«Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС»


«Организация управления, связи и оповещения в системах
ГО и РСЧС»
Учебные цели занятия:
Углубить знания должностных лиц и специалистов ГО по вопросам организации управления, связи и оповещения.
Ознакомить обучаемых с порядком оповещения должностных лиц, органов управления ГОЧС и населения о ЧС.
Изучить организацию связи ГО объекта.
Метод проведения занятия: лекция
Место проведения занятия: учебный кабинет
Время, отводимое на занятие: 2 академических часа
Нормативные правовые акты
Федеральные законы:
№68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
№28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».
Постановления Правительства РФ:
№177 от 01.03.1993 «Об утверждении положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информированию населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».
№178 от 01.03.1993 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
№334 от 24.03.1997 «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
№794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».
№804 от 26.11.2007 «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации».
Приказы МЧС РФ:
№428/432/321 от 31.05.2005 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций».№386 от 29.06.2006 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
№422/90/376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения».
№687 от 14.11.2008 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
ГОСТ Р 22.7.01-99 «Единая дежурно-диспетчерская служба».
Законы Ульяновской области:
Закон Ульяновской области № 94-ЗО от 20.07.2012 «О регулировании некоторых вопросов в сфере защиты населения и территорий Ульяновской области от ЧС природного и техногенного характера»
Распоряжение Губернатора Ульяновской области № 285 от 10.08.2012г. «О некоторых мерах по совершенствованию системы оповещения населения Ульяновской области в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановление Правительства Ульяновской области №366 от 20.12.2006г «О системе оповещения и информирования населения на территории Ульяновской области».
Постановление Главы администрации г. Ульяновска №1565 от 11.04.2012 г. «Об организации оповещения населения муниципального образования «город Ульяновск» об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации мирного и военного времени».
Постановление Главы администрации г. Ульяновска № 1969 от 02.05.2012г. «О системе оповещения и информирования населения на территории муниципального образования «город Ульяновск».
Организационно-методические указания
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия со всеми категориями должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
главы местных администраций и руководители организаций, должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС, работники эвакуационных органов, работники комиссий по повышению устойчивости функционирования – 2 часа;
должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС, работники осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС – 1 час.
Метод проведения занятия – лекция.
Материал лекции имеет направленный прикладной практический характер, содержание темы значительно превышает время, выделенное на проведение занятия и поэтому изложение материала должно носить проблемный характер с отражением основных блоковых вопросов, которые позволили бы на практике расширить теоретические и практические знания и навыки слушателей.
Учебные вопросы и расчёт учебного времени

п/пНаименование учебных вопросов Время (мин)
2
часовое занятие 1
часовое занятие
I. Вступительная часть
Проверить готовность слушателей к занятию.
Объявить тему и учебные цели. 5 2
II.
Основная часть
Первый учебный вопрос:
Порядок работы должностных лиц органов управления ГО и РСЧС по организации управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС. 80
20 40
10
Второй учебный вопрос:
Предназначение, оборудование, размещение и организация работы пунктов управления. Порядок работы дежурных смен, их обязанности. Меры, повышающие устойчивость управления ГО и РСЧС. 20 10
Третий учебный вопрос:
Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах управления ГО и защиты населения от ЧС. 20 10
Четвёртый учебный вопрос:
Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения. 20 10
III. Заключительная часть
Подвести итоги занятия. Поставить задачи на самостоятельную работу по изученному материалу. 5 3
Содержание занятия
Вступительная часть
Для обеспечения постоянного руководства силами ГО, своевременного проведения всех мероприятий ГО создается система управления, которая должна обеспечить руководителю ГО возможность постоянно руководить действиями подчиненных сил в любых условиях обстановки.
Управление системой гражданской защиты - это целенаправленный процесс деятельности органов управления РСЧС и ГО всех уровней по заблаговременной подготовке, поддержанию в постоянной готовности сил и средств, населения, объектов экономики и руководству ими при угрозе возникновения и ликвидации ЧС.
Процесс управления - совокупность последовательных действий для достижения цели или результата управления системой гражданской защиты
Система управления - совокупность взаимосвязанных органов управления всех звеньев и ПУ, оснащенных средствами связи и оповещения, а также автоматизированными средствами, обеспечивающими сбор, обработку и передачу информации.
Организация управления ГО предполагает использовать связь как основной инструмент деятельности. Связь является основным средством, обеспечивающим управление силами ГО объекта экономики.
Система связи и оповещения - организационно-техническое объединение сил и средств связи, развертываемых или организуемых по единому плану и предназначенных для решения задач обеспечения готовности к действиям органов управления, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также осуществления в установленном порядке сбора, обработки, обмена и выдачи информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Она организуется с пункта управления в соответствии с решением руководителя ГО и распоряжения по связи вышестоящего органа управления, распоряжения органа управления ГО объекта, исходя из наличия и состояния сил и средств связи.
II. Основная часть
Первый учебный вопрос:
«Порядок работы должностных лиц органов управления ГО и РСЧС по организации управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС».
Сущность управления в системах ГО и РСЧС и РСЧС заключается в постоянной целенаправленной организующей деятельности органов государственной власти, руководителей и органов управления всех уровней, направленной на всестороннюю подготовку и ведение гражданской обороны.
Основными задачами управления являются:
в мирное время - обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к решению задач в зонах чрезвычайных ситуаций различного характера; разработка и своевременная корректировка планов на военное время; разработка перспективных и годовых планов по подготовке гражданской обороны и защиты от ЧС и организация их выполнения; организация всесторонней подготовки органов управления, сил и населения; в угрожаемый период - быстрый и организованный перевод органов управления и сил в соответствующую степень готовности;
в военное время - организация осуществления планов гражданской обороны с учетом реально сложившейся обстановки; обеспечение и поддержание готовности органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств с учетом их возможных потерь и ущерба.
Для обеспечения управления создается соответствующая система управления, включающая в себя органы и пункты управления, системы оповещения и связи, а также автоматизированную информационно-управляющую систему (АИУС-РСЧС).
Органами управления являются органы государственного управления федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней.
В мирное время непосредственное управление гражданской обороной осуществляют руководители и органы управления, осуществляющие управление ГО и РСЧС и РСЧС.
В военное время система управления гражданской обороны организационно базируется на тех же органах управления, но с учётом их перевода на штаты и условия работы военного времени.
Сложность задач, стоящих перед ГО и РСЧС, и условия, в которых они будут решаться, предъявляют высокие требования к управлению. Важнейшую роль в процессе управления играет информация. Именно на её основе формируются и реализуются решения, оценивается ее выполнение и организуется взаимодействие.
Информация, используемая в интересах управления ГО и РСЧС, должна обладать:
— максимальной оперативностью, достоверностью и полнотой;
— широтой обзора явлений;
— возможностью оперативного отображения на картах и автоматизированных средствах отображения;
— совместимостью со специальными банками данных, используемых для принятия решения.
Управление может быть успешным, если вся система управления будет находиться в высокой степени готовности, если оно будет устойчивым, непрерывным, твердым, гибким, оперативным и скрытым.
Устойчивость управления - это способность системы сохранять и выполнять свои функции при воздействии соответствующих дестабилизирующих факторов. Она зависит от структуры системы, стойкости к воздействию дестабилизирующих факторов ее звеньев, элементов, их взаимосвязей и интенсивности воздействия дестабилизирующих факторов. Поэтому обеспечение необходимой устойчивости системы управления является постоянной задачей руководителей органов управления всех уровней и звеньев.
В целях обеспечения устойчивости управления гражданской обороной на случай выхода из строя ее основных органов управления заблаговременно в мирное время на всех уровнях и во всех звеньях создается система дублирующих органов управления.
Непрерывность управления предполагает наличие у органа управления возможности получать необходимую информацию и своевременно доводить свои решения до подчиненных и влиять на ход их действий. Она тесно связана и зависит от устойчивости управления.
Оперативность управления - это своевременное реагирование на все изменения обстановки и условий решения поставленных задач. Она предполагает сокращение времени на осуществление всех процессов управления, способность органов управления решать управленческие задачи в сроки, позволяющие подчиненным органам и силам проводить необходимую подготовку к действиям и выполнить поставленные задачи в установленное время или в пределах критического времени, когда задача может быть выполнена с наименьшим ущербом в данной обстановке.
Гибкость управления означает возможность быстрого внесения необходимых корректив в ранее принятое решение или даже отказ от него, если оно перестало отвечать изменившимся условиям обстановки, а также переход к новым способам действий, когда принятые способы не могут привести к достижению поставленной цели. Она предполагает проявление руководителями органов управления инициативы и творчества при выполнении поставленных задач, особенно в критических ситуациях.
Скрытое управление есть комплекс мероприятий по сохранению в тайне от противника сведений, используемых в управлении войсками (силами), предприятиями, организациями, объектами. Оно достигается:
ограничением круга лиц, допущенных к разработке секретных документов и пользованию ими, а также организацией надежного хранения таких документов;
организацией и осуществлением надежной маскировки и охраны мест размещения органов управления (пунктов управления, командных пунктов) в которых проводятся работы и мероприятия, а также содержатся сведения секретного характера;
строгим соблюдением установленных правил и режима переписки, переговоров и передачи информации по техническим средствам связи и управления;
ограничением работы средств связи, излучающих электромагнитную энергию;
передачей секретных сведений по открытым каналам связи только в зашифрованном (закодированном) виде;
выполнением специальных мероприятий по противодействию техническим средствам разведки потенциального противника;
использованием специальных технических и программных средств по недопущению утечки и несанкционированного доступа к секретной информации, содержащейся и передаваемой по техническим средствам связи и управления;
осуществлением постоянного контроля за соблюдением всех мероприятий по скрытности управления.
Управление строится и осуществляется на основе следующих основных принципов:
единство государственного управления гражданской обороной;
единоначалие и централизация руководства в сочетании с децентрализацией и представлением подчиненным инициативы в определении путей и способов выполнения поставленных задач;
твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизни;
личная ответственность начальников всех уровней и звеньев за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных перед ними задач.
Основными направлениями повышения эффективности и устойчивости системы управления гражданской обороны на военное время являются:
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания и совершенствования системы управления ГО и РСЧС и РСЧС;
совершенствование системы планирования мероприятий гражданской обороны до объекта включительно;
разработка и реализация комплекса организационно-технических решений по повышению устойчивости системы управления гражданской обороны (живучести пунктов управления, систем связи и оповещения);
создание запасных пунктов управления;
разработка и внедрение во всех уровнях управления программных комплексов информационной поддержки решений соотвествующих руководителей;
создание корпоративных цифровых систем связи по линии запасных пунктов управления на базе волоконно-оптической сети;
создание мобильных узлов связи в составе подвижных и мобильных пунктов управления и оснащение их средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам связи;
замена устаревших средств связи, используемых в управлении ГО и РСЧС и РСЧС, а также находящихся на складах длительного хранения, на современные средства связи военного и общего применения;
использование аппаратных и программных средств закрытия информации, циркулирующей в системе управления ГО и РСЧС;
создание в составе городских и загородных запасных ПУ защищенных узлов связи;
обеспечение всех пунктов управления автономными источниками питания.
Решающая роль в организации и осуществлении управления ГО и РСЧС принадлежит соответствующему руководителю. Он руководит подчиненными лично и через орган, осуществляющий управление гражданской обороной.
Руководитель обязан постоянно заботиться о подготовке своего органа, осуществляющего управление, контролировать его работу, своевременно информировать о принимаемых решениях и лично отданных распоряжениях.
Орган, осуществляющий управление ГО и РСЧС является основным организатором управления, важнейшей обязанностью которого является твердое проведение в жизнь решений и указаний руководителя ГО и РСЧС и организация непрерывного управления в любых условиях обстановки. Работа органа, осуществляющего управление, заключается в поддержании системы управления в высокой готовности для успешного и своевременного выполнения поставленных задач, в своевременной подготовке и принятии управленческих решений и в обеспечении их выполнения.
В решении этих вопросов ведущая роль принадлежит руководителю органа, осуществляющего управление ГО и РСЧС. Руководитель органа, осуществляющего управление, организует работу всех органов управления ГО и РСЧС соответствующего уровня и несет ответственность за обеспечение непрерывного управления. Он обязан постоянно знать обстановку и быть готовым доложить руководителю ГО и РСЧС выводы из нее и предложения для принятия решения.
Основой управления является решение руководителя ГО и РСЧС, в котором определяются замысел действий; задачи подчиненным силам и средствам; порядок взаимодействия; организация управления.
Перед принятием решения он должен уяснить задачу и оценить обстановку.
В результате уяснения задачи руководитель ГО и РСЧС должен четко представлять характер и сложность задачи, где и какой объем работ предстоит выполнить, понять замысел вышестоящего органа управления и его требования к организации выполнения поставленной задачи. После уяснения задачи руководитель ГО и РСЧС определяет мероприятия, которые необходимо осуществить немедленно, дает указания руководителю органа, осуществляющего управление гражданской обороной по отдаче предварительных распоряжений подчиненным силам и средствам в целях ориентирования их о предстоящих действиях, об организации разведки и т.п.
При оценке обстановки руководитель ГО и РСЧС должен определить, как различные факторы воздействуют на выполнение задачи, и наметить мероприятия, позволяющие с наибольшей эффективностью использовать благоприятные условия обстановки и до минимума снизить ее отрицательное влияние.
С этой целью он изучает:
характер и объём предстоящих работ (мероприятий) и условия, в которых они будут выполняться (характер и объём разрушений, повреждений, заражений, объектов экономики, материальных средств, поражений людей, животных и др.);
свои силы и средства (состояние органов управления и систем связи и оповещения, состояние защитных сооружений и их вместимость, состояние сил и учреждений ГО и РСЧС и их возможности, наличие и состояние средств материального и технического обеспечения и др.);
состояние и характер действий сил и органов, осуществляющих управление гражданской обороной, соседних территориальных и административных образований;
характер местности, состояние дорог (маршрутов) и их влияние на действия сил и средств ГО и РСЧС;
гидрометеорологические условия, состояние погоды, времени года и суток.
Важнейшим элементом решения является замысел действия, которым определяются:
мероприятия, на выполнение которых необходимо сосредоточить основные усилия;
способы и последовательность выполнения задачи;
состав сил и средств и порядок их использования.
Последовательность и методы работы по принятию решения зависят от условий обстановки. Во всех звеньях управления они должны быть едиными и обеспечивать своевременное принятие решений, полное и качественное планирование мероприятий и действий, согласованную работу всех органов управления, предоставление подчиненным возможно большего времени для подготовки к выполнению задач, оперативное реагирование на изменение обстановки.
На основании принятого руководителем ГО и РСЧС решения организуется разработка специальных мероприятий по обеспечению выполнения принятого решения и использованию сил и средств.
Все решения руководителей ГО и РСЧС, связанные с подготовкой ГО и РСЧС, и организация их выполнения реализуются в рамках годовых планов основных мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а решения, связанные с ведением ГО и РСЧС в условиях военного времени, реализуются в планах гражданской обороны, разработка которых осуществляется заблаговременно в соответствии с требованиями и положениями соответствующих нормативно-методических документов. Непосредственно в ходе ведения гражданской обороны ранее разработанный план гражданской обороны может не перерабатываться (не уточняться), а решения руководителя ГО и РСЧС оформляются на его рабочей карте с приложением краткой пояснительной записки, а также на картах руководителя органа, осуществляющего управление гражданской обороной и начальника оперативного управления (отдела, отделения).
О принятых решениях руководитель гражданской обороны докладывает в вышестоящий орган управления и информирует соседей.
Решение руководителя гражданской обороны приобретает законную силу только после доведения задач до подчиненных, которые могут иметь форму как письменного, так и устного (с последующим оформлением письменно) приказа и передаваться лично, путем вызова подчиненных, по техническим средствам связи или иными способами.
В приказе руководителя указываются:
в первом пункте - населенные пункты, объекты, по которым противник нанес удар и краткие выводы из оценки обстановки;
во втором пункте – задачи сил, состав привлекаемых сил и средств и замысел их действий;
в третьем пункте - после слова «Приказываю» отдельными абзацами, обозначенными буквами в алфавитном порядке, ставятся задачи подчиненным;
в четвертом пункте – время готовности к выполнению задач, порядок предоставления докладов о ходе их выполнения;
в пятом пункте – места и время развертывания пунктов управления;
в шестом пункте - кто заместители и дублирующие органы управления.
Второй учебный вопрос:
«Предназначение, оборудование, размещение и организация работы пунктов управления. Порядок работы дежурных смен, их обязанности. Меры, повышающие устойчивость управления ГО и РСЧС».
Одним из основных элементов систем управления РСЧС и гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления от объекта экономики, муниципального образования, до территориального (субъект Российской Федерации), регионального и федерального уровней управления. Пункты управления (ПУ) РСЧС и гражданской обороны - это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми техническими средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективной работы органов управления, как в мирное время, так и в особый период.
Все ПУ можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.Стационарные пункты управления, в свою очередь, можно разделить на:
повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;
запасные ПУ, необходимые для защиты органов управления от современных средств поражения и обеспечения устойчивого управления в особый период. По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.
ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом. Постоянный состав включает штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной готовности в мирное время. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время на ПУ дополнительно, согласно «боевому» расписанию, разворачивается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и гражданской обороны, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС.В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также переменного состава согласно «боевому» расписанию ПУ.
Запасные ПУ должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание, при этом, обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время, в условиях нарушения централизованного электроснабжения.
Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляются к загородным запасным ПУ. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую дорожную сеть.
Узел связи такого ПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к опорным узлам связи сети связи общего пользования (филиалы ОАО «Электросвязь» - районные или городские узлы связи) и, по возможности, дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории.
С загородного ПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на старшие и взаимодействующие органы управления. Особо следует подчеркнуть необходимость обеспечения связи по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в обход системы связи административных центров и других категорированных городов. Это одно из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с загородного ПУ.
С узла связи загородного ПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В отдельных случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.
Загородные запасные ПУ, как правило, включают в себя:
- защищённые рабочие помещения;
- узлы связи;
- помещения для аппаратуры централизованного оповещения;
- помещения спецсвязи;
- пункты приёма и передачи информации;
- радиопередающий центр;
- автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;
- наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;
- места стоянки машин;
- посадочные площадки для вертолетов.
Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30%-40% от общей численности работающих.
В составе загородного ПУ обязательно создается центр оповещения, обеспечивающий управление работой системой централизованного оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио- и телевещание).
В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: главы администрации, членов КЧС, рабочей группы органа управления ГОЧС, представителей служб гражданской обороны, представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.
Содержание загородных запасных ПУ требует значительных финансовых средств на содержание обслуживающего персонала, функционирование средств связи этих ПУ, проведение работ по их дооборудованию и модернизации технических систем связи, оповещения и систем жизнеобеспечения.
Для обеспечения устойчивой и надежной работы пунктов планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи, оповещения и автоматизации. Такие периодические тренировки очень важны для отработки вопросов оперативного занятия ПУ и обеспечения его слаженной работы. Они также помогают выявлять и устранять узкие места в работе органа управления, работе всех технических систем обеспечения пункта управления.
Загородные запасные ПУ и в мирное время могут быть использованы по прямому назначению в случае невозможности обеспечения управления в полном объеме непосредственно с повседневных ПУ при организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно-штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должны быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны с учетом их предназначения. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для глав администраций (начальников гражданской обороны), членов КЧС и оперативных рабочих групп органа управления ГОЧС, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с подчиненными и старшими органами управления, подчиненными силами.
Подвижные пункты управления, помимо автомобильных средств, могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.
Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное управление подчиненными органами и силами при ликвидации чрезвычайной ситуации, в любом районе данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на наиболее ответственных направлениях в военное время, а также выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов управления.
В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные пункты управления можно разделить на:
- воздушные ПУ - на базе самолетов или вертолетов;
- мобильные ПУ - на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием КУНГов и прицепов) или автобусов, а также других транспортных средств.
К особой группе мобильных ПУ следует отнести ПУ на базе кузовов-контейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.
На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они предназначены для управления в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.
В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава органа управления, штабной автобус для работы смены оперативной группы органа управления ГОЧС, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция, машины сопровождения. Вместо отдельной подвижной звукоусилительной станции могут использоваться мобильные громкоговорящие устройства, установленные на машинах сопровождения милиции.
Наиболее частым вариантом мобильного узла связи является мобильный узел на основе штатной комбинированной радиостанции типа Р-142 Н(Г) на базе автомобиля ГАЗ-66. В состав оборудования связи такого мобильного узла входят УКВ и КВ радиостанции, антенные устройства, полевой телефонный коммутатор, полевые телефонные аппараты и полевой телефонный кабель, полукомплект радиорелейной станции. Это оборудование обеспечивает радиосвязь в движении (десятки километров), на стоянке (до 300 км), развертывание полевой телефонной сети небольшой емкости (до 10 абонентов), привязку к ближайшему узлу связи сети общего пользования. В состав штатного оборудования мобильного узла связи дополнительно могут включаться также радиостанции транкинговой сети и сотовой сети связи. Радиостанции транкинговой связи обеспечивают выход на телефонные сети общего пользования. В качестве источников питания средств связи используются штатные средства такого мобильного узла связи - бортовая сеть и бензоагрегат типа АБ-1.
В Положении о ПУ, разрабатываемом для конкретных ситуаций должны быть отражены следующие вопросы:
- состав, назначение и места расположения стационарных пунктов управления;
- ответственные органы за содержание и приведение в готовность ПУ;
- состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);
- время подготовки и занятия ПУ органом управления соответствующего уровня управления;
- состав рабочих технических групп (постоянного состава), высылаемых на ПУ для их подготовки к занятию органом управления;
- периодичность проведения учебных тренировок по занятию ПУ и организации работы расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи и оповещения;
- организация привязки ПУ к опорным узлам связи;
- задачи служб связи и оповещения гражданской обороны по подготовке и развитию систем связи по линии ПУ;
вопросы организации работы на ПУ;
- вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ, финансирования работ по модернизации средств узлов связи, аппаратуры оповещения, технических систем жизнеобеспечения ПУ;
- состав, место расположения и районы использования подвижных ПУ;
вопросы организации связи с ПУ;
- мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;
- вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;
- порядок предоставления донесений и обмена данными между ПУ.
При оценке состояния и организации функционирования пунктов управления основное внимание со стороны органов управления РСЧС (ГО), органов управления ГОЧС должно уделяться запасным и подвижным пунктам управления. 
При этом на запасном пункте управления должно обращаться внимание на:
- техническое состояние ПУ;
- состав обслуживающего персонала (постоянного состава) ПУ;
- общие вопросы организации управления с ПУ;
- организация проводной и радиосвязи с ПУ, схемы привязки ПУ к опорным узлам связи;
- возможности обеспечения связи с ПУ в обход сети связи административных центров;
- состояние техники связи и оповещения, размещенной на узле связи ПУ;
- состояние систем жизнеобеспечения ПУ, особенно автономного источника питания;
- мероприятия по обеспечению устойчивости управления с ПУ;
- состав и организация рабочих мест расчета ПУ согласно боевому расписанию;
- общая организация работы органа управления на ПУ (время подготовки ПУ к работе и занятия его расчетом, организация обмена информацией внутри и за пределами, организация взаимодействия и др.);
- готовность к работе центра оповещения и радиовещательной аппаратной ПУ.
На ППУ - на:
общее техническое состояние ППУ и место его размещения в повседневной готовности; 
состав и назначение элементов ППУ;
возможности ППУ по организации устойчивого управления в районах чрезвычайных ситуаций;
состояние рабочих мест и организация работы органа управления на ППУ;
состояние техники связи и организация связи с ППУ;
организация передвижения ППУ к районам возможных чрезвычайных ситуаций.
Третий учебный вопрос:
«Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах управления ГО и защиты населения от ЧС».
Устойчивость управления в чрезвычайных ситуациях в решающей степени определяется наличием постоянно действующей связи.
В целях обеспечения управления в системах управления РСЧС и гражданской обороны в каждом субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) создаются системы связи, которые являются составной частью системы управления.
Системы связи представляют собой организационно-техническое объединение сил и средств связи, а также каналов связи Взаимоувязанной сети связи страны, развернутой на территории данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а, кроме того, развертываемых или организуемых для решения задач управления силами и средствами РСЧС и гражданской обороны при различных режимах их функционирования и готовностях.Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
На территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) основой системы связи РСЧС является сеть связи общего пользования, находящаяся в ведении ОАО «Электросвязь», которая является составной частью Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории Российской Федерации. Она включает в себя все сети электросвязи, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, кроме выделенных и ведомственных сетей связи, независимо от их принадлежности и форм собственности. ОАО «Электросвязь» в городах и районах субъекта Российской Федерации имеет свои филиалы (предприятия связи - районные и городские узлы связи). Аппаратура связи, установленная на предприятиях связи, и линии связи (подземные кабельные, воздушные проводные, радиорелейные, а в ряде случаев линии радио - и спутниковой связи), образуют основу сети связи общего пользования.
ОАО «Электросвязь» является основным оператором услуг электросвязи на территории Ульяновской области. К этим услугам относится предоставление:
местной и внутризоновой телефонной связи;
междугородной и международной связи по договору с ОАО «Ростелеком»;
телеграфной связи;
передачи данных и информационных услуг;
трансляции звуковых программ по сети проводного и эфирного вещания.
Ведомственные сети связи (железная дорога, энергетика, речной и морской транспорт, газо- и нефтепромыслы, различного рода продуктопроводы и др.) создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд федеральных органов исполнительной власти, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим пользователям связи. Сопряжение ведомственных сетей связи с сетью связи общего пользования производится на договорной основе при условии обеспечения соответствия технических средств и сооружений связи ведомственных сетей связи требованиям и техническим нормам, установленным для сети связи общего пользования.
В состав систем связи входят: узлы связи пунктов управления и линии прямой связи между ними; линии привязки узлов связи пунктов управления к опорным и вспомогательным узлам связи; системы технического обеспечения связи; резерв сил и средств связи; системы управления связью.
Управление с повседневных ПУ РСЧС и системы гражданской обороны производится, в основном, по сети связи общего пользования, через местные автоматические телефонные станции (АТС) и междугородные телефонные станции (МТС). Через них осуществляется основная передача больших потоков телефонной информации и данных в пределах городов и населенных пунктов (АТС), а также обмен информацией между ними (МТС). Кроме каналов телефонной связи, в целях обеспечения управления с повседневных ПУ, используются средства радиосвязи. К этим средствам можно отнести радиотелефоны сотовых сетей связи общего назначения и специализированные транкинговые сети связи.
Связь с запасных пунктов управления осуществляется, в основном, также по сети связи общего пользования, но уже через узлы связи ПУ, которые имеют линии привязки к узлам связи (городским и районным) ОАО "Электросвязь" и ведомственным узлам связи. В этом случае используются и средства радиосвязи, входящие в состав узлов связи пунктов управления.
Системы связи РСЧС и гражданской обороны включают в себя стационарную и мобильную компоненты.
В целях обеспечения устойчивого непрерывного управления используются различные виды связи.
Проводная связь является основным видом связи в повседневной деятельности. Проводные средства связи обеспечивают высокое удобство и скрытность ведения переговоров, способны обеспечить передачу больших объемов информации за малые промежутки времени. Эти средства обеспечивают организацию каналов телефонной связи, передачи данных и в ряде случаев каналов вещания. В то же время, при возникновении чрезвычайных ситуаций, проводная связь очень уязвима. Часто при наводнениях, ураганах, землетрясениях выходят из строя здания узлов и линии связи (особенно воздушные). Для восстановления проводной связи требуется привлечение больших сил и средств.
В мирное время эта связь осуществляется по каналам и линиям сети связи общего пользования на основе использования стационарных сооружений, с привлечением в отдельных случаях ведомственных сетей связи. Проводная связь может также обеспечиваться по полевым линиям связи, развертываемым в районах чрезвычайных ситуаций.
Радиосвязь является основным видом связи в движении, а главное - при организации управления в районах чрезвычайных ситуаций, где она может быть вообще единственным видом связи. Она обеспечивается на основе использования радиостанций военного и гражданского назначения. Вместе с тем, этот вид связи имеет и свои недостатки - малая пропускная способность радиоканалов, зависимость работы от атмосферных и промышленных помех. В повседневной деятельности широкое использование в системах управления РСЧС в последнее время стали находить транкинговые (транковые) сети радиосвязи, а также широко распространенные сети сотовой радиотелефонной связи, которые часто покрывают всю или большую территории субъекта Российской Федерации.
Для решения задач управления РСЧС и гражданской обороны с использованием мобильной компоненты связи наиболее подходят сети транкинговой связи, обеспечивающие их оперативное задействование, а также, что очень важно, выходы на телефонную сеть общего пользования. Такие сети уже получили развитие в ряде субъектов Российской Федерации. В эти сети, как правило, включаются стационарные, автомобильные и переносные радиостанции начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации, административного центра, его городских районов, начальников органов управления ГОЧС субъекта Российской Федерации, административного центра и его районов, членов КЧС, начальников служб гражданской обороны, начальника поисково-спасательного отряда, дежурных служб административного центра.
В районах чрезвычайной ситуации организуются отдельные сети радиосвязи на основе радиостанций, входящих в состав мобильного узла подвижного ПУ, в диапазонах ультракоротких (УКВ) и коротких (КВ) волн.
УКВ радиостанции обеспечивают качественную связь в пределах прямой видимости (5-15 км). Увеличение дальности связи в диапазоне УКВ достигается, в основном, за счет подъема антенны. КВ радиостанции могут обеспечивать связь на расстояниях в десятки и сотни километров, однако следует отметить, что качество связи в этом диапазоне волн гораздо ниже.
Радиорелейная связь сочетает в себе одновременно многие положительные свойства радио- и проводных средств связи. Радиорелейная связь осуществляется на основе специальных средств радиосвязи в диапазоне УКВ. Эти средства устанавливаются на высоких мачтах (башнях), имеют антенные устройства, обеспечивающие остронаправленный характер излучения и обладают большой пропускной способностью. Их работа мало зависит от времени года, суток, атмосферных и промышленных помех. На основе радиорелейных станций создаются направления связи большой пропускной способности, по которым организуются каналы телефонной связи, передачи данных, радио- и телевещания.
В районах чрезвычайных ситуаций находят применение небольшие радиорелейные станции малой пропускной способности (несколько каналов связи), которые могут входить в состав оборудования мобильных узлов связи для организации привязки к опорным узлам связи на расстоянии 15-20 км.
В ряде регионов страны получили широкое использование спутниковые средства связи, которые можно отнести к разновидности радиорелейной связи. Стационарные спутниковые средства связи также обладают большой пропускной способностью и обеспечивают высококачественную, многоканальную связь. В районах чрезвычайной ситуации находят применение переносные или мобильные спутниковые средства связи. Они обеспечивают качественную телефонную связь и передачу данных практически из любой точки страны в любое время, что имеет особое значение при организации связи из районов чрезвычайных ситуаций, где отсутствует или слабо развита сеть связи общего пользования.
Особняком стоит связь подвижными средствами (автомашины, мотоциклы, катера, летательные аппараты и другие), которые наиболее активно используются в системах управления РСЧС и гражданской обороны для доставки служебных документов большого объема.
Следует отметить, что в последнее время в управлении РСЧС стали достаточно широко использоваться современные телекоммуникационные технологии - совокупность сетей связи и компьютерных средств, состоящих на оснащении органов управления.
Для решения задач по оперативному управлению сетью связи субъекта Российской Федерации для обеспечения управления при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также выполнения мероприятий гражданской обороны на базе ОАО "Электросвязь" создается служба оповещения и связи гражданской обороны субъекта Российской Федерации. В ее состав, помимо работников ОАО "Электросвязь", как правило, включаются представители управления почтовой связи, радиотелевизионного передающего центра, управления спецсвязи, территориальных центров междугородной связи, отдельных ведомственных сетей связи.
Задачами службы оповещения и связи гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются:
обеспечение органов управления территориальной подсистемы (звена) РСЧС средствами и каналами связи при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
организация технического обеспечения систем централизованного оповещения населения;
поддержание в постоянной готовности сил и средств службы к обеспечению действий группировки сил при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
проведение эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения.
Сети связи общего пользования и ведомственные сети связи следует отнести к стационарной составляющей системы связи РСЧС. Они опираются на стационарные сооружения связи (предприятия и линии связи). Отдельные элементы стационарной составляющей системы связи при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясения, ураганы, наводнения, оползни и сели и т.п.) часто выходят из строя (разрушение зданий предприятий и линий связи).
Поэтому для повышения устойчивости связи и управления помимо стационарной составляющей в составе системы связи РСЧС используется и мобильная составляющая, которая может играть решающую роль в обеспечении управления, особенно при проведении работ в районах чрезвычайных ситуаций со слаборазвитой сетью связи общего пользования. Основой мобильной компоненты являются средства радиосвязи (мобильные, носимые). В частности, в состав каждого подвижного пункта управления, выдвигаемого в район чрезвычайной ситуации, входит подвижный (мобильный) узел связи. В сущности, без наличия мобильного узла связи, выдвижение подвижного пункта управления в район чрезвычайной ситуации теряет всякий смысл. Такие мобильные узлы связи создаются практически при каждом органе управления ГОЧС, начиная с районного звена.
Органы управления ГОЧС субъектов Российской Федерации имеют свои силы и средства связи, обеспечивающие им выходы на сеть связи общего пользования, на соответствующий региональный центр, на ведомственные сети связи (железной дороги, энергетики, военного гарнизона или округа, водного или морского транспорта и др.), на крупные потенциально опасные объекты. Ряд направлений проводной связи дублируется средствами радиосвязи в КВ или УКВ диапазонах.
Организация связи при чрезвычайных ситуациях
Орган управления ГОЧС совместно со службой оповещения и связи гражданской обороны субъекта Российской Федерации заблаговременно определяет наиболее рациональное построение системы связи в районах чрезвычайных ситуаций, исходя из наличия на подведомственной территории потенциально опасных объектов и районов возможных стихийных бедствий. С этой целью заблаговременно прорабатываются трассы прохождения линий связи, уточняется наличие распределительных шкафов сети связи общего пользования, куда будут проложены линии привязки от подвижного пункта управления, а также будут поданы каналы дальней связи, подключены телефонные номера сети общего пользования.
Помимо использования сети связи общего пользования в районе чрезвычайной ситуации используются также средства связи Минобороны России и правительственной связи.
Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в области связи во взаимодействии с центрами управления связью правительственных органов, Вооруженных Сил Российской Федерации, МЧС России, а также иных федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся ведомственные сети связи.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что во время стихийных бедствий, карантинов и других чрезвычайных ситуаций, органы управления, занимающиеся их ликвидацией, имеют право на приоритетное использование любых сетей и средств связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, в соответствии с законодательством Российской Федерации о чрезвычайном положении могут быть образованы специальные временные органы связи, которым передаются полностью или частично соответствующие полномочия федеральных органов исполнительной власти в области связи и органов связи субъектов Российской Федерации на территории, где введено чрезвычайное положение.На случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера разрабатывается положение о взаимном обеспечении переговоров по ведомственным каналам связи. Это Положение определяет порядок безвозмездного, независимо от форм собственности, взаимного обеспечения телефонных переговоров дежурными службами (оперативный дежурный органа управления ГОЧС, диспетчеры предприятий, начальники оперативных групп), руководителями органов управления ГОЧС и предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и проведения работ по их ликвидации. Для этих целей устанавливается парольная система. Абоненты, имеющие право ведения переговоров по паролю, при выходе на коммутатор обязаны назвать пароль, свою должность и фамилию.
Связь для обеспечения управления силами и средствами РСЧС в районе чрезвычайной ситуации организуется на основе принятого решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и обеспечивается, как правило, с ПУ, развертываемого в районе чрезвычайной ситуации, а также с пунктов постоянной дислокации органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации и органов управления ГОЧС категорированных городов с использованием средств связи подвижного ПУ, сетей связи общего пользования и ведомственных сетей связи.
Связь в районе чрезвычайной ситуации организуется с развернутого подвижного ПУ. В состав подвижного ПУ субъекта Российской Федерации и категорированных городов, помимо штабных машин, входят радиостанции и аппаратные связи, мобильные звуковещательные станции.
В районе чрезвычайной ситуации организуется радиосвязь с региональным центром и органом управления ГОЧС субъекта Российской Федерации (органом управления ГОЧС категорированного города), а также с подчиненными и взаимодействующими органами управления, силами и средствами, включенными в состав группировки сил по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Взаимодействие с другими ведомствами организуется в радиосети на закрепленных частотах. С этой целью радиостанции оперативной группы органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации (органа управления ГОЧС категорированного города) имеют заранее настроенные частоты этих ведомств.
Взаимное использование транкинговых сетей связи основано на внесении в базу данных сети обшей нумерации радиостанций оперативных групп, выделенных для использования в качестве взаимодействующих.
Для взаимодействия со сводными мобильными отрядами войск гражданской обороны МЧС России и войсковыми частями Минобороны России организуются радиосети взаимодействия в КВ и УКВ диапазонах.
Четвёртый учебный вопрос:
«Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения».
Одним из основных условий обеспечения необходимого уровня безопасности населения в мирное время и в особый период является организация, создание и функционирование эффективной системы оповещения населения и органов управления об угрозе и возникновении ЧС.
Оповещение и информирование населения является одной из главных составляющих системы управления и одной из основных задач органов управления всех уровней, организующих защиту в ЧС мирного и военного времени. Она начинается со своевременного оповещения и информирования о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.
Цель создания системы оповещения города — обеспечение своевременного доведения сигналов оповещения и информации об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении ЧС до населения, органов управления городской территориальной подсистемы РСЧС и ГО.
Оповещение начинается с передачи условленных, заранее установленных и предельно понятных населению сигналов оповещения (звук сирены, гудки, частые удары в звучащие предметы и т. д.]. После этого необходимо довести информацию об опасности и порядке поведения в создавшихся условиях, чтобы избежать поражения людей от вредных поражающих факторов при той или иной ЧС. Потенциально опасные объекты создают локальные системы оповещения, зоны ответственности, которые выходят за пределы этих объектов.
Одна из главных проблем — граждане не знают, что делать в случае возникновения ЧС. Далеко не каждый, услышав вой сирены, устремится к телевизору или радиоприемнику. Да и многие руководители не знают правил поведения при возникновении ЧС.
Понятия и определения.
Оповещение — метод пассивной защиты населения, своевременное предупреждение его о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях. Выступает как наиболее важный элемент управления риском.
Сигналы оповещения населения — сигналы предупреждения (условные и информационные) о возникшей опасности, сигналы тревоги, призыв к определенным действиям.
Система оповещения населения — система оповещения населения города, обеспечивающая доведение распоряжений о проведении экстренных мероприятий защиты населения, сигналов и информации оповещения органов МЧС субъектов до органов управления, руководящего состава, подчиненных сил и проживающего на территории субъекта населения.
Локальная система оповещения (ЛСО) — система оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, обеспечивающая оповещение и информирование персонала объекта, а также населения, проживающего в опасной зоне вблизи объекта.
Объектовая система оповещения (ОСО) — система оповещения объекта экономики, обеспечивающая оповещение и информирование персонала объекта, а также населения, находящегося на территории объекта.
Зона действия ЛСО — зона, в радиусе действия которой должно обеспечиваться оповещение и информирование персонала объекта, а также населения, проживающего в опасной зоне вблизи потенциально опасного объекта.
Зона действия ОСО — зона, в радиусе действия которой должно обеспечиваться информирование персонала объекта и населения, находящегося на объекте.
Общие сведения об организации оповещения города
Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что в полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС входит обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС межмуниципального и регионального характера.Руководители органов власти всех уровней и организаций должны информировать население через СМИ и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
Одним из главных мероприятий по защите населения от ЧС является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповещение населения включает в себя своевременное предупреждение его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке и информирование о порядке поведения в этих условиях.
Планирование мероприятий осуществляется в целях обеспечения организованности и целенаправленности в подготовке и проведении мероприятий по защите населения и территорий, повышению устойчивости работы городского хозяйства и организаций в ЧС, а также при ликвидации их последствий или проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения. Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС направлено на максимально возможное уменьшение риска их возникновения, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, а также проведение АСДНР.
Построение системы оповещения населения
Система оповещения населения города представляет собой организационно-техническое объединение:
дежурно-диспетчерских служб (ДДС) в рамках Единой системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС города ЕСОДУ);сил, средств, сетей связи и вещания операторов связи, действующих на территории города;
сил и средств связи и оповещения органов исполнительной власти города и организаций различных форм собственности, расположенных на территории города;
каналов сети связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до населения, органов управления городской подсистемы РСЧС и ГО.
Система оповещения населения города функционирует на следующих уровнях:
а) на территориальном — система оповещения населения города;
б) на объектовом:
•ОСО организаций (объектов);
•ЛСО потенциально опасных объектов.
Системы оповещения территориального и объектового уровней технически и программно сопрягаются. Система оповещения населения города технически и программно сопрягается с федеральной и региональной системой оповещения.
Общее руководство организацией построения, совершенствования и функционирования системы оповещения населения города осуществляет его руководство.
Система оповещения населения города
Основной задачей системы оповещения населения города является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения:
до населения, находящегося на территории города;
Управления ГОЧС города;
органов исполнительной власти города;
руководящего состава и сил городского звена территориальной подсистемы РСЧС и ГО;
ДДС потенциально опасных объектов;
дежурных служб социально значимых объектов.
Основным способом оповещения и информирования населения о ЧС является передача кратких информационных сообщений по всем электронным средствам массовой информации.
Система оповещения населения города представлена:
сетью электросиренного оповещения;
радиотрансляционной сетью города (сеть проводного радиовещания);
сетью УКВ-ЧМ (радиовещания);
сетью телевещания (каналы звукового сопровождения);
сетью кабельного телевидения города;
сетью подвижной радиотелефонной связи;
телефонной сетью связи города;
элементами ОКСИОН.
Система обеспечивает надежное оповещение и информирование населения о ЧС независимо от места его нахождения на территории города.
Алгоритм работы системы оповещения населения:
1. Включаются сирены, установленные на жилых и административных зданиях. Этот сигнал означает «Внимание всем!».
2. После этого по громкоговорителям и радиоточкам, установленным на улицах, в жилых зданиях и на объектах города, гражданам сообщается о том, что нужно предпринимать в сложившейся ситуации.
3. На участках города, где еще не установлены стационарные громкоговорители и радиоточки, задействуются автомобили, оборудованные системами громкоговорящей связи (ГГС).
4. После сигнала «Внимание всем!» информация о дальнейших действиях в условиях ЧС будет также транслироваться представителями МЧС по городскому каналу ТВ.
5. Информация об оповещении будет транслироваться и на телевизионных панелях ОКСИОН, установленных в местах массового пребывания людей, и на информационных телеэкранах транспортных средств.
6. Граждан будут информировать об опасности и по мобильной связи — при помощи CMC.
Если начинают работать «тревожные» сирены, необходимо как можно быстрее включить телевизор или радиоприемник.
Единая дежурно-диспетчерская служба района
ЕДДС является органом повседневного оперативного диспетчерского управления звена городской подсистемы РСЧС и ГО.
ЕДДС района является вышестоящим органом повседневного управления для ДДС предприятий и организаций района по вопросам сбора, обработки информации о ЧС и обмена ею и совместных действий при ее угрозе или возникновении.
ЕДДС предназначена:
• для приёма-передачи сигналов на изменения режимов функционирования звена городской подсистемы РСЧС и ГО;
приёма сообщений о пожарах, об авариях, о катастрофах, стихийных бедствиях и других ЧС от населения и организаций;
оперативного реагирования и координации совместных действий ведомственных ДДС;
оперативного управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны, аварийно-спасательных и других сил постоянной готовности в условиях ЧС.
Основные задачи ЕДДС:
приём от вышестоящих органов управления и доведение до руководящего состава района сигналов оповещения;
приём и обработка сообщений о ЧС, анализ и оценка достоверности поступивших сообщений о ней и доведение этих сообщений;
сбор и обобщение информации о состоянии экологической, техногенной, инженерной, медицинской и криминогенной обстановки, анализ данных о сложившейся обстановке, определение ее масштабов и характера, контроль изменения ситуации;
обеспечение оперативного руководства и управления пожарно-спасательными подразделениями — при реагировании на сообщения о пожарах, а также аварийно-спасательными формированиями и силами постоянной готовности — при реагировании на ЧС;
организация взаимодействия с вышестоящими и взаимодействующими органами управлений для реагирования на ЧС;
предварительная оценка (мониторинг), подготовка вариантов возможных решений на совместные действия ДДС и аварийных служб;
обеспечение надлежащего функционирования и развития системы связи, автоматизированных систем управления и других элементов информационных технологий;
информирование ДДС предприятий и организаций и привлекаемых служб реагирования о сложившейся в ходе ЧС обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
подготовка проектов докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС и представление согласованных редакций этих документов в вышестоящие органы управления;
доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления, до ДДС и сил реагирования, осуществление контроля выполнения этих задач;
обобщение сводной информации о происшедших ЧС и принятых мерах по их ликвидации.
Система оповещения ЕДДС представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения и персонального вызова.
Основные задачи системы оповещения:
обеспечение оповещения и персонального вызова должностных лиц и взаимодействующих ДДС;
обеспечение оповещения и вызова подразделений сил постоянной готовности, непосредственно подчиненных ЕДДС;
оповещение населения об угрозе или возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС.
Система оповещения обеспечивает следующие виды информации:
сигналы вызова;
речевые (текстовые) сообщения;
условные сигналы.
Порядок работы ЕДДС
Информация об аварии, происшествии, пожаре, угрозе или возникновении ЧС принимается, регистрируется и обрабатывается диспетчерами ЕДДС. Получив ее, диспетчер оценивает обстановку. Уточняет состав привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение.
При классификации сложившейся ситуации, как «не требующая совместных действий ДДС», ЕДДС передает управление ликвидацией ЧС соответствующей ДДС предприятия или организации, в компетенции которой находится реагирование на случившееся происшествие или аварию. Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи задействованным ДДС.
При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты.
Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС предприятий и организаций города, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействия со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
Локальные системы оповещения потенциально опасных объектов
Создание ЛСО определено требованиями постановления Правительства РФ от 1.03.93 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
К таким объектам отнесены в первую очередь атомные станции, химически и радиационно опасные предприятия, гидроузлы с напорной плотиной, при возможном разрушении которой может образоваться зона катастрофического затопления, пожаро-, взрывоопасные и другие объекты.
ЛСО приближена непосредственно к зоне опасного производства и населению, попадающему в такие зоны в случае аварий на потенциально опасных объектах. Она создается, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности собственником ПОО или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом. Она представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы ПОО, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.
В соответствии с федеральным законодательством определяются зоны действия ЛСО в районах размещения:
радиационно опасных объектов — в радиусе 5 км;
химически опасных объектов — в радиусе до 2,5 км;
гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах за топления) — на расстоянии до 6 км от объектов.
Основной задачей ЛСО является доведение информации и сигналов оповещения:
до органов управления ГОЧС города;
руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;
населения, проживающего в зоне действия ЛСО;
руководства, персонала и сил организации, эксплуатирующей ПОО.
ЛСО может использовать:
сеть электросиренного оповещения;
радиотрансляционную сеть города;
сеть УКВ-ЧМ; сеть телевещания;
телефонную сеть связи.
Задачи ЛСО:
приём команд оповещения от системы оповещения населения города и запуск средств оповещения;
циркулярное (общее или выборочное) оповещение должностных лиц по всем типам телефонной связи;
запуск (общий или выборочный) электросирен;
перехват (общий или выборочный) программ радиотрансляционного узла предприятия и городской радиотрансляционной сети для передачи информации персоналу предприятия и населению прилегающих территорий;
запись переговоров с каналов диспетчерской связи;
• дистанционное тестирование работоспособности аппаратуры, каналов связи и систем управления.
Процессом оповещения занимается непосредственно дежурный диспетчер (сменный инженер) предприятия. Для оповещения персонала объекта задействуются радиотрансляционный узел и сирены. Для оповещения людей, находящихся непосредственно рядом с предприятием (в санитарной зоне), могут быть использованы уличные громкоговорители, размещенные по периметру предприятия. Для доведения информации до остального населения, которое по расчетам может попасть в зону поражения, задействуются сирены, а также уличные громкоговорители в жилой зоне, подключенные к фидеру уличной звукофикации объектового радиоузла или к распределительной радиотрансляционной сети, созданной в данном районе.
Управление ЛСО на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.
Технические средства ЛСО должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения.
Решение на задействование ЛСО принимается руководителем ПОО или лицом, его эксплуатирующим, с немедленным информированием органов управления ГОЧС города.
В тех случаях, когда последствия аварии будут выходить за пределы зон действия ЛСО, органами исполнительной власти принимаются решения на задействование соответствующих территориальных систем централизованного оповещения [СЦО) населения в целом или выборочно в определенном районе. Предусматривается организационное и техническое сопряжение локальных и территориальных систем оповещения, что позволит повысить оперативность оповещения и осуществить более объемный охват оповещаемых.
Для групп ПОО, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных ЛСО, что позволяет объединить финансовые возможности объектов в этих целях. При строительстве новых ПОО финансирование создания ЛСО осуществляется за счет средств, выделяемых на строительство этих объектов. На действующих предприятиях финансирование ведется за счет их собственных средств. Создание ЛСО на объектах, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Создание и поддержание в постоянной готовности ЛСО возлагается на министерства и ведомства, организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.
В отношении ЛСО на радиационно опасных объектах следует иметь в виду, что кроме обычных систем оповещения особое внимание должно быть уделено задействованию наружных электросирен и радиотрансляционных сетей вещания. Особое место здесь должно принадлежать сети уличных громкоговорителей и радиоточкам, через которые пойдет сигнал оповещения об опасности. При этом радиоточки необходимо предусматривать также в каждом противорадиационном укрытии и в убежищах, ибо другого средства информирования людей, находящихся в укрытиях, нет.
Химически опасные объекты составляют наибольший процент среди ПОО. К ним относятся предприятия химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей промышленности, ЖКХ и др. В их число входят и кондитерские фабрики, и пивоваренные заводы, хладо- и мясокомбинаты, молокозаводы, станции водоподготовки и овощные базы.
Особенностью организации функционирования ЛСО населения при авариях на ХОО являются высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям. Важным фактором, который необходимо учитывать при оценке потенциальной опасности территории, является вероятность заблаговременного оповещения населения о приближении облака АХОВ.
Глубина распространения облака зараженного воздуха может достигать нескольких километров, а время подхода его к населенным пунктам (жилым массивам города) при наихудших погодных условиях может составить до нескольких минут. Время оповещения становится решающим фактором.
Важное место в решении задач оповещения населения жилых массивов в районах размещения ХОО могут сыграть объединенные диспетчерские системы (ОДС), созданные при жилищно-коммунальных службах.
Организация оповещения населения в случае аварии на маршрутах транспортировки АХОВ представляет собой весьма сложную проблему. Эта задача значительно сложнее, чем задача создания ЛСО на стационарном компактно размещенном объекте. Ведь невозможно построить системы оповещения вдоль маршрутов всех видов транспорта, занимающегося перевозкой АХОВ.
Особую опасность при перевозках представляют собой АХОВ, переходящие при атмосферных условиях в летучее агрегатное состояние (пар, газ, аэрозоль). Эти вещества способны достаточно быстро, в течение десятков минут, создать значительную зону заражения в подветренной части пространства.
Гидротехнические сооружения, оборудованные ЛСО, должны иметь возможность включения ее непосредственно его диспетчером. Вместе с тем сигнал об аварии должен немедленно передаваться территориальным органам управления ГОЧС. Оповещению также подлежат и нижерасположенные плотины (на удалении до 6 км), поселок работников гидроузла и населенные пункты.
Системы оповещения организаций (объектовые)
Они создаются на объектах, в организациях с одномоментным нахождением людей (включая персонал) более 50 человек, а также социально важных и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения людей.
Совершенствование и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению ОСО осуществляется собственником объекта или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом.
Основной задачей ОСО является доведение сигналов и информации оповещения до руководства и персонала объекта.
При этом следует исходить из того, что организации, создающие системы оповещения:
поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;
предоставляют в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС;
оповещают сотрудников и посетителей организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, информируют о приемах и способах защиты от них;
разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования персонала и посетителей;
организуют их запись на электронные носители информации;
предоставляют органам управления ГОЧС города участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
осуществляют распространение информации о ЧС путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции СМИ, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами и имуществом.
В системе оповещения объекта желательно иметь:
электросиренное оповещение;
диспетчерскую и директорскую громкоговорящую связь;
каналы оповещения технологического и административно-хозяйственного направления;
ретрансляцию сигнала опасности.
Помимо создания систем оповещения площадного характера на территориях и объектах, не менее важная задача — организовать оповещение на территории отдельного здания (гостиница, торговый или спортивный комплекс, учебное заведение и т. п.). Это особенно важно на случай возникновения пожаров.
Приказом МЧС России от 20.06.03 г. № 323 были утверждены нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» № НПБ 104-03, которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:
• подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;
трансляцией текстов о необходимости и путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;
размещением и включением эвакуационных освещения и знаков безопасности на путях эвакуации;
дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов;
связью пожарного поста диспетчерской с зонами пожарного оповещения здания.
В любой точке объекта, где требуется оповещать людей, уровень громкости, формируемый оповещателем, должен быть выше уровня шума.
Если здания, сооружения или строения разделяются на зоны оповещения, то разрабатывается очередность оповещения граждан, находящихся в различных помещениях объекта.
В зданиях и сооружениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, лица с недостатком зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), должно обеспечиваться своевременное получение доступной и качественной информации о возгорании, включающей дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре.Для объектов с малым пребыванием людей (одновременно не более 50 чел.) в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной эвакуации людей в случае пожара, по которой должны проводиться тренировки всех задействованных работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта оповещения и действий — в дневное и в ночное время.
Краткая характеристика сетей оповещения
Сети электросиренного оповещения предназначены для передачи населению условного сигнала «Внимание всем!». Электросирены (типа С-40) размещаются по городу в целях создания сплошного звукопокрытия его территории. В условиях многоэтажной застройки города радиус слышимости сирены составляет порядка 350-400 м. Время их звучания при однократном включении составляет 180 с. Они размещаются на крышах высоких зданий, обеспеченных гарантированным централизованным электроснабжением.
Радиотрансляционные сети города (сеть проводного радиовещания) обеспечивают доведение информации по проводам до радиоточек, в том числе квартирных, уличных громкоговорителей и подъездных динамиков.
С помощью сетей уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять передачу речевых информационных сообщений. При уличной звукофикации один громкоговоритель в условиях города, при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки), обеспечивает надежное доведение информации в пределах 40-50 м вдоль улицы.
Для выборочного оповещения населения в районах ЧС персонал узла связи (УС) по команде оперативного дежурного органа ГОЧС осуществляет необходимые переключения на радиотрансляционные сети города для создания выделенной зоны оповещения населения.
Сети УКВ-ЧМ (радиовещания) и сети телевещания (каналы звукового сопровождения) для передачи информационных сообщений на электронные средства информации (теле- и радиоприемники), имеющиеся у населения, — осуществляется перехват каналов подачи программ вещания на радиовещательные передатчики и передатчики звукового сопровождения телевещания, обеспечивающие охват максимально возможной аудитории радиослушателей и телезрителей города.
Речевая информация передается с перерывом программы длительностью не более 5 мин с возможностью 2-3-кратного повторения.
Сеть кабельного телевидения города представляет собой комплекс сетей кабельного телевидения и интегрированных сетей связи на территории города, осуществляющих (независимо от их форм собственности) распространение программ в интересах населения города.
В соответствии с принципом трехуровневой системы кабельного телевидения, с учетом территориальной зоны вещания и обслуживания, в городе создаются и действуют городские и местные студии (телекомпании).
Телефонная сеть связи города обеспечивает адресное оповещение и информирование должностных лиц и руководящего состава ГОЧС города.
ОКСИОН обеспечивает информационную поддержку при выявлении ЧС, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Она позволяет передавать видеоинформацию до конечного пользователя в местах массового пребывания людей.
Система оповещения Ульяновской области состоит из:
1. Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения органов управления и населения Ульяновской области (далее - РАСЦО) на технической базе аппаратуры КПТС-АСО. Построена на действующих каналах связи и системе проводного и радиовещания Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком», а также телерадиовещания Филиала ВГТРК «ГТРК «Волга» и Филиала РТРС «Ульяновский ОРТПЦ»;
2. Автоматизированной системы оповещения по телефонным линиям АСО «Рупор»;
3. Абонентских аппаратов сети «Телекс» ОАО «Ростелеком», обеспечивающих передачу циркулярных телеграмм по паролю «Ракета» и «схемных» телеграмм до руководителей муниципальных образований области.
Оборудование систем оповещения установлено на узле связи пункта управления, ЦУКС, в ЕДДС районов области, кроме того, оборудование РАСЦО размещено на площадях ОАО «Ростелеком».
Согласно плана-графика проверки технических средств оповещения ежемесячно проводятся проверки работоспособности средств оповещения с обратным контролем оборудования и оконечных устройств.
В ходе проведения командно-штабного учения с ТГТ РСЧС и ГО Ульяновской области проведится внеплановая комплексная проверка РАСЦО.
Региональная автоматизированная система централизованного оповещения области создана в 1972 г.
В 2013 году проведена реконструкция. Технические средства оповещения реконструированной РАСЦО способны передавать сигналы управления до оконечных устройств и абонентов по современным цифровым каналам связи.
Создание и развитие технических систем оповещения населения
В ходе реализации долгосрочной целевой программы правительством Ульяновской области был объявлен аукцион на проведение работ по реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Ульяновской области на общую сумму порядка 160 млн. рублей.
В результате проведенных работ по монтажу новых электросирен и рупорных звукоизвещателей процент охвата населения системой оповещения в городе Ульяновске и Димитровграде достигнет 100%, в сельской местности 65-67%, в зонах экстренного оповещения 100%.
Фактически построена современная система оповещения, основанная на цифровом оборудовании и каналах связи, использующая системы передачи данных, интернет - технологии. Использование новой аппаратуры позволяет осуществлять перехват телевизионных каналов и популярных радиостанций, для передачи информации всему населению.
Запуск системы может осуществляться из основного и запасного центров оповещения, подвижного пункта управления, а также с ЕДДС всех муниципальных образований области.
Проводимые работы по реконструкции РАСЦО спроектированы и проводятся до районных центров включительно. Также спланировано включение в муниципальные системы оповещения всех средств оповещения, имеющихся на потенциально опасных объектах экономики, локальные и объектовые системы оповещения.
Дальнейшее развитие оповещения населения в сельских районах предусмотрено правительством Ульяновской области по долгосрочной целевой программе в 2014 -2015 годах.
Завершается работа по сопряжению ЛСО потенциально опасных объектов с реконструируемой РАСЦО Ульяновской области.
Областная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ульяновской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Ульяновской области от 15.08.2011 № 40/378-п, предусматривает также создание региональной подсистемы общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (системы ОКСИОН), решающей задачу информирования и оповещения населения в местах его массового скопления, где нет средств централизованного оповещения.
Разработан рабочий проект по созданию ОКСИОН Ульяновской области, стоимостью 845,5тыс. руб., выполненных обществом с ограниченной ответственностью «Главтехпроект».
Мероприятия, направленные на обеспечение устойчивости функционирования систем оповещения населенияПостоянная готовность к использованию РАСЦО обеспечивается эксплуатационно-техническим обслуживанием системы специалистами ОАО «Ростелеком», осуществляемым в соответствии с ежегодно заключаемыми государственными контрактами.
Согласно плана-графика проверки технических средств оповещения, ежемесячно проводятся проверки работоспособности средств оповещения с обратным контролем оборудования и оконечных устройств с представлением отчетов муниципальных образований. Один раз в год проводиться комплексная проверка с оформлением акта проверки, утверждаемого Губернатором.
В соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 10.08.2012 г. №285-р «О некоторых мерах по совершенствованию системы оповещения населения Ульяновской области в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» проведена инвентаризация технических средств оповещения муниципальных образований Ульяновской области. Проведена паспортизация технических средств оповещения муниципальных образований.
АСО «Рупор» используется также в качестве резервной системы оповещения руководящего состава органов местного самоуправления муниципальных образований.
III. Заключительная часть
Вопросы управления при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций являются сложными и во многом проблематичными, что обязывает руководящий состав органов управления РСЧС и ГО постоянно совершенствовать формы и методы своей работы.
Опыт последнего времени показывает, что там, где управление организовано грамотно и базируется на современных средствах, ликвидация чрезвычайных ситуаций носит плановый, организованный характер. А это, в конечном счете, ведет к увеличению числа спасенных людей, качественному выполнению мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, позволяет значительно экономить государственные средства.