Цикл внеклассных мероприятий по русскому языку в 7 классе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛОГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИЛОВЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ




Цикл внеклассных мероприятий по русскому языку. 7 класс.
«Последний герой».


Авторы: учителя русского языка
и литературы Попова С.В.
и Попов А.А.


с.Лог
2011


Внеклассное мероприятие по русскому языку. 7 класс.
Игра «Последний герой» по теме: «Причастие как часть речи».
Цели игры:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Причастие как часть речи».
По средствам игры развивать у учащихся интерес к русскому языку.
Продолжить работу по воспитанию у учащихся таких личностных качеств, как: активность, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, коллективизм.
Оборудование:
Плакат с названием игры, таблички с названием команд.
Музыкальный центр, кассета с фонограммой.
Компьтер, мультимедийный проектор.
Жетоны.
Значки и медаль победителя.
Правила игры:
В игре принимают участие две команды: «Причастие действительное» и «Причастие страдательное». В каждой команде по 5 человек. Остальные учащиеся являются и болельщиками, и участниками.
Игра проходит в 5 этапов. После каждого этапа обе команды лишаются по 1 игроку. Выбор производит сама команда. Выбывшие игроки награждаются памятным значком «Участник игры «Последний герой».
В финале игры остается в каждой команде по одному игроку. Между ними и разыгрывается медаль победителя.

Ход игры.
Звучат фанфары.
Вступительное слово учителя (приветствие команд, представление членов жюри, знакомство с правилами игры).
Конкурсная программа: (во время проведения этапов звучит инструментальная музыка).
1 этап
Задание: образовать действительные и страдательные причастие настоящего времени от глаголов: читать, спеть, гнать, вести, слышать (слайд № 1)
Пока команды работают с заданием, учитель обращается к болельщикам с вопросом: «Как определить написание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?». Игрок, давший верный ответ, получает жетон.

2 этап
Задание: ответить на теоретические вопросы (слайд №2).
Вопросы для команды «Действительное причастие»:
Что такое причастие?
Когда НЕ с причастиями пишется слитно?
Перечислите признаки прилагательного у причастия.
Какую синтаксическую роль выполняет причастие в предложении?
Вопросы для команды «Страдательное причастие»:
Что такое причастный оборот?
Когда НЕ с причастиями пишется раздельно?
От каких причастий можно образовать краткую форму?
Перечислите признаки глагола у причастия.
В случае неточного или неправильного ответа за помощью учитель обращается к болельщикам.
3 этап.
Задание: расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор предложений (слайд № 3).
Каждый участник получает для разбора свое предложение.
Ветер дувший с моря усиливался.
Сорванная с деревьев листва закружилась в танце.
Остров озаренный солнцем сиял над водой.
Изрытая глубокими колеями дорога шла лесом.
Буквы написанные на листке стерлись.
Солнце показавшееся из-за туч быстро скрылось.
Пока участники команд выполняют задание, учитель проводит с болельщиками игру «Ты – мне, я – тебе» (учитель называет глагол и бросает мяч одному из болельщиков, тот должен назвать причастия, которые можно образовать от данного глагола).
4 этап.
Задание: распределить слова по частям речи (прилагательные и причастия)
Слова (слайд 4): каменный, занавешанный, построенный, соломенный, сваренный, оловянный, станционный, законченный, газированный, увиденный, принесенный, лунный, туманный, прочитанный.
5 этап.
Задание: написать рассказ на тему: «Происшествие на острове», используя данные словосочетания (слайд №5): темнеющее небо, надвигающиеся тучиЮ бушующий океан, терпящий бедствие, завывающий ветер, приближающиеся шаги, горящие глаза, ужасающий крик, затерянный дом, оставшиеся в живых, восходящее солнце, успокоившийся океан.
Пока финалисты выполняют задание, ведущий с остальными учащимися проводит рефлексию по вопросам:
Что бы я хотел(а) сказать сейчас одноклассникам ?
Что нового я открыл(а) для себя сегодня?
Я с другой стороны посмотрел(а) на
В какие бы цвета ты раскрасил(а) сегодняшнюю игру?
Мне очень жаль, что
Я рад, потому что
3.Подведение итогов.
Жюри заслушивает рассказы финалистов и объявляет победителя игры. Ему вручается медаль. Учитель подсчитывает количество жетонов у болельщиков. Те ребята, у которых жетонов оказалось больше, становятся участниками следующей игры по теме: «Деепричастие как часть речи».























Внеклассное мероприятие по русскому языку. 7 класс.
Игра «Последний герой-2» по теме: «Деепричастие как часть речи».
Цели игры:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Деепричастие как часть речи».
Повторить материал по теме: «Причастие».
По средствам игры развивать у учащихся интерес к русскому языку.
Продолжить работу по воспитанию у учащихся таких личностных качеств, как: активность, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, коллективизм.
Оборудование:
Плакат с названием игры, таблички с названием команд: «Причастие» и «Деепричастие».
Музыкальный центр, кассета с фонограммой.
Компьтер, мультимедийный проектор.
Жетоны.
Значки и медаль победителя.
Карточки для рефлексии.
Правила игры: те же, что и в игре «Последний герой» (см. материалы по теме: «Причастие как часть речи»).
Ход игры.
Звучат фанфары.
Вступительное слово учителя (приветствие команд, представление жюри, напоминание о правилах игры).
На экране (слайд №1) изображены три рожицы, характеризующие разное состояние. Учащиеся выбирают ту рожицу, которая характеризует их состояние на начало игры, и рисуют ее на карточке.



грусть спокойствие радость

Конкурсная программа:
1 этап.
Задание: ответить на теоретические вопросы по темам: «Деепричастие» и «Причастие».
Команды к игре готовят по 5 вопросов для соперников.
Во время проведения этого этапа болельщики принимают активное участие: уточняют, поправляют, дополняют ответы игроков.
2 этап.
Задание: расставить знаки препинания, графически выделить причастные и деепричастные обороты.
У каждого участника свое предложение.
Предложения (слайд №2):
Деревья разросшись за лето стояли охваченные истомой.
Павлик громко аплодировал радостно улыбаясь друзьям окружавшим его.
Подмерзнув за ночь на дороге хрустели стебли травы торчавшие из-под снега.
Володя ходил взад и вперед поглядывая на часы висевшие над ним.
Лягушка вылезшая из бочки сидела посматривая на скворцов.
Раскрыв рот от восхищения Павлик смотрел на сцену ослепленный чудесным зрелищем.
Миша сделав заинтересованный вид читал статью в газете приклеенной на стене дома.
Тетерев откормившийся за лето тяжело взмахнув крыльями взлетел.
Пока участники команд выполняют задания, учитель проводит игру: «Образуй-ка» с болельщиками. Цель игры: от данных глаголов образовать действительные причастия прошедшего времени и деепричастия.
Глаголы: снять, принять, увидеть, заметить, обидеть, начать, прибыть, ржаветь, баловаться, черпать.
3 этап.
Задание для команды «Причастие»: из двух предложений составить одно с причастным оборотом, заменив выделенные глаголы действительными причастиями прошедшего или настоящего времени (слайд №3).
Облачко превратилось в тучу. Туча постепенно охватила полнеба.
Дождь размыл тропинку. Тропинка круто поднималась на курган.
Туристы направились к речке. Речка сверкала вдали блестящей лентой.
Задание для команды «Деепричастие»: спишите предложения, заменяя выделенные глаголы деепричастиями прошедшего времени, расставьте знаки препинания.
Турист быстро шагал по тропинке и весело посвистывал.
Тропинка извивалась змейкой и вела к камышовым зарослям.
От реки шел туман и окутывал прибрежные кусты.
Пока участники выполняют задание, проводится игра с залом «Исправь-ка».
Задание: исправить речевые ошибки в предложениях ( предложения – на доске).
Над головой человек держал не раскрытый, а большой зонт.
Взгляд у него был не затуманенный, а простой.
Его пальто было не застегнуто, а новое.
Открывая дверь, она громко вскрикнула.


4 этап.
Задание: выписать причастия, а затем деепричастия с НЕ, раскрыв скобки
( слайд №4).
(Не)задумываясь, (не)беспокоясь, (не)напуганы, (не)навидя, (не)скошенный луг, (не)годуя, (не)сбросив, (не)написанное мною. (не)виданный, (не)жалея, (не)доумевая, (не)годующий, (не)убранная вовремя, (не)пойманная рыба).
Болельщики выполняют задание на листочках.
5 этап.
Задание: составить фоторобот причастия и деепричастия.
Разминка с залом:
Наклонитесь вперед, коснувшись руками пола.
Встаньте, подняв руки вверх.
Присядьте, вытянув руки вперед.
Подпрыгните, хлопнув в ладоши.
- Какая часть речи помогла выполнить данные упражнения?
- Что такое деепричастие?
- Чем оно отличается от причастия?
3.Рефлексия.
Ребята мысленно возвращаются к началу игры (слайд №1) и определяют свое состояние на ее конец, рисуя рожицу на обороте карточки.
У кого состояние ухудшилось, молчат.
У кого осталось прежним, топают ногами.
У кого улучшилось, хлопают в ладоши.

Подведение итогов.
Жюри заслушивает фотороботы и определяет победителя. Ему вручается медаль. Учитель подсчитывает количество жетонов у болельщиков. Те ребята, у которых жетонов оказалось больше, становятся участниками следующей игры по теме: «Наречие как часть речи».







Внеклассное мероприятие по русскому языку. 7 класс.
Игра «Последний герой-3» по теме: «Наречие как часть речи».
Цели игры:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Наречие как часть речи».
Повторить материал по темам: «Причастие» и «Деепричастие».
По средствам игры развивать у учащихся интерес к русскому языку.
Продолжить работу по воспитанию у учащихся таких личностных качеств, как: активность, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, коллективизм.
Оборудование:
Плакат с названием игры, таблички с названием команд.
Музыкальный центр, кассета с фонограммой.
Компьтер, мультимедийный проектор.
Жетоны.
Значки и медаль победителя.
Правила игры: те же, что и в игре «Последний герой» (см. материалы по теме: «Причастие как часть речи»).
Ход игры.
Звучат фанфары.
Вступительное слово учителя («Из истории наречия» - «Подсказки на каждый день. Русский язык. 6 класс», с.30-31.
Конкурсная программа:
1этап.
Задание: написать грамматическую сказку на тему «Бедное наречие».
Пока команды работают над заданием, учитель с болельщиками проводит игру «Далеко - близко». Цель игры: подобрать антоним к наречиям.
Наречия: вперед, высоко, светло, вверх, мало
2 этап.
Задание: выписать из текста наречия, выполнив их морфемный разбор (слайд №1).
Дубровский объезжал однажды малое свое владение; приближаясь к березовой роще, услышал он удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Увидя его, они бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел связанных к себе на двор. Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителю. Дубровский был отменно сердит: прежде сего никогда люди Троекурова не осмеливались шалить в пределах его владений
Задание для болельщиков: выпишите из текста причастия и деепричастия, выполните их морфемный разбор.
3 этап.
Задание (слайд №2): Спорят друзья. Один утверждает, что слова : тепло, лихо, зло, подряд – наречия, другой говорит, что это имена существительные. Кто прав? Разрешите спор.
4 этап.
Задание: написать наречия за 2 минуту. Кто больше?
Работа с болельщиками ( слайд №3):
- Что такое наречие?
- Какую синтаксическую функцию оно играет в тексте?
- Расскажите о правописании наречий.
- Когда наречия пишутся через дефис?
- С какими орфографическими правилами мы познакомились, изучая тему: «Наречие»?
5 этап.
Задание: словарный диктант.
Ничуть не интересно, нелегко; не трудно, а невозможно; свежо, еще, уверенно, интересно, недоуменно, издавна, исправно, срочно, влево, справа, точь-в-точь, во-первых, по-товарищески, мало-помалу, где-нибудь, кое-когда, вдвое. На миг, по трое, замуж, настежь, прочь, невтерпеж.

Болельщики вместе с финалистами пишут словарный диктант.
Жюри проверяет работы финалистов и определяет победителя. Ему вручается медаль. Учитель подсчитывает количество жетонов у болельщиков. Те ребята, у которых жетонов оказалось больше, становятся участниками следующей игры.













Внеклассное мероприятие по русскому языку. 7 класс.
Игра «Последний герой-4» . Финал.
Цели игры:
Обобщить и систематизировать знания учащихся за курс 7 класса.
По средствам игры развивать у учащихся интерес к русскому языку.
Продолжить работу по воспитанию у учащихся таких личностных качеств, как: активность, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, коллективизм.
Оборудование:
Плакат с названием игры, таблички с названием команд, корабль, острова.
Пальмы, лианы, обезьяны, шары.
Музыкальный центр, кассета с фонограммой.
Конверты с заданиями.
6 грамот финалистам.
Грамота победителя.
6 призов.
Поощрительные призы для болельщиков.
Бананы всем участникам.
Правила игры:
В финале каждый участник играет только за себя, набирая жетоны за верные ответы. В конце игры жюри определяет победителя по количеству заработанных жетонов.

Ход игры.
Тематическая заставка.
Звучит мелодия песни «Чунга-чанга». Выходит хореографическая группа и учитель.
Учитель: Наше увлекательное путешествие по стране Русского языка в этом учебном году заканчивается. Позади остались острова: Причастие, Деепричастие, Наречие. Сегодня мы посетим Чудо-остров. Сегодня возможно все. Ведь мы в супер - финале игры «Последний герой».
Ученик: Лингвистика, Лингвистика – наука очень строгая!
Лингвистики учебник всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее плохое было бы житье.
Ученица: Не составишь телеграмму и открытку не отправишь.
Даже собственную маму с днем рожденья не поздравишь!
Ученик: Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Ты к себе их приучи, наизусть их заучи!
Звучит тревожная музыка.Появляются другие ученики.
Ученик 1: Чтобы правильно писать, книг не надо нам читать.
Надо утром из рогатки птичьи гнезда разорять!
Ученик 2: Чтобы правильно писать, рано нам нельзя вставать.
Ты в постели поваляйся, чтобы в школу опоздать!
Ученик 3: Чтобы правильно писать, правила не надо знать.
Надо сто ошибок сделать, вот тогда вам будет «пять»!
Учитель: Вот и первые чудеса. Не пойму, кого же мне слушать.
Ученики: Не слушайте вы нас, мы просто пошутили.
Финал же ведь у нас, вот мы и почудили.
А если честно
Любим тебя, Лингвистика! Ты умная и строгая!
Тебя, наша Лингвистика, осилим понемногу мы!
Учитель: В этом нет сомнения. Ведь сколько препятствий было за время нашего путешествия, но мы все преодолели. Правда, не все дошли до финала. Но это не главное! Игра есть игра. (Представление финалистов, жюри, гостей).
Вопросы к болельщикам:
- Сколько островов мы посетили за время путешествия?
- Почему финалистов 6?
- Что означает выражение «собирать камни»?
- Где пятница предшествует четвергу?
- Где на Земле самые длинные сутки?
- Что такое Лингвистика?
- Что означает выражение «звездный час»?
Учитель: И у наших финалистов сегодня звездный час. «Звездный час» - есть такая телевизионная передача, и вспомнил я о ней сейчас неслучайно. На финальную игру к нам на остров приехали популярные телеведущие. Встречайте!

Конкурсная программа:
«Самый умный».
Задание: в течение 2 минут финалисты отвечают на вопросы. За каждый верный ответ они получают жетон.
Начальная форма глагола.
Часть речи, совмещающая в себе признаки имени прилагательного и глагола.
Причастие с зависимым словом.
Причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.
Какие причастия имеют суффиксы: -ущ_, -ющ-, -ащ-. –ящ_, -вш-, -ш-?
Если страдательное причастие прошедшего времени имеет зависимое слово или приставку(кроме НЕ) , то в его суффиксе пишется
Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и
В предложении деепричастие является
Частица НЕ с деепричастиями пишется
Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия.
Неизменяемость – это признак наречия и
Какая гласная пишется на конце наречия ЕЩЕ?
Наречие за границу пишется
Какая буква стоит на конце наречия НАСТЕЖЬ?
Предлог, союз, частица – это
Выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
Предлоги, образованные путем перехода из самостоятельных частей речи, называют
Предлоги, состоящие из одного слова, называются
Часть речи, связывающая однородные члены и просте предложения в составе сложного.

«Счастливый случай».
Учитель: сейчас очень волнительный момент. К нам в гости спешит сама королева Лингвистика.
Звучит торжественная музыка. Выход королевы.
Она проводит этап «Заморочки из бочки». Но сначала загадывапет музыкальные загадки. Ответы финалисты должны записать на листочки.
Лекарственное растение с нотой ДО. (Подорожник)
Пресмыкающееся с нотой РЕ. (Черепаха)
Рыба с нотой ЛЯ. (Стерлядь)
Птица с нотой МИ. Фламинго)
Собака с нотой ДО. (Бульдог)
Птица с нотой ФА. (Дрофа)
Далее королева предлагает финалистам придумать лингвистический вопрос соперникам, связанный с данными словами. Участники записывают вопросы на листочках, затем сворачивают их и опускают в бочонок. Потом поочередно отвечают на вопросы. Учитывается не только верный ответ, но и сам вопрос.

«Форд Боярд».
Задание: отыскать буквы, спрятанные в обезьянках и сложить из них слово. Кто быстрее?

Учитель: Название следующей программы назовет кто-то из зрителей. Мне нужно 3 добровольца. Вы должны добраться до шарика, лопнуть его. Кто быстрее? Но только в одном из них название передачи.

«Угадай мелодию».
Сначала финалисты вместе с болельщиками угадывают популярные мелодии .А затем участникам предлагают прослушать попурри из песен и посчитать количество определенных частей речи.


Учитель: Сейчас наши финалисты получают выездное задание, на которое им отводится 5 минут (сочинить рассказ о себе в необычной форме, используя неизвестные факты биографии).
Финалисты покидают класс. В это время путем голосования выбирается человек, который получит приз зрительских симпатий. Жюри подводит предварительные итоги.

«Истории в деталях».
Участники презентуют свои рассказы.

Подведение итогов.
Жюри подводит итоги. Танец «Чунга-чанга».
Награждение финалистов и победителя игры.
Финальная песня.


















Методические рекомендации:

Данный комплект рекомендуется использовать во внеклассной работе по русскому языку в 7 классе. После изучения тем: «Причастие», «Деепричастие», «Наречие» - проводятся отборочные туры. Победители этих туров (по 2 человека) становятся участниками финала.
Данный комплект можно использовать и на итоговых уроках по изучаемым темам. Отдельные фрагменты игры рекомендуется использовать в качестве разминок на обычных уроках.


Список литературы:

Круковер В. Веселые уроки. Русский язык, Респект, Санкт-Петербург, 1995.
Пушкин А.С. Дубровский, М: Художественная литература, 1987, т.3.
Ситникова Л.Н. Дидактический материал по русскому языку. 7 класс. Волгоград: Учитель, 2010.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь, М: Просвещение, 2000. и др.


Рисунок 2C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0299125.wmf15