Применение кейс-технологий на уроках
Применение кейс-технологий на уроках английского языка.
Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания социальных наук не только в высших учебных заведениях и семинарах по повышению квалификации работников разных сфер, но и в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Ситуационную методику обучения часто называют кейс–методом. Отличительными особенностями кейс–метода являются: - описание реальной проблемной ситуации; - альтернативность решения проблемной ситуации; - единая цель и коллективная работа по выработке решения; - функционирование системы группового оценивания принимаемых решений; - эмоциональное напряжение учащихся. Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса. Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно–воспитательной деятельности. Таким образом, кейс–метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ и другие формы и методы преподавания. Кейс-метод можно представить в как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс- методе свои роли. Метод, интегрированный в кейс-метод (характеристика его роли в кейс- методе- моделирование, построение модели ситуации). Системный анализ (системное представление и анализ ситуации ).Мысленный эксперимент (способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования ).Методы описания (создание описание ситуации). Проблемный метод (представление проблемы, лежащей в основе ситуации). Метод классификации (создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации ).Игровые методы (представление вариантов поведения героев ситуации ).«Мозговая атака» (генерирование идей относительно ситуации). Дискуссия (обмен взглядов по поводу проблемы и пути её решения ).При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода: – как указывалось выше, кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна; – в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку; – результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы. Несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся. – важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся. Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей. Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации :- закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); - отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки); - отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур); - экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения). Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения, суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации. Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста , и включает в себя следующие этапы: - индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.
Мастер-класс:
Кейс-метод на уроках английского языка в старших классах
Учитель английского языка Смирнова Елена Евгеньевна
Для начала работы необходимо:
Тщательно проработать лексику и грамматику, необходимую для ясного выражения своих идей и убеждения собеседников в своей правоте.
Дифференцировать материал и задачи кейса для обучающихся с разным уровнем владения предметными ЗУН.
Убедиться, что занятие проходит на заключительном этапе изучения той или иной темы раздела учебника.
Где и как применять кейс-метод
При подготовке к части С единого государственного экзамена
При проведении уроков дискуссий и полемик по актуальным темам и вопросам
При организации диалогической и полилогической речи как одного из видов речевых упражнений
В проектно-исследовательской деятельности
Раздел С ЕГЭ по английскому языку. Подводные камни. Кейс-метод как эффективное средство «борьбы» с проблемными зонами.
Требования к аргументации собственного мнения по предложенной проблеме выявляют множественные проблемы с самостоятельностью мышления обучающихся и недостаточной сформированностью так называемого критического мышления.
Кейс-метод позволяет развивать необходимые навыки, а именно четкое выполнение поставленной задачи, умение сформулировать противоположное мнение, умение аргументировать и защищать собственную точку зрения, мыслить критически и решать поставленную задачу в условиях цейтнота, а также развивать стратегическое мышление.
Почему полемика, а не дискуссия?
Дискуссия– это спор за доказательство одной мысли. Задача – прийти к консенсусу различными путями.
Полемика– это спор за мысль. Задача – доказать, что твоя идея правильна.
Понимание разницы понятий – ключ к положительной тенденции при работе с обучающимися.
Полемика как упражнение помогает подготовиться к написанию эссе в ЕГЭ по английскому языку.
Формирует стратегически мыслящую личность, умеющую правильно и грамотно справляться с поставленной задачей.
Опосредованный характер полемики расширяет круг возможностей ее применения на уроках.
Организация полемики на уроках
Вводное занятие по объяснению понятия, ключевой терминологии, основным положениям проведения спора.
Тренировочные вводные упражнения полемического характера в форме опроса.
Подготовка учителем кейса.
Индивидуальное изучение кейса учениками. Подготовка к занятию по кейсу.
Организация работы на уроке в группах.
Пример кейса по типовому заданию экзаменационного типа номер 1
Класс делится на 3 группы – 2 проблемные группы, 1 фокус-группа.
Группа 1 придерживается строго одной точки зрения на проблему, группа 2 – прямо противоположной.
Группы (после индивидуальной работы над кейсом, подготовки собственного выступления по теме в качестве домашнего задания) обсуждают свою точку зрения, выдвигают аргументы в его пользу.
Группы 1 и 2 представляют свое мнение с доказательствами. Фокус-группа отслеживает выступления, выбирает наиболее объективное и грамотно аргументированное мнение.
Пример кейса по типовому заданию экзаменационного типа номер 2
После индивидуальной работы над кейсом и домашних «заготовок» обучающиеся делятся на пары.
После самостоятельной работы в парах у доски выслушиваются импровизированные споры отдельных пар, остальные обучающиеся слушают, делают конспекты, решают, чьи аргументы были наиболее объективными и убедительными.
Критерии оценки – грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая адекватность суждений.
Анонимное голосование, выбор победителя спора.
Пример кейса по типовому заданию экзаменационного типа номер С2
После индивидуальной работы над кейсом обучающиеся делятся на 2 группы и каждая получает домашнее задание – аргументировать определенную точку зрения на проблему, с прямо противоположных сторон.
На уроке группы вынужденно меняют «полюса».
Выступая с аргументами, обучающиеся получают возможность иначе взглянуть на проблему, а также оценить выступления своих одноклассников.
Примеры тематики кейсов:
Примерные задания к эссе (задание С2 ЕГЭ по английскому языку). Например,
« Подросткам необходимо давать карманные деньги». Каково Ваше мнение на этот счет? Аргументируйте».
«Фаст-фуд очень популярен сегодня. Это быстро и удобно. Но многие эксперты считают, что это очень вредно для здоровья». Какого ваше мнение по этой проблеме?
Завершающие проектные работы по разделам учебника. Например, «Составьте список архитектурных достопримечательностей мира, которые по вашему мнению могут считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор.»
Урок-беседа по темам разделов учебника. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков в средней школе, например, Семья, Еда, Хобби, Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии и проч.
Применение кейс-метода в обучении иным аспектам речевой деятельности:
Мозговой штурм.
Научно-исследовательская деятельность на уроке.
Проектная деятельность.
«Работа в группах»
Кейс заведомо разбивается на части. Класс делится на группы – рабочие группы и фокус-группа. Группы получают только определенную часть кейса. В группах назначается «руководитель», с ним проводится по необходимости дополнительная разъяснительная работа.
Материал тщательно изучается в группах, «руководитель» группы следит за полным пониманием поставленной задачи и усвоением материала.
Группы делятся своей частью материала с остальными учениками. Фокус-группа выслушивает материал, делает выводы и выдает классу собранный в одно целое материал.