Цикл внеклассных мероприятий Правовой компас
586740-215265430831219155228251152308860-8134351394460
«У того, кто решит изучать законы
не останется времени их нарушать».
И.В. Гете
В настоящее время в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, что вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, расширением коммуникативных связей между людьми, ростом ответственности человека за свою судьбу, следовательно, проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
Правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки.
Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Приведенная выше характеристика правовой культуры как искомого результата правового образования показывает необходимость его систематического осуществления в школе, начиная с младших классов. Именно этим руководствовались педагоги начальной школы в ходе определения значимости проекта по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения «Правовой компас», который рассчитан на учащихся первой ступени обучения - (начальная школа - 1-4 классы), их родителей.
Проблема: равные права и возможности для всех
Ведущая идея. Проект направлен на разработку нового формата просветительских технологий, когда просветительские услуги осуществляются для детей, используя демонстрационные инструменты, созданные совместно со взрослыми.
Цель проекта: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Задачи
Просвещать школьников о правовых нормах ребенка.
Прививать уважение к правовым ценностям общества.
Формировать навыки, обеспечивающие успешное действие в реальных правоотношениях.
Реализация данного проекта призвана способствовать формированию у воспитанников правовой культуры и законопослушности. В результате обучающиеся объединений должны:
- обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
- быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
- осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации проекта возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
Прогноз возможных негативных последствий: недостаточная мотивация к формированию правового сознания со стороны субъектов образовательного процесса; низкий уровень сформированности правового сознания; консерватизм взглядов части субъектов образовательного процесса.
Этапы реализации проекта. Данный проект будет реализовываться в 4 этапа:
1 этап: (2012 г. январь-май) - разработка научно-методических основ формирования правового сознания; внедрение в массовое сознание позитивных установок по отношению к толерантности;
2 этап (2012-2013 учебный год) - разработка и экспериментальная апробация механизмов формирования правового сознания и поведения;
3 этап (2013-2014 учебный год) - экспериментальное внедрение и коррекция механизмов формирования правового сознания и поведения;
4 этап (2014-2015 учебный год) - полномасштабное внедрение механизмов формирования правового сознания и поведения, обобщение опыта.
Результатом проектной инициативы должно стать:
460 учащихся начальный классов школы в возрасте от 7 до 11 лет пройдут обучение в рамках проекта «Правовой компас» и приобретут навыки организации просветительских мероприятий в области прав человека и прав ребенка;
будет разработана и изготовлена передвижная выставка «Правовая культура ребенка», которую можно использовать как мобильный информационный ресурс для просвещения и обучения детей школы;
издана брошюра-справочник для детей «Азбука права: вопросы и ответы». Обеспечение реализации проекта:
разработаны календари, закладки и паспорт прав ребенка;
созданы фильмы «Город доброжелательный к детям», «Права ребенка»;
разработаны планы занятий для 1 класса «Правовая культура ребёнка», для 2 класса «Права ребёнка», для 3 класса «Права и свободы человека и гражданина», для 4 класса «Конституция РФ»;
разработаны и систематизированы стендовые материалы.
После каждого этапа реализации проекта предполагается проведение тестирования ее участников на выявление соответствия результатов целям данного проекта, а также оформление результатов тестирования. Разработка рекомендаций по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения среди школьников и их внедрение в практическую деятельность.
1класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ«ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА РЕБЁНКА»
Цель: ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения.
Месяц Темы занятий Форма проведения
Сентябрь Наша школа самая лучшая. Мои права и обязанности Классный час
Октябрь Правила вокруг нас Классный час
Ноябрь Город, в котором ты живёшь Экскурсия
Январь Я – личность. Каким быть? Практическое занятие
Май Что такое хорошо и что такое плохо Конкурс рисунков
ОУУН: любить свой народ, свой край и свою Родину; уважать и принимать ценности семьи и общества; быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; быть доброжелательным, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
2 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ПРАВА РЕБЁНКА»
Цель: формирование правосознания и правовой культуры, социально правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
Месяц Темы занятий Форма проведения
Сентябрь Конвенция о правах ребенка. Классный час
Октябрь Права ребенка Интеллектуальная игра
Декабрь Дом, в котором я живу конкурс рисунка
Март Право на здоровье и медицинское обслуживание. Право на отдых и досуг Круглый стол
Май Право на гражданство Урок-путешествие
ОУУН: любить свой народ, свой край и свою Родину; уважать и принимать ценности семьи и общества; быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; быть доброжелательным, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. 3 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»
Цель: формирование правосознания и правовой культуры, социально правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
Месяц Темы занятий Форма проведения
Сентябрь История прав человека. Изучаем права и свободы человека Урок знаний
Октябрь О ребенке – особая забота! Урок-практикум
Декабрь Права и обязанности человека от рождения и на всю жизнь Практическое занятие совместно с родителями
Март Что такое государственная власть и как она формируется? Брейн-ринг
Май Можно ли запретить права и свободы? ОУУН: любить свой народ, свой край и свою Родину; уважать и принимать ценности семьи и общества; быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; быть доброжелательным, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; - уважительно относиться к окружающим, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
4 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«КОНСТИТУЦИЯ РФ»
Цель: освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции.
Месяц Темы занятий Форма проведения
Сентябрь Государственная символика Российской Федерации ВиктоинаДекабрь Российская Конституция – основной закон твоей жизни Классный час
Март Я – гражданин великой страны Конкурс рисунков
Май Я знаю Конституцию Круглый стол
ОУУН: любить свой народ, свой край и свою Родину; уважать и принимать ценности семьи и общества; быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; быть доброжелательным, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; уважительно относиться к окружающим, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознавать ценности, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нем; - следовать модели правового поведения в условиях повседневной жизни и в различных ситуациях; формировать правовую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
- формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;
- выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;
- знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;
- обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;
- приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);
- умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
- формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами. На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, юристы.
Тематика родительских собраний
№ Тема Содержание
1 Правовые нормы Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав МБОУ СОШ №2 и локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения
2 «Права ребенка - обязанности родителей»
Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями; оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
3 «Право на …»
Конституция РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.
Приложение 1
Видеофильмы
708339317319
708338258404
Данные видеофильмы используются педагогами во время проведения классных часов, внеклассных мероприятий.
Приложение 2
Урок-практикум на тему «О ребенке – особая забота!» (3 класс)
На доске тексты из Конвенции о правах ребенка:
«для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».
Введение в тему. Учащиеся размещают на доске подготовленные ими листки с эскизами плакатов на тему «Забота о детях – общее дело» и представляют их.
Основная часть урока – мини-дискуссия на тему «почему ребенок нуждается в особой заботе?»
Первый этап. Слово учителя:
«Мировая Конституция прав ребенка» - так называют Конвенцию.
Принятие Конвенции о правах ребенка означало признание мировым сообществом необходимости особой заботы о детях и особого внимания к их жизни и развитию.
Почему же ребенку требуется особая забота, которую должны проявлять не только его родители, но и государство, где он живет, а в некоторых случаях и все Организация Объединенных наций?
Учитель предлагает учащимся, разделившись на малые группы (по четыре человека) подготовить ответ на этот вопрос. При этом каждая группа получает образцы суждений.
«Ребенок нуждается в особой заботе, потому что он маленький и беспомощный».
«Потому что он еще мало знает о жизни».
«Он мало что умеет делать»
.«Потому что он не может делать многое, что делают взрослые».
«Если не заботиться о детях, их могут обидеть».
«Ребенок еще не умеет себя защитить».
«Потому что его могут обидеть»
«Он маленький и не может сам себя защитить».
«Он нуждается в заботе, потому что он может попасть в неосторожное положение».
«Потому что его могут обидеть или украсть»
Задача учащихся, работающих в группе:
Выбрать из представленных на листке ответов три наиболее им близкие.
Дополнить ответы учащихся своими обоснованиями.
Второй этап. Выступления учащихся от каждой группы и обобщение учителя.
Учитель читает строчки из Декларации прав ребенка и комментирует их:
«…ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе…»
Обращение учителя к учащимся:
Как вы видите, ответы девочек и мальчиков в чем-то совпадают с Конвенцией: они подчеркивают слабость ребенка, недостаток жизненного опыта, невозможность защитить себя.
Продолжим разговор о необходимости особой заботы о детях.
Так как ребенок постепенно развивается, физически растет, он особенно уязвим для разных болезней. Не случайно некоторые болезни называются детскими. Поэтому необходима постоянная забота врачей о ребенке, особая медицинская помощь.
Растущий организм ребенка нуждается в хорошем питании. Но далеко не все родители могут хорошо кормить ребенка. Значит, семье должно помогать государству, чтобы дети не голодали, а хорошо питались. Ребенок не может еще зарабатывать себе деньги для жизни, а одежда, игрушки, книги и многое другое стоят денег.
В связи с умственной незрелостью ребенка именно взрослые должны помочь ему получить знания, развить способности, подготовить к самостоятельной жизни, воспитать ребенка в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».
Заключительная часть урока. Игра «Встретимся с друзьями!»
Содержание игры: учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открытки. по сигналу учащиеся начинают общаться для поиска «своей открытки». Побеждают те, кто быстрее соберут свою открытку , однако игра завершается, когда все участники соберут открытки – найдут друзей.
Задание на дом: подумать, какими особыми правами должны и могут пользоваться дети.
Приложение 3
Родительское собрание "Права ребенка – обязанности родителей"
Цели: познакомить родителей с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи: довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им; пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными сведениями; оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
Ход собрания
Классный руководитель
-Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались за круглым столом для того, чтобы поговорить о воспитании детей в семье и школе, о наших правах и обязанностях. Андрей Дементьев писал: “Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права”. Об этом можно долго говорить и спорить. Поэтому я приглашаю вас к диалогу.
XXI век — Век ребенка. 20 ноября — Всемирный день прав ребенка.
10 декабря — День прав человека. Именно поэтому я бы хотела с вами поговорить о правах наших детей, о наших правах и обязанностях.
Сейчас много говорят о правах ребенка, но существует и другая сторона той же проблемы - права родителей. И на наших глазах становится все более актуальным преимущественное право родителей на воспитание своих детей. Оно отражено в Семейном кодексе РФ (ст. 63 и 64), где говорится, что родители представляют интересы своих детей и защищают эти интересы от возможных нарушений. Аналогичные права предоставлены родителям и иными нормативными актами. Причем по закону они не только могут, но и обязаны это делать, что прямо следует из Конституции, поскольку ее 38 статья гласит: "Забота о детях, их воспитание - равно право и обязанность родителей". Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами. Права ребенка отражены в документе, который называется Конвенцией о правах ребенка. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.
А сейчас я хочу предоставить слово нашим детям, которые расскажут Вам о некоторых правах ребенка. Выступают дети (учащиеся класса).
Чтец 1:
Только ты на свет родился, Право первое твое:Получи, чтоб им гордитьсяИмя личное свое.
Чтец 2:
Очень трудно самому,Жить на свете одному.Правом с Мамой жить и с Папой Пользуйтесь везде ребята.
Чтец 3:
Есть еще такое правоПомнить думать и творить И другим свои раздумья,Если хочешь подарить.
Чтец 4:
Я росточком не доволен И пока не так силен,Но не смей мне делать больноЕсть у нас такой закон.
Чтец 5:
Если жар, все тело ломитИ совсем не до игры,То позвать врача на помощьТоже право детворы.
(Последние слова чтецы говорят хором)
Дети поют песню “Не отнимайте солнце у детей” гр. Родники
Классный руководитель
Уважаемые родители, каждый человек ,конечно, имеет свои права, но пользоваться ими может не нарушая прав другого человека. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это умеем делать? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и высказать свое мнение.
Раздаются родителям ситуации, и дается время на обсуждение.
Ситуация 1.
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг. Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ситуация 2.
Ученик Петров бегал по классу на уроке. На замечание учителя ответил: “ Ну и что? Я имею право на свободу перемещения.”Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ситуация 3.
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей.
Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ситуация 4.
В нашем кинотеатре идут фильмы о любви, а детям до 16 лет смотреть нельзя.
Нарушаются ли права ребенка на получение информации?
Ситуация 5.
Школьный совет принял решение, чтобы все ходили в школьной форме. А вы против.
Нарушаются ли права ребенка?
Ситуация 6.
Ежедневно, вы видите, что ваш сосед избивает своего ребенка, за какие – то шалости.
Нарушаются ли права ребенка?
Родители отвечают на вопросы.
Классный руководитель
Давайте вспомним основные функции семьи и школы. Школа – это институт социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. По сути дела, у наших с вами детей происходит своего рода репетиция дальнейшей взрослой жизни.
Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей. Мы же с вами часто даже не советуемся с ребенком, как он сам хочет разрешить ту или иную ситуацию, не раздумывая, иногда сгоряча, совершаем действия, которые влекут за собой необратимые последствия. Иногда эти последствия влекут за собой правонарушения наших детей.
Я предоставляю слово инспектору по делам несовершеннолетних …
Классный руководитель
Уважаемые родители, часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями? Сейчас мы проведем тестирование, которое выявит, какой вы родитель. Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).
ТЕСТ
Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"
За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее подумайте, можно ли еще кое-что улучшить?
Заключительное слово классного руководителя:
Мы много с вами сегодня говорили о наших правах и обязанностях, о том, что должны развивать в наших детях чувство ответственности, и начинать, конечно же, с самих себя. Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского: “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…”.
Берегите детей, берегитеЗлые чары от них отводите, Счастье, радость, заботу дарите – Берегите!Берегите детей, берегите:Их жалейте, лелейте, любитеИ любить их других научите – Берегите!Берегите детей, берегите:От невзгод и потерь их храните, Их печали себе заберите – Берегите!
В.Н. МаксимочкинаИ в память о нашей встрече по правам и обязанностям родителей, примите, пожалуйста, вот эти буклеты.
Приложение4Работы учащихся «Я гражданин великой страны» (4 класс)
-488950234315
2767965109855-241935100330
-459740717553366135264160
349186588900
-483870-106045
2769870250825-100965106680