Классификация подвижных игр по двигательным качествам для младших школьников.
Приложение № 3 . Классификация подвижных игр по двигательным качествам.
№
Наименование игр Двигательные качества
Быстро- та Сила Вынос-
ливость Лов-
кость Гиб-
кость Координа-
ция движений Внима-
ние Прыгу-
честь Варьирова-
ние
1 « Зеркало».
+
2 « Ипподром» .
+ + Ведущий - ученик
3 « Найди то не зная что, сделай , то не зная что».
+ +
4 «Светофор».
+ + Задания можно менять
5 «Жапактар жане карлыгаш»«Ястребы
и ласточки». + + + Менять И.п.
6 « Балапандар» - «Цыплята». + + + + +
7 «Арқан тартыс» - «Перетягивание каната». + + + По времени
8 « Быстро по местам!». + + На счет 3
9 «Удочка». + + + + Прыжки одной ноге ,менять высоту вращ-ся скакалки
10 «Волк во рву». + + + + + + Изменять ширину рва
11 «Бездомный заяц».
+ + + + + Увеличивать расстояние между домами,прыжками
№
Наименование игр Двигательные качества
Быстро-та Сила Выносли-
вость Лов-
кость Гиб-
кость Координа
ция движений Внима-ние Прыгу-честь Варьирование
12 «Медведи и пчёлы».
+ + + + « Ужаленным» задание
13 « Караси и щука ». + + + + +
14 «Охотники и утки». + + + + + + Введение в игру 2 мяча, по времени
15 «Два Мороза». + + + + + «замороженных» можно «отморозить»
16 «Перестрелка». + + + + + + Введение в игру 2 мяча
17 «Белые медведи». + + + +
18 « Перетягивание через черту» + + + + По времени
19 « Снежинки и солнечный лучик» + + + + + + Изменение И.П. сугробов
20 «Море волнуется ». + + + Ведущий — ученик, менять позы
21 « Путаница» + +
22 « Ящерицы» Менять расстоя-
ние м/у кеглями
23 «Бой петушков» + + + +
24 « Веревочка под ногами» + + + + Менять высоту
25 «Попрыгунчики и воробышки» + + + + Правым, левым боком
Малоподвижные игры - проводятся в конце урока для снятия напряжения мышц, облегчения нагрузки.
Средне подвижные игры - проводятся для постепенного увеличения нагрузки.
Быстро подвижные игры - проводятся для максимального увеличения нагрузки на организм. После их проведения необходимо проводить игры по нисходящей в порядке уменьшения нагрузки.
1. Игра « Зеркало». Класс разбивается на пары. Один игрок – зеркало, второй – человек перед Зеркалом. Игра проходит в полной тишине. Задача : добиться взаимопонимания и синхронизировать действия. Затем игроки меняются ролями.
2. Игра « Ипподром» . Ладошки – это лошадка. которая побежит по коленкам. Лошадка умеет бегать галопом- выполняем звонкие хлопки ладошками по коленкам, скакать по песку – выполняем трение ладоней по коленям ( или трение ладоней друг о друга), по камушкам – стучим кулаками по коленям , брать барьеры.
« Итак , мы на ипподроме, начинаются скачки. Посмотрим чья лошадка придет первой. На старт! Внимание ! Марш! До финиша остается 10 метров. Финиш! Чья лошадка пришла первой?» Дети « Моя». Учитель : « Ура! Победила дружба! »
3. Игра « Найди то не зная что, сделай , то не зная что». Игроки загадывают предмет находящийся в спортивном зале ( комнате), приглашается водящий . Он ищет предмет ориентируясь на аплодисменты. Тихие – далеко от предмета, громкие – приближение к предмету, шквал – угаданный предмет.
4. Игра «Светофор». Учитель показывает движения ,учащиеся повторяют.
« Красный» - топать ногами
« Желтый» -стучать ладошками по коленям
« Зеленый» - хлопать в ладоши. Учитель может выполнять движения неправильно и этим запутать ребят.
5. Игра «Жапактар жане карлыгаш» - «Ястребы и ласточки». Одна команда –ласточки, другая – ястребы. Обе команды встают в две шеренги спиной друг к другу. Ведущий проходя мимо шеренг громко выкрикивает либо «Лас» либо «Яс». Пока название команды не будет названо полностью двигаться нельзя. Как только одно из названий команды будет произнесено ведущим « Ласточки» или « Ястребы», то команда, чье название было произнесено начинает догонять участников другой команды, те в свою очередь бросаются врассыпную и стараются убежать в свой дом. Тех кого поймали становится членом ловящей команды. И игру можно начинать снова. По результатам нескольких игр можно определить победителей.
6. Игра « Балапандар» - «Цыплята». Определяются два коршуна и две квочки, остальные участники будут цыплятами. Цыплята, возглавляемые квочками движутся держать друг за друга и при этом цыплята поют песню: «Дружно держимся за друга, здесь, в колонне: друг – подруга! Мы все смелые ребята! Развесёлые цыплята! Нам не страшен хищный коршун. С нами наша мать! Мы идем с ней погулять, чудеса повидать!» Квочки движутся по замысловатой траектории , а коршуны ждут, как только кто- нибудь из участников цепи случайно отцепится, в этот момент, если коршун успеет задеть его ладонью, значит цыпленок пойман. Разорвавшаяся цепочка стремится успеть соединиться, иначе пока она разъединена, всех кого успеет задеть коршун будут пойманы. При этом квочка может защищать цыплят. Если в момент нападения коршуна, квочка успеет задеть его ладонью, коршун считается ,выбывшим из игры.
7. Игра «Арқан тартыс» - «Перетягивание каната». Правила игры: ученики, держась за концы каната, стараются перетянуть соперников на свою сторону.
8. Игра « Быстро по местам!». Учащиеся стоят в шеренге .По команде учителя « Разойдись!» играющие разбегаются по площадке , бегают, прыгают, играют. Вдруг раздается команда : « Быстро по местам!» - и все учащиеся занимают свои места в шеренге. Учитель отмечает тех ,кто быстрее занял место в строю.
9. Игра «Удочка». Дети стоят по кругу, учитель - в центре. По сигнал« Готовы. Начали. Ловись рыбка большая и маленькая» учитель начинает вращать удочку (скакалку) по кругу над полом. Дети подпрыгивают вверх,стараясь, чтобы скакалка не задела их и меняют положение ног по сигналу учителя « На обеих», «На левой», « На правой».Подпрыгивать только при приближении удочки, Только по сигналу учителя менять положение ног.
10. Игра «Волк во рву». Посередине площадки ( зала) проводятся две продольные параллельные линии на расстоянии 50 -70 см одна от другой- это ров. Во рву водящий — волк. Козы находятся на одной из сторон площадки ( зала). По
сигналу учителя они перепрыгивают на другую сторону через ров .Волк, не выбегая изо рва, ловит (пятнает) коз. Пойманные козы подсчитываются. Волк меняется после 2-3 перебежек .Варианты: во рву может быть 2—3 волка; козы перепрыгивают через ров и обратно до нового сигнала; пойманные козы остаются во рву. Можно ширину рва постепенно увеличивать.
11. Игра «Бездомный заяц». Играющие , кроме двух водящих , становятся в обручи, расположенные по всему залу( можно нарисовать круги мелом). Это — «дома». Один из водящих - « волк», другой - « бездомный заяц». Заяц , спасаясь от преследования, забегает в любой дом. Игрок , к которому забежал бездомный заяц, лишается места и сам становится бездомным зайцем. Если волк запятнает зайца, они меняются ролями.
12. Игра «Медведи и пчёлы». Улей ( гимнастическая стенка) находится на одной стороне площадки. На противоположной — луг. В стороне — берлога медведей. Играющие делятся на две команды. «Пчёлы» помещаются в улье ( на стенке), медведи — в берлоге. По сигналу пчёлы вылетают из улья, летят на луг за мёдом .После этого медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом .Как только учитель подаст команду « Медведи!»,пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться, пчёлы жалят ( осаливают).Ужаленные не участвуют в очередной игре.
13. Игра « Караси и щука ». На одной стороне площадки находятся играющие — караси, на середине площадки — водящий — щука. По сигналу учителя караси перебегают на другую сторону, а щука их ловит. Пойманные (3—4 человека) берутся за руки и образуют невод. Теперь караси должны пробегать на другую сторону площадки через невод (под руками). Щука стоит за неводом и подстерегает их. Когда пойманных карасей будет 8—10, остальные образуют корзины — круги, через которые должны пробегать караси. Если пойманных карасей будет больше, чем не пойманных, то образуется верша — коридор из пойманных карасей, через который должны пробегать оставшиеся игроки. Щука, находящаяся у выхода из верши, ловит их. Кто будет пойман последним, тот и победит.
14. Игра «Охотники и утки». Все выстраиваются по кругу. После того как дети рассчитаются на первый-второй, вторые номера — утки входят в круг, а первые — охотники остаются на месте. У одного из охотников в руках волейбольный мяч. По сигналу учителя охотники стараются попасть мячом в уток. Выбитая утка выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока все утки не будут выбиты. После этого команды меняются ролями. Выигрывает команда, затратившая на охоту меньше всего времени. Вариант: на игру дается определенное время — в этом случае подбитые утки из игры не выбывают, а подсчитывается количество попаданий.
15. Игра «Два Мороза». Все играющие располагаются на одной стороне площадки (зала).Двое водящих,Морозы,стоят посредине площадки лицом к играющим и произносят: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые;я Мороз — Красный нос, я Мороз — Синий нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Дети дружно отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз», и перебегают на другую сторону площадки (зала). Морозы пятнают перебегающих. Морозы меняются после 2—3 перебежек. Варианты: пойманные подсчитываются; пойманные «замораживаются», стоя на том месте, где их запятнали Морозы; «замороженных» можно «отморозить» — дотронуться рукой во время очередных перебежек; «замороженные», не сходя с места, «замораживают» близко пробегающих (касаются рукой).
16. Игра « Перестрелка». Площадка (зал) делится чертой пополам на 2 равные части. На расстоянии 2—2,5 м от каждой из сторон площадки проводится еще по черте. Таким образом, площадка превращается в поле, разделенное 4 полосами: 2 полосы широкие — города, 2 узкие — места для плена .Две равные по количеству игроков команды размещаются каждая в своем городе в произвольном порядке. Учитель выходит на середину площадки и подбрасывает мяч вверх. Игроки стараются, не выходя из своих городов, завладеть мячом, и между командами начинается перестрелка. Игроки каждой команды бросают мяч в игроков противника, чтобы выбить их из города и взять в плен. Каждый игрок, задетый мячом, становится пленником, после чего он переходит за полосу, помещенную за городом другой команды. Пленник может подбирать (или ловить) залетающий за его черту мяч и бросать его в игрока команды противника. Пленных можно освобождать. Для этого надо бросить любому пленнику мяч так, чтобы он мог поймать его с лёту. Если пленник поймает мяч, то, держа его в руках, он беспрепятственно переходит в свой город и имеет право оттуда бросать этот мяч в противников или же для выручки перебросить его другому пленнику. Обе команды стараются помешать пленникам ловить мяч. Выигрывает команда, сумевшая взять в плен игроков другой команды (или насчитывающая по окончании отведенного для игры времени большее число пленных)Правила игры: 1. В игре не разрешается: заходить за черту (кроме случаев, когда игроков уводят в плен или выручают из плена); брать мяч, находящийся на другой черте; бегать с мячом; отбивать летящий мяч ладонями. В случае нарушения правил команда противника получает право брать обратно в свой город любого из своих игроков, попавших в плен (или не отдавать в плен задетого мячом игрока). 2. Если игрок поймает мяч, брошенный в него, или мяч, переброшенный пленному игроку, то это за попадание не считается; если же при попытке поймать мяч игрок выпустил его из рук, то в таком случае попадание считается действительным и такой игрок идет в плен.
17. Игра «Белые медведи». В середине игровой площадки чертится круг или овал, который изображает льдину. Из числа играющих выбирают двух «белых медведей», которые встают на «льдину».Остальные играющие свободно ходят и бегают вне пределов «льдины» на игровой площадке. По сигналу учителя (свисток, хлопок в ладоши и т. д.) «белые медведи» отправляются «на охоту». Они идут, взявшись одними разноименными руками (левая—правая) и пытаются обхватить кого-нибудь из играющих свободными руками. Пойманного игрока они отводят на льдину. Когда на льдине оказывается двое пойманных игроков, они становятся второй парой «белых медведей».Игра оканчивается по договору: когда большая часть играющих стала «белыми медведями» или когда останется 2 — 3 играющих на игровом поле.
18. Игра «Перетягивание через черту». Дети делятся на 2 команды, которые становятся одна против другой вдоль черты, проведенной между ними. При этом должно соблюдаться одно условие: один против другого располагаются игроки, примерно равные по росту и весу. За каждой командой стоят игроки — счетчики очков. По сигналу учителя дети берутся за руки, и каждая команда старается перетянуть к себе за черту большее количество игроков другой команды. Перетянутый обязан дотронуться ладонью до ладони счетчика очков перетянувшей его команды, после чего он может уйти обратно за черту и снова играть за свою команду.
19. Игра « Снежинки и солнечный лучик».
«Снежинки» свободно перемещаются по залу. «Солнечный лучик» старается их растопить, коснуться рукой. Кого поймал, тот садится на скамейку. Если «снежинки» делают «сугроб» , взявшись за руки и подняв их вверх , встав на носочки. Чем больше игроков
« Снежинок», тем больше сугроб, лучик не может его растопить ( то есть ловить).Выигрывает тот « солнечный лучик», который растопит наибольшее число « снежинок». Выигрывают те « снежинки», которых не коснулся « лучик».
Вариант : 2 « Солнечных лучика».Подведение итогов игры.
20. Игра «Море волнуется ». Дети свободно перемещаются по залу со словами « Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три гимнастическая фигура замри» . После этих слов все играющие замирают в позе гимнастов . Выбирается самая красивая поза. Игра проводится 2—3 игры.
21. Игра « Путаница».Из числа игроков выбирают водящего. Все игроки встают в круг, а водящий отворачивается. В это время игроки запутываются, не размыкая рук. Задача водящего — распутать путаницу.
22. Игра « Ящерицы». В игре участвуют 2 команды. На игровом поле расставляют кегли, которые должны будут огибать проползающие игроки. По сигналу ведущего игроки ложатся на пол и ползком передвигаются по дистанции, стараясь не сбить кегли. Выигрывает та команда, которая первой пройдет дистанцию.
23. Игра « Бой петушков». Перед началом игры в зале (на площадке) чертятся 3 круга диаметром 3—4 м. В каждый круг становятся по 2 игрока. По команде учителя каждая пара начинает игру в своем круге. Подпрыгивая на одной ноге и заложив руки за спину, петушки стараются толчками заставить противника встать на обе ноги или выйти из круга. Тот, кому это удается, побеждает. Затем вызываются следующие игроки, и игра продолжается. Можно менять ногу, на которой прыгаешь, но не чаще, чем через 6 прыжков.
24. Игра « Веревочка под ногами». Игроки становятся в 3—4 колонны по одному. Расстояние между ними не менее 2 м. Первые игроки каждой команды получают по короткой скакалке. По сигналу первые двое в каждой колонне проводят скакалку под ногами всей колонны. Она почти касается пола (земли). Стоящие в колонне прыгают через нее. Когда все игроки колонны перепрыгнут через скакалку, первый игрок остается сзади колонны, а второй бежит вперед и вместе с третьим игроком опять проводит скакалку под ногами стоящих в колонне ребят и т. д. Игра ведется до тех пор, пока все игроки не пробегут с веревочкой. Побеждает колонна, игроки которой меньшее число раз задели веревочку.
25. Игра «Попрыгунчики - воробышки». Дети стоят по кругу. В центре круга водящий- ворона. За линией круга все играющие - воробьи. Они впрыгивают в круг , прыгают по кругу, выпрыгивают из него. Ворона старается осалить воробушка,когда тот находится в кругу. Пойманный становится водящим.