет (хлопок) — (хлопок).
          4. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
Таким образом, можно «прохлопать» все стихотворение, любые другие стихотворения, считалки, скороговорки и пр.
Оптимизация мышечного тонуса:
13.   «Силач».
Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.
14. «Травинка на ветру».
 Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).
15.     «Потянулись — сломались».
 Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Взрослый: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)… А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), вы сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол… Лежим расслабленно, безвольно, удобно… Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».