Конспект урока письма и развития речи в 8 классе Неопределенная форма глагола


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кстовская школа-интернат»
Открытый урок
по письму и развитию речи
по теме «Неопределённая форма глагола»
в 8 классе.
Выполнила учитель письма:
Н.М. Фомина
2013-2014 учебный год
Тема: « Неопределённая форма глагола»
Цель: знакомство с неопределённой формой глагола
Задачи:
Учить выделять глаголы в неопределённой форме в тексте и ставить к ним вопрос.
Отрабатывать умение правильного написания глаголов неопределённой формы.
Закрепление навыка грамматического разбора глагола.
Учить образовывать неопределённую форму от глаголов временной формы.
Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение), образное мышление.
Закреплять навык саморегуляции поведения.
Расширять лексический строй глаголами профессионального направления
Воспитывать умение слушать ответы своих товарищей.
Воспитывать самостоятельность при усвоении и закреплении учебного материала.
Оборудование: схема морфологического разбора глагола, опорная таблица
« Неопределённая форма глагола», карточки с глаголами, карточка со словарным словом, карточки с разноуровневыми заданиями, звукозапись А. Вивальди «Времена года. Зима», учебники, тетради.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учителя и гостей. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы урока.
- Послушайте стихотворение.
Что для меня предметы? Лишь названья.
А я приду - всё в действие придёт!
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб в полях растёт.
- О какой части речи идёт речь в стихотворении?
- Совершенно верно. Сегодня на уроке мы продолжим изучать глаголы.
Проверка домашнего задания.
- К сегодняшнему уроку вам было задано выучить правило о глаголе и повторить все его грамматические признаки.
А) Повторение правила.
- Итак, что мы называем глаголом?
- Назовите грамматические признаки глагола.
Учитель на доске выкладывает алгоритм правила о глаголе (приложение 1).
- Повторим правило с опорой на схему (учащиеся III –IV уровня).
Б) Выполнение задания в подборе к глаголам схемы разбора
- На доске даны схемы грамматического разбора глаголов, а на карточках - глаголы. Задание: подбери к каждой схеме свой глагол (приложение 2).
Задание для учащихся I-II уровня.
Изучение нового материала.
А) Сообщение новой темы
- Глагол - настоящий богач среди частей речи. Каких только грамматических форм у него нет: и время, и число, и лицо, и род в прошедшем времени!
- Но есть ещё одна форма у глагола, которая называется неопределённая форма глагола.
Учитель показывает опорную таблицу « Неопределённая форма глагола»
(приложение 3).
- Глаголы этой формы отвечают на вопросы: что делать? Что сделать?
- Заканчиваются на –ть (ся), -чь(ся), -ти.
Б) Запись числа и темы урока в тетрадях.
В) Работа с учебником
- Сейчас мы с вами постараемся найти глаголы неопределённой формы в стихотворении « Анютина минута» на странице 136 в учебнике.
Ученик читает текст стихотворения в учебнике.
- Найдём и выпишем глаголы неопределённой формы в 2 столбика. В первый столбик – глаголы, отвечающие на вопрос что делать?
Во второй - на вопрос что сделать?
- Количество глаголов в двух столбиках оказалось неравным, я предлагаю дополнить 1 столбик примерами глаголов, которые Анюта может употребить на уроках швейного дела (глаголы подбираем фронтально, 1 ученица записывает их на доску).
- Мы записали глаголы в два столбика. Догадайтесь, почему эта форма глагола называется неопределённой? Какие грамматические признаки в ней нельзя определить?
- Итак, наша схема-правило дополняется ещё одним пунктом - неопределённая форма глагола. И теперь при разборе глагола мы будем указывать эту форму глагола.
Г) Словарная работа
- А теперь поработаем со словарным словом: коловорот.
- Как вы думаете: что это такое? Как и где используется?
*записываем в тетрадь;
*объясняю значение
(ручной столярный инструмент для сверления отверстий);
* ставим ударение;
* находим и подчеркиваем буквосочетание –оло-;
* делим на слоги;
* производим фонетический разбор;
* устно составляем предложение.
Динамическая пауза.
- А теперь немного отдохнём. Опустите голову на парту, закройте глаза, послушайте, что делает метель зимой?
Включаю звукозапись.
Закрепление нового материала.
А) Образование от глаголов временной формы глаголов неопределённой формы
- Что же делала метель в этом музыкальном произведении? Назовите глаголы.
Учитель записывает глаголы на доске столбиком и просит образовать от них глаголы неопределённой формы с последующей проверкой.
Б) Грамматический разбор
-Метель мела, бушевала, ревела, выла и утихла. Сделаем грамматический разбор глагола «утихла».
В) Самостоятельная работа. Для работы предлагаются разноуровневые задания (приложение 4).
Домашнее задание.
Упражнение 181 на странице 137
Итог, оценки.
- С какой формой глагола мы познакомились на уроке?
- Почему она так называется?
- На какие вопросы отвечает? На что оканчивается?
Приложение 1.
ГЛАГОЛ
ЧАСТЬ РЕЧИ
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА
ВРЕМЯ
ЧИСЛО
РОД
ЛИЦО
ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: СКАЗУЕМОЕ
Приложение 2.
ХОХОЧУ
РАССЕРДИЛАСЬ
СПОЮТ
ЗАВИДУЕШЬ
-гл., наст. вр., ед. ч., 1 л., сказуемое
- гл., буд. вр., мн.ч., 3 л., сказуемое
- гл., прош. вр., ед. ч., ж. р., сказуемое
Приложение 3.
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Что делать? Что сделать?
Строить
Читать
Отвечать
Учить
Беречь
Заниматься
Улыбаться
Идти Решить
Испечь
Ответить
Забыть
Поймать
Положиться Прятаться
Забыть

Приложение 4.
У-1
Задание: образуй глаголы неопределенной формы от данных слов.
Ремонт – Желтый –
Старость – Смешной -
Жвачка – Бритый -
Печка – Строительный -
Улыбка - Отважный -
У-1
Задание: исключи лишнее слово из каждой строки.
Мелочь, толочь, дичь, речь.
Цвести, прелести, горести, гости.
Печь, беречь, стеречь, прилечь.
Стучать, бренчать, печать, отвечать.
Мать, писать, кровать, зять.
У-2
Задание: глаголы, данные в скобках, поставь и запиши в неопределенной форме.
Полезные советы.
Когда ты просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (подготовить) к зарядке. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно.
У-2
Задание: соедини устойчивые словосочетания с глаголами неопределенной формы.
Повесить голову – баловать.
Зарубить на носу – загрустить.
Бить баклуши – запомнить.
Гладить по головке – бездельничать.
Класть зубы на полку - голодать.
Обвести вокруг пальца - обмануть.
Держать язык за зубами - молчать.
У-3
Задание: образуй неопределенную форму глагола от данных глаголов.
Думаю – Копит -
Течет – Спите –
Бродишь – Умеют -
Лечу - Хохочет -
У-3
Задание: спиши, в скобках поставь вопрос.
Если спорится работа – (…?) спать не охота.
Дом возвести – не плетень (…?) заплести.
Без труда жить – только небо (…?) коптить.
Любишь брать, люби и (…?) отдавать.
Кто хочет много (…?) знать, тому мало надо (…?) спать.
У-4
Задание: найди в тексте и подчеркни глаголы неопределенной формы.
Не мешайте мне мечтать Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать. Сосать, Чавкать, чмокать, уплетать
Долго-долго не глотать, Наслаждаться, смаковать. Мне не надо в рот смотреть
Совесть надобно иметь! Так могу и подавиться.