Урок по русскому языку для 5 класса «Повторение изученного по фонетике»
Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика»
(Задания к уроку)
1. Фестиваль вопросов
Описание задания: Каждой команде предстоит ответить на 5 предложенных вопросов. Вопросы командам задаются по очереди. Если команда не может ответить на свой вопрос, другой команде дается возможность ответить на вопрос команды-соперницы и получить дополнительный балл. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Что изучает фонетика? (звуки речи)
Что такое орфоэпия? (раздел языка, который изучает правила произношения слов и постановку ударения)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Какие буквы в русском алфавите называются немыми? (ь, ъ)
Кто создал азбуку для славян? (Кирилл и Мефодий)
Как называется азбука, от которой происходит русский алфавит, а также украинский белорусский, сербский, болгарский (кириллица)
Какие слова нельзя разбить для переноса? (из одного слога)
Почему гласные называются гласными? (состоят из голоса)
В каком слове 7 букв я? (семья)
В каких словах сто согласных? (стог, стол, стой, стон, стоп)
2.«Опять двойка?!»
Описание задания: Наш старый знакомый Петя Ошибкин может получить очередную двойку по русскому языку. Ему необходимо выполнить фонетический разбор слова «встать». А он не выучил порядок фонетического разбора и вообще не знает, что это такое! Я думаю, что мы-то справимся с этим заданием и поможем Пете снова.
Итак, вспомните, что такое фонетический разбор слова и выполните разбор слова «встать».
За это задание вы можете получить 5 баллов, если все сделали правильно.
3. «Ну-ка, ответь-ка!»
Описание задания: Вам нужно ответить всего на один вопрос. К этому вопросу даны пять вариантов ответов. Выберите правильный. За правильный ответ - 1 балл.
Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита?
Что ешь?
Где ёж?
Как уж?
Куда идешь?
Когда встаёшь?
(Только в одном из этих коротеньких вопросов буквы стоят в том же порядке, в каком они идут в русском алфавите: ...ГДЕЁЖ... Именно такой вопрос уже не одну сотню лет задает вам азбука. Ответ: 2).
4. «Есть лингвистическая задачка»
Описание задания. Вам предлагается правильно решить 3 лингвистические задачки на время. Задачки для команд даются одинаковые. Будьте внимательны! За каждое правильное решение - 1 балл.
Разрешите звуковые «пропорции»: К:Г=Т: ?(д)
Д:Т=Б:? (п)
К:С=Г :?(з)
Запишите слова, данные в транскрипции, орфографически: [пазб’ищ'э], [спарцм’эн] (пастбище, спортсмен)
Сколько раз встречается звук [3] в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе? (ни разу, в этом предложении встречается только звук [3’])
5. «Тест – пятиминутка»
Описание задания: На выполнение задания дается ровно 5 минут. Задание включает в себя 5 тестовых задания. За каждый правильный ответ - I балл.
Задания:
В слове УЩЕМИТЬ:
а) все согласные мягкие б) все согласные твердые в) есть твердые и мягкие согласные
Какой звук дает выделенная буква в слове СЛАДКО:
а) [д] б) [т]
Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке:
а) веранда, ветеран, ветерок;
б) ветерок, ветеран, веранда;
в) веранда, ветерок, ветеран.
Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог:
а) алфавит б) пунктуация в) фонетика
5. Сколько раз встречается мягкий звук [т] в предложении: Открытая тетрадь лежала на столе, а рядом блестел угол жестяной коробки.
а)3 6) 4 в) 5 г)6
Ответы: 1.а. 2.б. 3.а. 4.в. 5.б.
6. «Истинно - ложно»
Описание задания: Даются утверждения (их всего три). Необходимо отметить, какое утверждение «истинно», т.е. правильное, а какое - «ложно», т.е. неправильное. За каждый правильный ответ - 1 балл.
В русском алфавите 10 гласных букв (истинно: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я)
В слове конь мягкий знак смягчает букву н. (истинно)
Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук после гласных (ложно, после согласных)
7. «Кладоискатели»
Описание задания: Необходимо найти слова, в которых правильно выделены буквы, обозначающие ударный гласный звук. За каждый правильный ответ -1 балл.
СлучАй, столЯр, пОртфель, звонИт, срЕдства, кИлометр, цЫган, красИвей, договОр, щавЕль.
8. «Абракадабра»
Описание задания: отгадайте метаграмму.
С ч летаю над волною,
С л не дам волкам покою,
С м рубашка - безрукавка,
С з скачу в лесу по тропке,
С г меня крепи к детали
Из железа или стали.
(чайка - лайка ~ майка - зайка - гайка)
Подводим итоги.
Команда победительница получает небольшие сувениры, например, календарики. Команды отмечают самых активных своих игроков, которым можно поставить пятерки за урок.
15