Лекторий для родителей Как предупредить суицид
МОУ «Табачненская школа»
Лекторий
для родителей
«Как предупредить суицид?»
Подготовила:
Педагог-психолог
Миколайчук О.А.
с. Табачное 2016 г.
(Слайд 1)
Здравствуйте уважаемые родители!
Свое сегодняшнее выступление я хотела бы начать со стихотворения…
Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них… ..............................у них – нет будущего. Кажется, что мы и они – из разных миров. Но как велика пропасть между нами, ..............................читающими эти строки,и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, ..............................чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, ..............................но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать…
Мое сегодняшнее выступление будет посвященно теме «Как предупредить попытку суицида?» (слайд 2). И для начала дадим определение этого страшного, но на сегодняшний день актуального и часто встречающегося слова – суицид или суицидальное поведение (слайд 3). Суицидальное поведение – это результат взаимодействия внешних стрессов и функционирования защитных механизмов ребенка.
Немного статистики. Россия вышла на 2 место в мире по количеству самоубийств:
среди детей 7 — 14 лет наибольшее число суицидов совершают мальчики, так как их психика в этом возрасте довольно хрупка и сильнее, чем у девочек, подвержена психотравмам. Если говорить о формах суицида, то медикаменты чаще всего избираются девочками, тогда как мальчики расстаются с жизнью «посредством веревки».
78% суицидентов принадлежали к внешне благополучным семьям со средним и выше среднего достатком.
Каковы же основные факторы способствующие попыткам суицида у подростков (слайд 5):
На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями; на втором месте - трудности, связанные со школой; на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола (слайд 6).
Отношения родителей с детьми
Отношения родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте открытых, полностью искренних эмоционально-теплых отношений, которые являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом - ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийств, выросли в семьях в которых один из родителей или умер, или покинул семью.
Школьные проблемы
Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями и администрацией школы, реже с взаимоотношениями в классе.
Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает, обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Мотивы, объясняющие попытки суицида оказать влияние на других людей (слайд 7):
"дать понять человеку, в каком ты отчаянии" -около 40 процентов случаев,
"заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался" - около 30 процентов случаев,
"показать, как ты любишь другого" и "выяснить, любит ли тебя действительно другой" - 25 процентов,
повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение" - 25 процентов,
в 18 процентов случаев "призыв, чтобы пришла помощь от другого" (слайд 8).
Для какого возраста характерен детский суицид?
Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Вот, например, жалобы Маргариты, мамы шестилетней Иринки : — Иногда, настаивая на своих желаниях, она откровенно нас шантажирует, заявляя что-нибудь типа: «Вот превращусь в капельку и испарюсь, и тогда Меня у вас не будет!» А с некоторых пор арсенал ее угроз стал более жестким и реальным: «Вот засуну голову в газовую духовку — будете тогда знать…»; «выброшусь с балкона»; «брошусь под машину».
Пик суицидной активности (насильственного прекращения жизни) приходится на старший подростковый возраст (14 — 16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды — это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни. При этом отнюдь не редкостью являются коллективные самоубийства, совершаемые либо группой подростков одновременно, либо одним вслед за другим (так называемые «скопированные» самоубийства, в основе которых лежит механизм подражания и внушаемость). В истории известны множество таких печальных примеров, один из них — эпидемия самоубийств, прокатившаяся по России после трагической смерти Сергея Есенина.
Симптомы суицидального поведения (слайд 9).
В период психологического кризиса (острого эмоционального состояния растерянности и тревоги) родителям необходимо обращать внимание на следующие признаки: • разговоры о смерти и самоубийствах, желание пофантазировать на эту тему вслух; • стремление к одиночеству; • рассуждения на тему: «Я никому не нужен», «Все равно никто не будет обо мне тосковать»; • чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе; • завуалированные попытки «попрощаться» (дарение своих вещей и любимых предметов близким друзьям; приведение дел в порядок).
Если вы чувствуете близкую опасность — отложите все дела и останьтесь с ребенком до тех пор, пока это настроение у него не пройдет. Если вы думаете, что вы сами не справитесь, убедите ребенка обратиться за помощью к психологу или прийдите сами, поделитесь своими опасениями.
Многие из тех, кто покушается на самоубийство, — вовсе не хотят умирать. Они просто утратили способность общаться с миром обычным способом. Для них сверх доза таблеток или перерезанные вены — способ сообщить всем о глубине своего отчаяния. Некоторые из самоубийц, умирая, молятся, чтобы их кто-то нашел до того, как наступит конец. А бывает и так, что неудачная попытка приводит к тому, что оставшуюся жизнь такой ребенок проводит в инвалидном кресле или полностью утрачивает разум.
Предпосылки к суициду (слайд 10) неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания; • двойственность ощущения своего места в мире: с одной стороны — уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой — абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников); • максимализм оценок и приговоров — и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий.
Коренная причина детских самоубийств — непонимание их как взрослыми, так и ровесниками. Основанием для ухода из жизни могут стать плохие отношения между родителями, их развод, смерть близких, унижение ребенка родителями, боязнь перед жестоким наказанием, не сложившиеся взаимоотношения в школьном коллективе, неудачная («разбитая») первая любовь и другие кризисные (экстремальные) стрессовые ситуации. Именно в эти моменты дети ищут родительской поддержки и понимания, доброго слова и ласкового взгляда.
(слайд 11)
Как предотвратить трагедию?
При исследовании множества подростковых самоубийств специалисты, занимающиеся данной проблемой, обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток не был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится НЕСОВМЕСТИМОЙ С ЖИЗНЬЮ, если он отвергнут в родной семье. Формы отвержения всегда бывают разные и далеко не всегда это — подчеркнутое равнодушие. Поэтому пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную взрослую личность с его индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Отнеситесь всерьез к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоряча: «Я не хочу с вами жить!», «Как вы все мне надоели!» и т.п.
Ну, а уж если он напрямик заявит о своем нежелании жить (Уж лучше повеситься, чем с вами жить!, Выброшусь с балкона, Порежу себе вены, Утоплюсь), — то постарайтесь избежать провоцирующих реакций. Наиболее типичными ошибками многих родителей являются смех и фразы типа: Ну, и пожалуйста! Никто тебя удерживать не собирается, Скатертью — дорожка!, Может тебе веревку с мылом подарить? За этими фразами, от которых веет холодным равнодушием и ужасающим безразличием, родители прячут свой жуткий страх перед опасной ситуацией. Кроме того, они просто уверены, что и на этот раз их ребенок выполнит все с точностью «до наоборот» (ведь именно так он реагировал все последнее время на все их советы или просьбы!).
Но ваш ребенок этого может не знать. И тогда ваш нервный смех он может принять за сомнение в его решительности и смелости, — и, конечно же, попытается убедить вас в обратном, даже ценой собственной жизни… А слова, от которых веет холодом и равнодушием, он сочтет лишним доказательством того, что он одинок и никому не нужен…