Рабочая программа по биологии 7 класс УМК И. Н. Пономарева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 имени М. М. Пришвина
города Ельца Липецкой области



«Согласовано»

Руководитель МО

__________ Н. Н. Иванникова

Протокол №

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________ Л.М. Моргачева




« Утверждено»

Директор МБОУСО школы №1 им. М. М. Пришвина

___________ О.В. Гришанова
Приказ №_________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 7 «Г» класса
базовый уровень



Разработчик:
учитель биологии
Т. М. Черепенникова
I кв. категория










Липецкая область город Елец
2015 – 2016 учебный год.

Пояснительная записка

Цели программы:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи программы:
1 – задачи обучения:
1) создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования;
продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии и мультимедийные уроки;
продолжить развивать у детей общеучебные умения: особое внимание уделить развитию информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником и другими информационными источниками, подготовку детьми сообщений, презентаций;
2) закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков;
3) создать условия для развития творческих способностей учеников через систему креативных заданий;
2 – задачи развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер;
обеспечить усвоение обучающимися знаний об особенностях животного мира в соответствии со стандартами биологического образования;
продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;
продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения через систему разнообразных заданий;
продолжить развитие внимания, памяти;
особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез);
развивать стремление добиваться особых успехов,
продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал;
3 – задачи воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующейся социально-успешной личности, позитивного ценностного отношения к живой природе;
способствовать формированию у обучающихся коммуникативной, экологической компетентностей.













































Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа:
Федеральный закон от 29.12.12 №273 «Об образовании в РФ»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312;
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения;
Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499;
Образовательная программа МБОУ СОШ №1 им. М.М.Пришвина (утверждена приказом №269 от 28.08.15 ).
Локальный акт «Положение о структуре, разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин.».

























рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Сборник: Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы: программы – М.: Вентана-Граф, 2011.), рассчитанной на 2 часа в неделю, и разработанной в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования в основной школе.

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы.
Программа И.Н. Пономаревой содержит сведения предусмотренные стандартом биологического образования, учебник к данной программе включает систему лабораторных работ.
Согласно программе И.Н. Пономаревой все разделы общеобразовательной дисциплины биологии в основной школе изучаются следующим образом: в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.», в 7 классе – «Животные», в 8 классе – «Человек», в 9 классе – «Основы общей биологии». Это позволяет ученикам, оканчивающим основную школу, получить полное представление о важнейших закономерностях живой природы, о биологическом разнообразии и его ценности в жизни Земли и человека, о возможностях рационального использования природных ресурсов биосферы. Изучение биологии в 6-9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.
Важнейшие особенности данной программы: увеличение объема экологического содержания; усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира, изучению живой природы России, в том числе и родного края; усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям об устойчивом развитии природы и общества; расширение перечня лабораторных работ, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения обучающихся.
В учебнике к программе И. Н. Пономаревой часть текста дана шрифтом, отличным от основного. Этот материал предназначен для тех, кто хочет узнать больше о живой природе и изучать материал на повышенном уровне, что может быть использовано учителем при разноуровневом и дифференцированном обучении.
Данная программа имеет межпредметные связи с другими изучаемыми предметами, что способствует интеграции образования.

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312, на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Курс «Животные» изучают в течение одного учебного года в 7 классе. Данный курс имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся.
Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

Количество учебных часов.
68 (2 часа в неделю), в том числе лабораторных работ – 9.
Формы организации образовательного процесса:
традиционные уроки (урок усвоения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);
уроки с игровой состязательной основой (игра, соревнование, турнир, эстафета и т.д.);
уроки – публичные формы общения (конференция, дискуссия, аукцион, ярмарка, телепередача, консилиум и т. д.);
уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);
уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (смотр знаний, семинар, зачёт, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)
интегрированные уроки;
лабораторные работы;
заочные мультимедийные и видеоэкскурсии.

Технологии обучения:
технология объяснительно-иллюстративное обучение;
технология разноуровневого дифференцированного обучения;
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения;
личностно-ориентированные технологии обучения;
игровые технологии;
информационные технологии обучения.














Виды и формы контроля:
устный опрос в форме беседы;
тематическое тестирование (приближенное к заданиям ГИА и ЕГЭ);
устные зачёты;
лабораторный контроль (оцениваются отдельные работы по усмотрению учителя);
индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
сообщения, презентации;
индивидуальные домашние задания (письменные и устные);
итоговая контрольная работа по КИМам, приближенным к КИМам ГИА.
Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:
особое внимание при контроле знаний уделяется проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой;
биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через проведение наблюдений, эксперимента, практических и лабораторных работ, решение логических задач и др.;
особенность предмета «Биология» отражена в программных требованиях к практическим умениям учащихся, следовательно, при проверке знаний и умений учитывается оценка не только теоретических знаний, но и практических умений;
с целью подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ, контроль по биологии проводится по форме контрольно-измерительных материалов ГИА и ЕГЭ на весь урок или как этап урока
Промежуточная аттестация в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке проведения текущего контроля промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные образовательные программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом или федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования в МБОУ СОШ № 1 им.М.М. Пришвина, утвержденным приказом от 31.08.2013 г. № 319, проводится во 2-11 классах в конце учебного года в форме подсчета среднего балла по итогам учебного периода (четвертей или полугодий).

Планируемый уровень подготовки обучающихся: базовый.

Информация об используемом учебнике:
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: животные. - М., изд. центр «Вентана-Граф», 2011 г.













Содержание учебной программы.
1. Общие сведения о мире животных (4 ч).
Зоология - наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
признаки животных, отличие животных от растений, среды жизни и места обитания животных, место и роль животных в природных сообществах, основные систематические группы животных;
уметь:
объяснять: роль науки о животных в практической деятельности людей и самого ученика, роль животных в жизни человека и собственной деятельности, взаимосвязи животных и окружающей
среды; разнообразия животных в сохранении биосферы; необходимость защиты животных; изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за животными, поведением животных, сезонными изменениями в природе; распознавать и описывать: наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных; выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на жизнь животных, последствий деятельности человека на животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки биологических объектов, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
проведения наблюдений за природными объектами; соблюдения правил поведения в окружающей среде; поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.

2. Строение тела животных (2 ч).
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
строение животной клетки, ткани животных, органы и системы органов в организме животных;
уметь:
давать определения, перечислять черты сходства и различия у растений и животных, распознавать на рисунках части клетки и виды тканей, узнавать на таблицах органы и системы органов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.

3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч).
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 1. Строение и передвижение инфузории-туфельки.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
основные черты одноклеточных, строение и жизнедеятельность амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории туфельки, значение их в природе и жизни человека;
уметь:
давать характеристику простейших, узнавать на рисунках и таблицах основных представителей, рассматривать простейших под микроскопом и делать рисунки, сравнивать строение простейших организмов, делать выводы; представлять информацию в виде мультимедиа-объектов с системой ссылок и соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права;
- на повышенном уровне:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых простейшими животными; проведения наблюдений за природными объектами; поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.


Подцарство Многоклеточные животные.
4.Тип Кишечнополостные (3 ч).
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
признаки многоклеточных организмов, общую характеристику типа, среду обитания и внешнее строение гидры, строение и значение всех клеток ее тела, размножение гидры, регенерацию и ее значение для организма, рефлекс, многообразие и значение морских кишечнополостных;
уметь:
давать характеристику типа, называть процессы жизнедеятельности, уметь пользоваться рисунками, схемами, таблицами, узнавать на рисунках основных представителей кишечнополостных; представлять информацию в виде мультимедиа-объектов с системой ссылок и соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.

5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч).
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторная работа № 2. Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость.
Лабораторная работа № 3. Внутреннее строение дождевого червя.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
общую характеристику типов, общую характеристику классов: Сосальщики, Ленточные, Малощетинковые, приспособления к паразитизму, меры борьбы с червями-паразитами, роль червей в природе и жизни человека;
уметь:
называть признаки типов и классов, называть органы и системы органов, узнавать на рисунках представителей разных типов и классов, показывать усложнение плоских, круглых и кольчатых червей в процессе эволюции, раскрывать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями, делать выводы, наблюдать за объектами, сравнивать, обобщать; представлять информацию в виде мультимедиа-объектов с системой ссылок и соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
проведения наблюдений за природными объектами, поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.

6. Тип Моллюски (4 ч).
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение (на примере биоценозов водоемов и рек Липецкой области).
Лабораторная работа № 4. Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков.
Тематическое тестирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
признаки типа, внешнее и внутреннее строение прудовика и беззубки, черты приспособленности моллюсков к среде обитания, многообразие моллюсков, признаки классов, соответствие строения выполняемым функциям, их роль в природе и жизни человека;
уметь:
называть признаки типа, процессы жизнедеятельности, черты приспособленности к среде обитания, узнавать представителей типа на рисунках, работать с натуральными объектами; представлять информацию в виде мультимедиа-объектов с системой ссылок и соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
проведения наблюдений за природными объектами, поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.

7. Тип Членистоногие (8 ч).
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах (на примере местных лесных биоценозов).
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей на территории Липецкой области. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого, обитающих на территории Липецкой области). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями в сельском хозяйстве Липецкой области. Охрана насекомых в России и Липецкой области.
Лaбopamoрная работа № 5. Внешнее строение насекомого.
Тематическое тестирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
признаки типа, классов, внешнее и внутреннее строение речного рака, паука-крестовика, насекомого, черты приспособленности организмов к среде обитания, стадии развития насекомых, многообразие членистоногих, их роль в природе и жизни человека, шелководство, пчеловодство, охраняемых насекомых Липецкой области;
уметь:
называть признаки типа, классов, распознавать на рисунках, таблицах, в коллекциях представителей разных групп, находить их отделы тела, зарисовывать внешнее строение насекомых; представлять информацию в виде мультимедиа-объектов с системой ссылок и соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими насекомыми, клещами, насекомыми-переносчиками заболеваний, использования биологических методов борьбы с вредными насекомыми; поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.

8. Тип Хордовые (32 ч).
Подтип Бесчерепные (1ч).
Общая характеристика типа хордовых.
Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (6 ч).
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения.
Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. 3апасы осетровых рыб и меры по ик восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводное производство и его значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма - карп. Другие виды рыб, используемые в прудовык хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторная работа № 6. Особенности строения рыб в связи с образом жизни Тематическое тестирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
признаки рыб, внешнее и внутреннее строение рыб, особенности строения в связи со средой обитания, взаимосвязь строения с функциями, обмен веществ, поведение рыб, многообразие и значение рыб, охраняемые виды рыб в России и Липецкой области;
уметь:
называть признаки типа, класса, находить отделы тела и органы рыб, распознавать на рисунках представителей разных отрядов, зарисовывать внешнее строение рыбы; обосновывать необходимость охраны рыб; представлять информацию в виде мультимедиа-объектов с системой ссылок и соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
соблюдения мер охраны рыбного богатства; поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.

Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч).
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных на территории Липецкой области.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
признаки класса, внешнее и внутреннее строение земноводных в связи со средой обитания, особенности строения в сравнении с рыбами, размножение и развитие, отряды Хвостатых и Бесхвостых, происхождение земноводных, охраняемые виды в России и Липецкой области;
уметь:
называть признаки класса, находить у земноводных отделы тела, распознавать на рисунках представителей разных отрядов; обосновывать необходимость охраны рыб; представлять информацию в виде мультимедиа-объектов с системой ссылок и соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
соблюдения мер охраны представителей класса земноводные; поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч).
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местнык условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека на примере Липецкой области.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Проискождение пресмыкающикся от древних земноводных.
Тематическое тестирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
признаки класса, внешнее и внутреннее строение, черты сходства и различия с земноводными, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с переходом к наземному образу жизни, происхождение пресмыкающихся, древние пресмыкающиеся, многообразие пресмыкающихся, охраняемые пресмыкающиеся России и Липецкой области;
уметь:
называть признаки класса, распознавать представителей разных классов на рисунках;
находить черты сходства и отличия земноводных и пресмыкающихся, объяснять, чем это обусловлено; представлять информацию в виде мультимедиа-объектов с системой ссылок и соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
соблюдения мер охраны представителей класса пресмыкающиеся; оказания первой помощи при укусах змей; поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.


Класс Птицы (7 ч).
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. Птицеводство на территории Липецкой области.
Лабораторная работа № 7. Особенности строения птиц в связи с образом жизни Лабораторная работа № 8. Строение скелета птицы.
Тематическое тестирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
признаки класса, внешнее и внутреннее строение, черты сходства и отличия с пресмыкающимися, особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания, размножение птиц, строение яйца, забота о потомстве, поведение птиц, рефлексы: условные и безусловные, причины перелетов и способы их изучения, происхождение птиц, приспособленность птиц к среде обитания и сезонным изменениям в природе: гнездования, кочевки, перелеты, экологические группы птиц, роль птиц в природе и жизни человека, птицеводство;
уметь:
называть признаки класса, находить особенности во внешнем и внутреннем строении, связанные с полетом, распознавать представителей разных экологических групп, распознавать отделы тела птиц, части перьев, отделы скелета, зарисовывать строение пера, применять знания для охраны птиц; представлять информацию в виде мультимедиа-объектов с системой ссылок и соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
соблюдения мер охраны птиц, соблюдения правил поведения в окружающей среде, выращивания и размножения домашних птиц, ухода за ними; поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.

Класс Млекопитающие, или Звери (9 ч).
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах Липецкой области. Промысел и промысловые звери, акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих в Липецкой области
Лaбoрamoрная работа № 9. Строение скелета млекопитающих.
Тематическое тестирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
признаки класса, внешнее и внутреннее строение, черты сходства и различия с пресмыкающимися, усложнения в строении млекопитающих в сравнении с другими классами хордовых, размножение и развитие, происхождение млекопитающих, отряды класса Млекопитающих, черты приспособленности представителей отрядов к среде обитания, роль млекопитающих в природе и жизни человека, сельскохозяйственные млекопитающие, происхождение домашних животных, мероприятия по охране млекопитающих, породы сельскохозяйственных животных;
уметь:
находить черты усложнения млекопитающих во внешнем и внутреннем строении, называть признаки отрядов, узнавать представителей разных отрядов, определять систематическое положение представителей разных отрядов; представлять информацию в виде мультимедиа-объектов с системой ссылок и соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
соблюдения мер охраны зверей, соблюдения правил поведения в окружающей среде, выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.

9. Развитие животного мира на Земле (2 ч).
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, понятие о естественном и искусственном отборе, происхождение одноклеточных и многоклеточных организмов;
уметь:
называть доказательства эволюции; объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
соблюдения мер охраны животных, соблюдения правил поведения в окружающей среде; поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.

10. Природные сообщества (1 ч).
Естественные природные и культурные сообщества организмов (биогеоценозы и агроценозы). Место и роль животных в природных сообществах. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Трофические связи в природных сообществах. Цепи питания. Экологические ниши. Численность животных в природе и причины ее колебаний. Колебание численности животных в агроценозах.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
понятия о биоценозе и агроценозах, их особенностях, отличия биоценозов от агроценозов, понятия об экосистеме, цепях питания;
уметь:
называть примеры биоценозов, агроценозов, сравнивать биоценозы и агроценозы, составлять пищевые цепи из приведённых примеров организмов, называть роль животных в природе; проводить наблюдения в природе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
соблюдения мер охраны животных, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений в природе; поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.

11. Заключение (1 ч).
Животный мир как многообразие организмов, популяций, видов и сообществ. Уровни организации живой природы. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Экскурсия № 4. Многообразие животных в природе.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
признаки животных, популяций, экосистем и агроэкосистем, биосферы; животных своего региона; уровни организации живой природы, меры охраны и рационального использования животных;
уметь:
называть роль животных в природе; проводить наблюдения в природе; узнавать животных своего региона;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
соблюдения мер охраны животных, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений в природе; поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.



















Учебно-тематический план

№ п/п
Тема
Кол-во часов
Лабораторные работы
Контроль (тематическое тестирование)

1.
Общие сведения о мире животных
4



2.
Строение тела животных
2



3.
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные
4
1


4.
Тип Кишечнополостные
3



5.
Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви
5
2


6.
Тип Моллюски
4
1
1

7.
Тип Членистоногие
8
1
1

8.
Подтип Бесчерепные
1



9.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы
6
1
1

10.
Класс Земноводные, или Амфибии
4



11.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
5

1

12.
Класс Птицы
7
2
1

13.
Класс Млекопитающие, или Звери
9
1
1

14.
Развитие животного мира на Земле
2



15.
Природные сообщества
1



16.
Заключение.
1



17.
Итоговое тестирование.
2

2


Итого:
68
9
8























Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать:
признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; животных своего региона;
сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности животных, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
называть:
общие признаки живого организма;
основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
приводить примеры:
усложнения животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и пород животных;
характеризовать:
строение, функции клеток животных;
строение и жизнедеятельность животного организма;
питание гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
размножение, рост и развитие животных;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
обосновывать:
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать:
организмы животных;
клетки, ткани, органы и системы органов животных;
наиболее распространенные виды животных своего региона, животных разных классов и типов;
сравнивать:
строение и функции клеток растений и животных;
организмы автотрофы и гетеротрофы;
типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания:
о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о соблюдения гигиенических норм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности паразитических червей для обоснования приемов профилактики заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать вывод:
о клеточном строении организмов всех царств живой природы;
о родстве и единстве органического мира;
об усложнении животного мира в процессе эволюции.




















































Литература
Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Биология. Животные. 7 класс: Поучроные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина/ Авт. –сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2005.
Васильева Г.Д. Зоология: Проверочные карточки и тесты. 7-8 классы. – М.: Рольф, 2001.
Игошин Г.П. Уроки биологии в 7-м классе. Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004.
Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Экология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2003.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.
Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998.
Пименов А.В., Пименова Е.А. Биология: Дидактические материалы к разделу «Животные». 7-8 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
Пугал Н.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Цитадель-трейд, 2002.
Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.
Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь/ Под ред. В.М. Константинова. – В 2-х ч.- М.: Вентана-Граф, 2000.
Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология. Экология. Животные: Сб.заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.:Мнемозина, 2000.
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Шурхал Л.И. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельных работы учащихся по биологии. – Ч.2. – М.: Школа-Пресс, 2001.
Юнусбаев Б.Х. Биология. Тесты: Животные/ Под ред. В.И. Сивоглазова. – М.: АРКТИ, 2001.
Я иду на урок биологии: Зоология: Пресмыкающиеся: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

Интернет-ресурсы
http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых
http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник «Животные в России и СНГ».
http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.
http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.
http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.
http://plife.chat.ru/ - «Совершенная жизнь» - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.
http://animals.mega.net.kg/ - «Хищники» - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.
http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.
http://www.zooclub.ru/ - «Зооклуб» - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.
http://e-l-k.narod.ru/ - «Животные - удивительное рядом» - Удивительные факты из жизни животных.
http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии.
http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.
http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе «Ох уж эти животные». Фотографии, статьи и публикации о животном мире.
http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.
http://www.aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах.
http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.
http://www.dipterologic.sp.ru/ - Статьи о двукрылых насекомых: комарах и мухах. Популярная и специально-научная информация. Коллекции, образ их жизни, микроскопия.
http://www.darwin.museum.ru/expos/dino/ - Мезозой - эпоха динозавров. Литература о динозаврах, рисунки, описание видов.
http://www.insect.narod.ru/ - Мир насекомых и рептилий - здесь можно найти статьи про рептилий и их фотографии.
http://zoo-eco.zooclub.ru/index.html- мир животных

Электронные издания
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.

Перечень средств обучения:
коллекции животных,
влажные препараты,
модели скелетов животных,
раковины морских и пресноводных моллюсков,
наборы различных типов перьев,
чучела птиц,
набор готовых микропрепаратов по разделу «Животные»,
микроскопы,
оборудование для приготовления микропрепаратов (предметные и покровные стекла, вата, препаровальные иглы, фильтровальная бумага, пипетки),
записи голосов птиц,
иллюстрации с изображением животных,
комплект таблиц по разделу «Животные»,
мультимедийные презентации и тренажеры, разработанные учителем и учениками;



15