Практическая работа по крымоведению Сравнительная характеристика двух рек
Урок Класс 8Дата
Тема: Практическая работа №6. Сравнительная характеристика-описание двух-трех рек (по выбору учителя).
Знать: план характеристики реки.
Развивать умения: 1) самостоятельно и в группе решать учебные и познавательные задачи; 2) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Воспитывать осознание значения внутренних вод Крыма, необходимости их сохранения для нынешних и будущих поколений
Тип урока: выполнение практической работы.
Оборудование: физическая карта Крыма.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка полученных знаний.
- Каково значение пресных вод для Крымского полуострова.
- От чего зависит размещение внутренних вод на территории Крыма.
- На какие группы делятся крымские реки? Дайте краткую характеристику групп.
- Чем паводок отличатся от половодья? Когда можно наблюдать эти явления эти явления на крымских рек?
- Как рассчитать падение и уклон реки
Выполнение практической работы.
Работа в группах по 3-4 человека.
Составить план характеристики реки.
Примерный план:
1. Название реки.
2. Исток, направление течения, устье.
3. К бассейну, какого океана принадлежит.
4. Источник питания.
5. Тип водного режима.
6. Падение и уклон реки.
7. Характеристика течения.
8. Хозяйственное использование реки и ее охрана.
Учащиеся дополняют таблицу.
Критерии для сравнения РЕКА РЕКА
АльмаБельбек - наиболее многоводная река Крыма.
Исток, устье, протяженность Исток - на северном склоне Бабуган-Яйлы из слияния рек: Сары-Су и Бабуганка.
Устье …
84 км Исток – …
из слияния рек — Биюк-Узеньбаш и Манаготра.
Устье …
63 км
К бассейну, какого океана принадлежит Направление и характер течения Притоки слева Сухая Альма и Бодрак, а справа — Коса, Мавля и Саблынка. слева приток Коккозка, который в свою очередь образуется от слияния речек Сары-Узень и Аузун-Узень
Тип питания и режим реки
Падение и уклон реки Достопримечательности Источник Савлых-Су находится на территории Козьмодемьяновского монастыря. Вода его поступает в особую купальню в виде часовни и считается целительной у богомольцев и туристов. Р. Аузун-Узень берет начало в живописном Большом каньоне Крыма.
В долине реки Бельбек находятся такие достопримечательности Крыма как Сюйреньская крепость и пещерный монастырь Челтер-Коба. Природной достопримечательностью долины являются скалы Бельбекского каньона.
Хозяйственное использование Партизанское и …………………
Водохранилища
Ученик рассказывает об источнике Савлых-Су.
Савлых-Су (Савлух-Су) — памятник природы местного значения. В его водах содержится редко встречающееся в естественных источниках серебро. Появление источника связывают с братьями Козьмой и Дамианом, жившими в III в. н. э., благодаря молитвам которых он появился. Когда о свойствах воды узнали местные жители, сюда потянулись паломники. Именно они дали ему такое название: савлух — здоровье, су — вода.В 20-е годы ХIХ в. на средства графини Софьи Потоцкой у целебного источника соорудили домик для богомольцев. Открытие же киновии (небольшого монастыря) состоялось после окончания Восточной (Крымской) войны. Купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, староста Александро-Невского собора в Симферополе Иван Санютин в благодарность за исцеление от многих болезней возвел над источником малую церковь с двумя купальнями, а поблизости — несколько келий. В конце ХIХ в. здесь же построили каменную часовню с бассейном из аккуратно обтесанных серых андезитовых плит. День и ночь бурлила холодная, как лед, вода. Далее она поступала в просторный деревянный бассейн купальни. Низкая температура не останавливала паломников, которые с твердой верой в исцеление окунались в прозрачные воды.Рядом с монастырем появился царский охотничий дом, где в советские времена разместили лесной кордон. Сейчас он носит имя Седуна в память о леснике, погибшем от рук браконьеров. На месте бывшей царской охоты организовали заповедник. Под контору, лаборатории и жилье сотрудников заповедника использовали строения Козьмо-Дамиановского монастыря. В одной из церквей организовали Музей природы. Во время Великой Отечественной войны фашисты разрушили и сожгли все здания. Остались лишь подпорная стена и часовня, в которой когда-то и был устроен каптаж.Сразу после освобождения полуострова Крымский государственный заповедник начали восстанавливать. Вновь открывались лесные кордоны. В Центральную котловину на кордон Седуна через два года после окончания войны лесником назначили Константина Алексеевича Леонова. Он приехал сюда с семьей — женой, дочерью Ниной и сыном Николаем. Их поселили в единственном сохранившемся каптажном здании.Сын лесника, ныне симферополец Николай Леонов вспоминает, что часовню перегородили на две части, устроив таким образом комнату и кухню. Под полом день и ночь шумел источник Савлых-Су. Чтобы избавиться от сырости и холода, приходилось чуть ли не круглый год топить печь.Дети работников заповедника ходили в школу на кордоне Хыр-Алан (ныне Березовый). В одной комнате обучались ученики сразу четырех классов, и бывало, что четверокласснику подсказывал первоклассник.
Занятия вела учительница Тамара Васильевна Лазько. И жили все школьники в одной комнате. С большим нетерпением ждали вечера, чтобы перед сном послушать русские народные сказки. Один читал — все слушали.Многие эпизоды из послевоенной жизни на лесном кордоне вспомнились брату и сестре...
Рефлексия
Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?
Что вызвало наибольшую трудность?
Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?
С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем неинтересно)?
Домашнее задание: