Доклад на тему«Изучение отношений педагогов и школьников в учебном процессе»
.
ДОКЛАД НА ТЕМУ «ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»
Изучение взаимоотношений педагогов с учащимися – процесс длительный, сложный, но необходимый и обязательный в работе каждого педагога. Не зная реальных отношений, нельзя правильно определить характер взаимодействия с воспитанниками. Изучив эти взаимоотношения, педагог создаёт условия, при которых происходит формирование действительно гуманистических отношений, владеет необходимыми методами сбора информации, умеет эту информацию обработать, проанализировать. Эти мысли утверждал К.Д.Ушинский. В предисловии к своему труду «Человек как предмет воспитания» он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К этому сегодня мы можем добавить: ребёнка нужно не только узнать, но и правильно сформировать отношения педагога с учащимися в учебном процессе и внеурочное время.
На отношения педагогов и школьников существенное влияние оказывают: 1) атмосфера в школе, 2)стиль и тон её жизни, её традиции. Сформировавшийся стиль жизни как бы задаёт определённый тип отношений.
В развитии отношений педагогов со школьниками не последнее место при надлежит мастерству учителя, его компетентности, умению строить и регулировать отношения. Психолого-педагогическая эрудиция позволяет педагогу вовремя зафиксировать нежелательные тенденции в отношениях, выяснить их причины, выбрать наиболее оптимальные пути для их устранения, откорректировать своё собственное поведение, отрегулировать отношения учащихся с коллегами, друг с другом , с родителями. Некомпетентный же педагог не только не регулирует отношения, а усугубляет их низким уровнем своей работы. Следовательно: не любая организация взаимодействия педагога с учащимися способствует гуманизации отношений педагогов и учащихся. А какая же способствует?
1)Личностно-значимое взаимодействие, то есть формирование отношений взаимной веры, свободы выбора, взаимного уважения, помощи, сопереживания.
2)Необходимо специальное педагогическое внимание к отношениям, которые формируются между педагогом и учащимся.
3)Сохраняющаяся система отношений, в которой роли педагогов и школьников строго распределены, вступают в противоречие с социальными требованиями сегодняшнего дня. Вот почему для педагога важно уметь изучать реальную систему отношений и выявлять противоречия в ней.
Как же изучать отношения педагогов и учащихся?
Существуют различные методики:
1)метод наблюдения;
2)метод незаконченных предложений. Например:
А)Сотрудничество педагогов и учащихся-это
Б)Я ценю в людях
В)Быть современным учителем – это значит
Г)Более всего я ценю в учителе
Д) В нашей школе мне больше всего нравится
Е)В наши уроки я бы включил
Метод сочинения. Примерные темы:
А) Я и моя школа.
Б) Я и мои учителя.
В) Если бы я был учителем.
Г) Если бы я был классным руководителем.
Эти методики позволяют определить, какие стороны деятельности классного руководителя выделяют учащиеся, какие формы и способы работы они оценивают положительно или отрицательно и почему. Я обследовала с помощью этих методик 4 класса (58 человек) и получила результат:
Оптимальные черты учителя:
1)чувство юмора -51 человек
2)в меру строгий -48 человек
3)Объективность, справедливость -37 человек
4)душевная чуткость, открытость -29 человек
5)вселенское терпение -21 человек
6)знание психологии - 18 человек
7)сдержанность, самообладание - 16 человек
8)мудрость - 16 человек
9)уважение к ученикам - 14 человек
10)требовательность - 11 человек
11) общительность -7 человек
Итак, информация есть. Полученную информацию можно обсудить с педагогами и самими учащимися. Это заставит ребят о многом задуматься. Полученную информацию можно использовать для улучшения реальной ситуации.
15