Конспект урока ОБЖ в 7 классе. Лесные и торфяные пожары, причины их возникновения.
План - конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе Учитель ОБЖ МОУ «СОШ № 13№ Грабовский А.В.
Тема: Лесные и торфяные пожары, причины их возникновения и способы
борьбы с ними. Цели урока:
* воспитание у учащихся бережного отношения к природным Богатствам России;
* формирование мотивации к безопасному пользованию огнем в лесу Учебные вопросы:
1. Причины возникновения лесных и торфяных пожаров
2. Поражающие факторы и последствия лесных и торфяных пожаров
3. Способы борьбы с лесными и торфяными пожарами Материально-техническое обеспечение: компьютер, телевизор. Методическое обеспечение: учебники ОБЖ для 7 класса.
Ход урока
Проверка усвоения пройденной темы.
Учащиеся отвечают на вопросы о понятии и классификации лесных и торфяных пожаров:
- Что называется лесным пожаром?
- Что такое торфяной пожар?
- Назовите виды лесных пожаров
- Охарактеризуйте эти виды
Причины возникновения лесных и торфяных пожаров Учитель. Основная причина возникновения лесных и торфяных пожаров - безответственное отношение людей при обращении с огнем и огнеопасными предметами, особенно в пожароопасный сезон, который начинается во второй половине весны и заканчивается осенью.
Согласно статистике примерно в 2 % случаев сильные лесные пожары случаются от удара молний. В остальных случаях их вызывают причины, связанные с человеческим фактором. Для того чтобы избежать печальных последствий, нужно соблюдать правила обращения с огнем в лесу:
1. Не бросай в лесу Спички и окурки
Ведь огонь играть не будет Вместе с вами в жмурки.
2. Разводи костры в лесу Вдалеке от хвои Безопасность соблюдай Дело-то простое.
3. Хоть огонь наш верный друг, Он - тепло и свет Попадает на сухостой -Будет много бед.
Также к пожару в лесу могут привести:
- непотушенный костер;
- брошенный в лесу обтирочный материал;
- заправка топливом баков машин при работающем двигателе;
- тлеющий после выстрела охотника пыж.
Поражающие факторы и последствия лесных и торфяных пожаров
Учитель. Как вы думаете, что относится к первичным и вторичным поражающим факторам лесных пожаров?
Учащиеся. Первичные поражающие факторы - огонь, высокая температура воздуха, ядовитые газы, образующиеся в процессе горения, падение деревьев, зоны задымления.
Вторичные поражающие факторы могут возникнуть, если вблизи пожара находятся промышленные объекты и населенные пункты.
Учитель. Давайте внимательно посмотрим видеофрагмент, определим, к каким последствиям могут привести лесные пожары, и обсудим увиденное.
Учащиеся просматривают и обсуждают видеофрагмент.
Учитель комментирует ответы учащихся.
Последствия лесных пожаров масштабны и разнообразны. Они оказывают разрушительное действие на лесные ресурсы, уничтожая флору и фауну, вызывая повреждения органического слоя почвы, загрязняя атмосферу продуктами горения, могут приводить к массовым пожарам и уничтожению населенных пунктов, дачных поселков, складов, опор и линий связи, мостов и т.д.
Тушение лесных пожаров
Учитель. Различают два способа борьбы с лесными пожарами.
- прямой (непосредственное тушение)
- косвенный (упреждающий)
1. При непосредственном тушении огня используются средства, о которых вы сейчас попробуете отгадать загадки:
1. В ванной и на кухне Льется всегда,
А на пожаре без нее никуда.
(вода)
Тушение кромки пожара водой проводится распыленной струей с помощью ручных средств и пожарных поливомоечных машин. Для подачи воды из водоема используются пожарные машины и мотопомпы. Воду туже могут доставлять и сбрасывать самолеты и вертолеты, оборудованные специальными устройствами.
2. Огнетушитель заправляют Специальным веществом –
Эффективно помогает
В схватке с бешеным огнем.
(химические вещества) Тушение пожаров с применением химических огнетушащих веществ более эффективно, чем тушение водой. Для этого часто применяют огнетушители.
3. Зеленые братья нам помогают Огонь уничтожить, деревья спасти Лесным обитателям жизнь сохранить, Подальше от леса беду отвести.
(ветки)
Нередко пожар тушат захлестыванием его кромки вениками, мешковиной.
4. Урожаем славится
И с пожаром справится.
(земля, грунт)
Засыпка кромки пожара грунтом применяется, когда захлестывание огня не дает эффекта.
Хорошо тушит пожар песок.
5. Если вдруг пожар возник В лесу или посадке, Реагентом называют Небесные ...
Чтобы вызвать осадки для тушения лесного пожара, выбирают кучевые облака, движущиеся в направлении лесного пожара. В их верхние слои с борта самолета вводят реагенты.
2. Косвенные методы тушения лесных пожаров основаны на создании условий, препятствующих горению; это заградительные полосы, барьеры на пути распространения огня. Заградительные полосы шириной от 0,5 до 4 м. применяют при пожарах большой силы.
Тушение торфяных пожаров
Самым распространенным способом борьбы с торфяными пожарами является тушение горящего торфа водой - залива большим количеством воды насосами или с применением трубопроводов. Широко используются осушительные каналы.
Поскольку в большинстве случаев виновниками возникновения лесных и торфяных пожаров бывают люди, то огромное значение имеют предупредительные меры - разъяснительная работа с населением. Иногда вводятся ограничения или полный запрет на посещение лесных угодий.
Для ограничения распространения лесных и торфяных пожаров заблаговременно проводятся следующие мероприятия:
- лесные площади разбивают на изолированные друг от друга участки;
- по опушкам леса и вдоль дорог высаживают лиственные породы деревьев;
- в лесах прокладывают противопожарные дороги;
- проводят санитарные вырубки лесных насаждений.
При подведении итогов урока учитель акцентирует внимание учащихся на необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в лесу и предлагает запомнить, как поступить, если они оказались в зоне лесного пожара.
Главная задача - уйти от пожара и быстрее сообщить о нём взрослым.
Рот и нос прикройте мокрой повязкой, защитив тем самым себя от угарного газа. Выходить из опасной зоны нужно в направлении, перпендикулярном распространению пожара.
Если горит торфяное болото, не пытайтесь сами тушить пожар. Двигайтесь против ветра, внимательно осматривая и ощупывая дорогу шестом.