Конспект занятия по программе Экологический букварь на тему Обзор крупнейших природных катастроф 4 класс
Тема: Обзор крупнейших извержений вулканов, землетрясений, цунами.
Цели занятий:
Познакомить детей с природными катастрофами – извержение вулкана, землетрясение, цунами; причинами их возникновения; последствиями.
Развитие памяти, внимания, умения анализировать.
Воспитание интереса к познанию окружающего мира.
Оборудование: пробирка, спиртовка, спички, пробка, вода, сода пищевая, красные чернила, уксусная кислота, почва, сосновая хвоя, мелкий гравий, поднос, коллекция горных пород вулканического происхождения, иллюстрации с изучаемыми природными катастрофами, карточки «Схематический разрез вулкана», «Ответь быстро», «Угадай по описанию грозное природное явление», «Явления природы в образных выражениях», «Классифицируйте перечисленные термины», физическая карта полушарий. Ход занятия.
Орг. момент: знакомство с темой и целью занятия.
Вступительная беседа.
Что такое природная катастрофа?
Какие природные катастрофы вам известны?
Кто из вас был свидетелем, какой либо природной катастрофы? Расскажите о ваших наблюдениях.
Новая тема.
Вулканы. Обзор крупнейших извержений вулкана.
Что такое вулкан, кто их изучает.
Вулкан – это огнедышащая гора. Согласно древнеримским мифам, извергающиеся конусовидные горы на островах Тирренского моря являлись входом в жилище бога огня и кузнечного дела Вулкана. Название закрепилось за всеми такими горами. А по-научному, вулкан – геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами земной коры, из которых расплавленная порода или газ (или вместе) поступает на поверхность из недр. Ученые вулканологи изучают состав камней, исторгнутых из глубин земли, измеряют температуру текущей лавы, спускаются в жерло потухшего вулкана. С помощью приборов сейсмограф и др. определяют начало извержений.
Основные части вулкана и его продукты.
Давайте разберемся с вами, что собой представляет вулкан и как он работает. Работа с карточками «Схематический разрез вулкана». (Карточка прилагается).
а. При движении литосферных плит образуются разломы земной коры. Размягченные породы астеносферы (слой между корой и литосферой – ослабленная сфера, гигантские плиты литосферы, скользя, используют ее как смазку) поднимаются по разлому и расплавляют горные породы. Образуется магма (по-гречески означает «тесто») – подземное озеро расплавленных горных пород – очаг вулкана.
б. Затем образуется вулканический канал – жерло. Это делает пар. Пар в 1000 раз плотнее жидкости, а под землей пустот нет. Где ему помещаться. Он рвется, наружу пробивая себе проход. Давайте посмотрим, как примерно поступает пар, испарившейся подземной воды, с горными породами, которые препятствуют выходу наружу.
Демонстрация опыта: «Пар пробивает себе дорогу».
(Строгое соблюдение педагогом и детьми правил по технике безопасности).
Оборудование: пробирка, спиртовка, спички, пробка, вода.
Ход опыта: Наливаем в пробирку воды, закупориваем плотно пробкой, и нагреваем над спиртовкой.
Что наблюдаем: Когда вода закипает в пробирке, пробка вылетает с большой скоростью.
Сделайте вывод: Пар в пробирке имеет более высокую плотность, чем жидкость и ищет себе проход.
в. Магма поднимается по жерлу и через воронковидный отверстие на вершине вулканического конуса - кратер изливается на поверхность Земли. Магма и примеси, впитавшиеся по пути поднятия, вышедшие на поверхность - это лава.
г. При извержении вулкана на землю падают пепел и раскаленные камни разных размеров – вулканические бомбы.
Извержение вулкана.
Виды опасностей при извержении вулкана: лавовые потоки, вулканический пепел, вулканические бомбы, грязекаменные потоки, водные потоки, палящая туча, вулканические газы, цунами вулканического происхождения.
Давайте с вами построим модель вулкана, и посмотрим, как примерно происходит извержение вулкана, и какие последствия оно несет.
Демонстрация опыта: «Извержение вулкана».
Оборудование: пробирка, сода пищевая, красные чернила, уксусная кислота, почва, сосновая хвоя, мелкий гравий, поднос.Ход опыта: В пробирку насыпаем пищевой соды и наливаем немного красных чернил. На подносе делаем горку из почвы. Вставляем пробирку в центр горки, оставляя открытым горлышко. Сосновые хвоинки втыкаем в почву. Представляем себе, что это деревья на горе. Раскладываем несколько штук мелких камней. Наливаем в пробирку уксусную кислоту.
Что наблюдаем: «Извержение» красной «лавы» с пеной, которая, стекая «потоком» с конического склона захватывает с собой почву, хвою, гравий. После «извержения» наблюдаем изменение «ландшафта».
Вывод: Путем взаимодействия соды и кислоты из пробирки изливается, окрашенная в красный цвет жидкость с пеной. Обсуждаем увиденные «опасносности» при «извержении вулкана». Обсуждаем, как изменился «ландшафт» после «извержения». Обсуждаем значение извержения вулкана в природе.
Вулканические горные породы. . Практическая работа с горными породами вулканического происхождения.
Дети рассматривают коллекцию горных пород вулканического происхождения.
ПЕМЗА – остывшая пена вулканической лавы, бросаем ее в воду. Что наблюдаем: не тонет в воде. Пористая вулканическая порода.
ВУЛКАНИЧЕСКИЙ ТУФ – сцементированная вулканическая пыль и вулканический пепел, которые образовали плотный, слежавшийся рыхлый материал.
ОБСИДИАН - вулканическое стекло. Это быстро застывшая вязкая лава, которая имеет неупорядоченное строение, свойственное жидкости.
ГРАНИТ – камень – монолит. Магма застыла на глубине. Состоит из трех минералов: кварц + полевой шпат + слюда. В породе гранита встречаются месторождения золота, серебра, олова и др. ценных металлов.
Обзор крупнейших извержений вулкана.
Работа с картой полушарий у доски. (Дети подходят к физической карте полушарий. По ходу рассказа педагога находят на ней места катастрофы).В истории Земли много раз происходили катастрофические извержения вулканов, приводившие к гибели городов и десятков тысяч людей. Известно, что при извержении Везувия в Италии в 79 г. н. э. погибли города Помпеи, Геркуланум, Стамбия. Вулкан Мон-Пеле на острове Мартиника в 1902 г. уничтожил город Сен-Пьер. При извержении вулкана Тамбора в 1815 г. на острове Сумбава в Индонезии погибло около 60 тысяч человек, а при извержении Кракатау в 1883 г. в Индонезии – 36 тысяч человек. Извержение вулкана Ундзен в Японии погубило более 10 тысяч человек. И такие примеры можно долго еще продолжать.
2. Землетрясения. Обзор крупнейших землетрясений.
Что такое землетрясения, их причины.
Землетрясения – явление, при котором земля дрожит, за счет подземных толчков. Причины землетрясений:
- Движение литосферных плит. В местах, где они упираются, друг в друга возникает напряжение горных пород.
- За счет подземных движений газов и магмы в местах вулканической активности.
- Вмешательство человека в жизнь природы при добыче нефти, газа, взрывы, закачкой воды в скважины.
Ученые сейсмологи при помощи прибора сейсмограф прослушивают землю. Место, где возникает поземный толчок, называют очаг землетрясения. Точку земной поверхности, находящуюся под очагом землетрясения называют эпицентр землетрясения.
Обзор крупнейших землетрясений.
Работа с физической картой полушарий у доски. (Дети подходят к физической карте полушарий. По ходу рассказа педагога находят на ней места катастрофы). В среднем на Земле ежегодно происходит одно катастрофическое землетрясение, сто сильных, около миллиона ощутимых человеком. При землетрясениях выделяется энергия, превышающая энергию при взрыве средней атомной бомбы в тысячи и даже сотни тысяч раз. Очаг землетрясения представляет собой разрыв – трещину. При этом на поверхности Земли образуются разломы. После Гоби – Алтайского землетрясения (4 декабря 1957 г.) образовался разлом длиной 270 км., уходящий в землю на глубину 80 км.. При Нефтегорском землетрясении (27 мая 1995 г.) образовалась трещина длиной 37 км.. При землетрясениях порой происходят значительные изменения в рельефе. Так, на Байкале в 1862 г. во время землетрясения под воды озера погрузилась часть суши в дельте реки Селенги. 29 мая 1969 г. при Чилийском землетрясении под воду ушла прибрежная полоса шириной 30км. и протяженностью 500 км.. Во время Аляскинского землетрясения 1964 г. морское дно наоборот поднялось на 16 метров. По оценкам сейсмологов за последние 4 тысячи лет от землетрясений погибло 13 млн. человек. Лиссабонское 1755 г. – 60 тыс. жертв (это больше чем население нашего города, которое составляет около 45 тысяч человек), Токийское 1923 г. – 150 тыс. жертв, Мехико (Мексика) 1908 г. – 3,5 тыс. человек, Тянь-Шаньское 1976г. – 650 тыс. человек погибло. В г. Кобе (Япония) в 1995 году погибло более 5 тысяч человек. Землетрясение, произошедшее в июле 1201 года около побережья средиземного моря, унесло около 1 млн. 100 тыс. человеческих жизней.
3. Цунами. Обзор крупнейших набегов цунами.
Что такое цунами, причины их возникновения.
Цунами – морские волны (в переводе с японского волна в гавани) большой длины, возникающие в результате подводных: землетрясений, извержений вулкана. Волна обладает большой скоростью распространения (до 1000 км/ч), сравнимой со скоростью реактивного самолёта. Когда она накатывается на берег, создается впечатление, что это не волна вовсе, а само море, разъяренное, неукротимое, кидается на берег. Ничего нет удивительного в том, что цунами производят на нем опустошения. Они обладают одной коварной особенностью. В открытом океане даже самые мощные цунами пологи и почти не ощутимы для судов. Но по мере приближения к побережью высота их нарастает. Хоть и редко, правда, но бывает, что на берег обрушивается в буквальном смысле стена воды высотой до пятидесяти метров. Обычная же высота – это от шести до десяти метров. Но и этого достаточно, чтобы смести всё на своем пути. Во многих местах самыми высокими были третья и четвертая волны.
Обзор крупнейших набегов цунами.
Работа с картой полушарий у доски. (Дети подходят к физической карте полушарий. По ходу рассказа педагога находят на ней места катастрофы). За две с половиной тысячи лет история хранит сведения о трехстах пятидесяти пяти цунами во всех океанах и морях земного шара. В 1952 году на Тихоокеанском побережье от цунами погиб город Северо-Курильск. В июле 1896 года на северное побережье острова Хонсю (Япония) обрушились волны высотой до двадцати пяти метров. Во время землетрясения 1960 года на побережье Чили бросались волны высотой до шести метров. Море отступало и наступало несколько раз в течение всей второй половины дня. Погибло почти две тысячи человек, шестьдесят тысяч домов оказались разрушенными полностью, сто тысяч получили различной тяжести повреждения. Родившись у побережья Чили, волны пересекли Тихий океан и достигли Японии, островов Хонсю и Хоккайдо. Суда, портовые сооружения, строения на берегу подверглись разрушительному набегу. Сто восемьдесят человек погибли, сто пятьдесят тысяч остались без крова и средств к существованию. Между тем Чили от Японии отделяют семнадцать тысяч километров! В памяти народов Европы сохранилась Лиссабонская катастрофа 1755 года. Очаг землетрясения, находившийся под дном Атлантического океана, в нескольких десятках километров от столицы Португалии, вызвал на поверхности волну высотой около тридцати метров. Хлынув на берег, она смыла и погубила шестьдесят тысяч человек, разрушила сотни зданий Лиссабона.
4. Предсказание катастрофы по наблюдениям за животными и растениями.
Животный и растительный мир чутко реагирует на природно-климатические изменения на нашей планете. По поведению животных и изменениям, происходящим с растениями, можно судить о приближении засухи, ненастья, землетрясения и т. д. Таких животных-предсказателей описано до 600 видов, а растений – до 400 видов. Животные и растения способны воспринимать малейшие изменения в недрах в ультра- и инфразвуковом диапазоне.
Работа обучающихся с карточками:
Время до начала землетрясения, когда изменяется поведение животных.
Название животных Время до начала землетрясения
Собаки От 2 часов до 2 дней
Куры От 1 до 3 дней
Мыши От1 до 15 дней
Рыбы От нескольких часов до 10 дней
Голуби От нескольких часов до 1 дня
Фазаны От1 до 2 дней
Змеи От 1 до 3 дней (в спячке до 10 дней)
Свиньи, лошади, быки, овцы От нескольких часов до 1 дня
Северо-восточные тигры Несколько часов
Панды Несколько часов
Попугаи, лебеди, канарейки От нескольких минут до нескольких часов
На приближение землетрясения животные реагируют по-разному. Кролики начинают биться головой об окружающие предметы, цыплята взлетают на деревья, свиньи кусают друг друга. Муравьи, захватив куколок, покидают свои подземные жилища. Медузы уходят от берегов в открытое море. Дикие копытные откочевывают подальше от опасного места. Должны насторожить выползавшие из своих нор в середине зимы змеи или крысы, появляющиеся в домах среди белого дня. Глубоководные рыбы оказываются на поверхности воды, в связи с изменением давления на глубинах. Жители Японии держат белую аквариумную рыбку, которая за несколько часов до землетрясения проявляет беспокойство, давая понять хозяевам, что пора покидать дом. Ночью с 25 на 26 июля 1963 года в зоологическом парке города Скопле (Югославия) по рассказу сторожа звери устроили страшный «концерт», жалобно крича и завывая. Затем как по команде они умолкли и затаились в своих клетках. Теперь был в панике сторож. Затряслась земля, произошел первый толчок, затем и другие и … город был разрушен. Больше всего накоплено наблюдений за собаками. У жительницы Ашхабада шпиц за час до катастрофы начал беспокоиться, скулить, будить хозяйку, схватил за одежду и тянуть с кровати на улицу. Другой ашхабадец был спасен своей овчаркой. Вскочив на кровать, стал кусать ноги, затем бросился к двери. Как только они оказались на улице, за их спиной рухнул дом. В Ташкенте овчарка рванулась, схватила из коляски девочку, кинулась к двери во двор. Хозяин с женой бросились за ней, думая, что собака взбесилась. Когда они выскочили из дома, он обрушился.
Растет на склонах вулкан острова Ява, знаменитое своей чувствительностью к подземным процессам, растение примула королевская. Расцветает она только накануне извержения вулкана, сигнализируя местным жителям о грозящем бедствии. В опытах с элодеей и мимозой наблюдается аналогичное явление.
IV. Закрепление знаний.
Работа с карточками:
Ответь быстро:
Вулкан – это не город, а…….
Цунами – это не айсберг, а …..
Землетрясение – это не народность, а……
Явления природы в образных выражениях:
………… - морщины планеты. (Горы).
………… - окна в недра Земли. (Вулканы).
………… - пульс планеты. (Землетрясение).
Классифицируйте перечисленные термины, обозначающие явления природы – землетрясение и извержение вулкана.
извержение вулкана землетрясение
Волны Кратер Очаг Жерло Эпицентр Магма Лава Пепел Толчки Пемза
Угадай по описанию грозное природное явление.
- «Мы видели, как море отходит назад: Земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Берег явно продвигался вперед; много морских животных застряло в сухом песке. С другой стороны – черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разливалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими… Падает пепел, еще редкий….густой черный туман, потоком расстилающий по земле, настигал нас….Мы не успели оглянуться – вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную; так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин…» Плиний Младший.
- «…Мы увидели, надвигающуюся волну. Она близилась, как стена, и росла. Больше, чем раскаты грома, что доносились от приближающейся волны, страх нагонял сам вид водоворота перед ней, в которой крутились целые обломки скал и тяжелые стволы деревьев, словно это были спички. Как этот мощный водопад среди моря, эта гигантская в 20 и более метров высотой стена, с грохочущей, добела иссеченной пеной короной тогда удержится прямо, как стена? Затем она обрушилась на берег и потрясла основание острова, словно землетрясение. Кровли, деревья, две лодки волна унесла с собой. Все это продолжалось несколько минут, и, тем не менее, залив после этого выглядел, словно после битвы». Бенгт Даниэльсон.
V. Подводим итоги занятия. ЛИТЕРАТУРА:
Верзилин Н.М. «Путешествие с домашними растениями» - Л.: Детская литература, 1965;
Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия» - М.: Педагогика-Пресс, 1998.
Моложавенко В.С. «Тайна красоты. Книга о цветах. « - М.; Педагогика-Пресс, 1993.
Красиков С.П. «Легенды о цветах». - М.; Молодая гвардия, 1990.
Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков».- М.; Детская литература, 1975.
Рохлов В. и др. «Занимательная ботаника».- М.; Аст-Пресс, 2002
«Жизнь растений. Травянистые растения». Т.6. –М.; ООО «Мир книги», 2004.