Урок окружающего мира в 4 классе по теме Тундра

Урок окружающего мира по теме: Тундра
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
Планируемые результаты:
Личностные
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
организовать и упорядочить знания;
принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
отстаивать свои права.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
определять и формулировать на уроке тему, цель с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки; высказывать свои предположения.
 Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
Познавательные УУД:
добывать новые знания;
находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные
получить представление о природной зоне тундры;
познакомиться с географическим положением тундры;
познакомиться с климатическими условиями зоны;
узнать особенности растительного и животного мира тундры;
познакомиться с населением тундры и его деятельностью.
Оборудование: карта природных зон, атласы-определители "От земли до неба; презентация "Тундра", карточки с заданиями для групп, запись песни «Увезу тебя я в тундру».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - картинка и песня
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - видеоурок
Ход урока
Организационный момент
-Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь.
Глазами пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения.
А теперь посмотрите на меня. Я рада видеть вас, и надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Мотивация к учебной деятельности
- Мы сегодня снова будем наблюдать
Выводы делать и рассуждать.
В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас,
И опять в экспедицию отправляется наш класс.

Актуализация опорных знаний
- Сегодня мы продолжаем работу по изучению природных зон России.
- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? (зона арктических пустынь)
- Я вам буду говорить высказывания, а вам необходимо определить, оно истинное или ложное. Если высказывание ложное, необходимо его исправить – сделать истинным.

- Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. (л – Северного Ледовитого океана)
- В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. (и)
- В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха. (л – лишайники, мхи, полярный мак)
- В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени. (и)
- Приспособленность животных к условиям арктических пустынь – это белый цвет меха, подкожный слой жира (и)
- Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки». (л – птичьи базары)
- Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (и)

Тема урока. План работы
- Итак, нас ждет новая природная зона. Откройте учебники, найдите карту природных зон России.
Самая северная и холодная зона – Арктика. Чуть южнее этой зоны, на побережье северных морей, лежит другая зона. Назовите, какого она цвета?
- Пользуясь условными обозначениями, определите, как называется эта зона?
-Назовите тему нашего урока (тундра)
-Нам предстоит исследовать эту зону. Давайте составим план изучения этой природной зоны:
1. Географическое положение
2. Климатические условия
3. Растительный мир
4. Животный мир
5. Использование человеком
6. Экологические проблемы и охрана природы
- В экспедицию мы отправимся группами. У каждой группы будет своё название и задание. (дети объединяются в группы по 4 человека, выбирают название группы и получают задание)

Открытие нового знания
а) Изучение нового материала в группах
Группа Географы и синоптики (2 группы)
Покажите на карте (в учебнике и на доске) зону тундры.
Заполните пропуски в тексте
Зона тундры находится _____________ зоны арктических пустынь, протянулась вдоль ________________ морей. Зима в тундре долгая и _______________ и очень суровая __________________. В середине зимы примерно2 месяца длится ______________________ . Лето короткое и ________________. И хотя наступает полярный день, часто бывают ________________.
По рисунку расскажите об образовании почвы (вторая группа – болот)

- Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».
Группа Ботаники
Ответьте на вопросы
Какие растения растут в тундре? ________________
_______________________________________________________________________
__________
·_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Как они приспособились жить в тундре?(если информации в учебнике не хватает, используйте презентацию на компьютере учителя)
1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
4.______________________________

- Большинство тундровых растений вечнозелёные многолетники. У ряда растений недозревшие плоды зимуют под снегом и вызревают на следующее лето. Листья некоторых растений расположены розеткой – так полнее используются солнечное тепло и свет. Тундровые растения имеют короткие (5-15 см) корни, расположенные близко к поверхности, они используют более теплую почвенную влагу. Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки. Летом холодная почва тундры сильно затрудняет поглощение воды корнями растений. Уже на глубине 10 см температура её не более +10 0 С. Следовательно, хотя в тундровых почвах много воды, она малодоступна растениям, т.к. с трудом поглощается корнями из-за низкой температуры. Кроме того, в тундре часты сильные иссушающие ветры, поэтому у многих тундровых растений имеются приспособления, уменьшающие испарение в летнее время: листья часто мелкие, их испаряющая поверхность невелика; они часто покрыты густым опушением; у некоторых растений края листьев заворачиваются вниз, и сам лист имеет вид не полностью замкнутой трубки, устьица оказываются внутри неё; часто листья плотные, покрыты восковым налётом.
Группа Зоологи
Ответьте на вопросы
Какие животные обитают в тундре?
Насекомые_________________________________________________________________
Птицы растительноядные____________________________________________________
Птицы хищные_____________________________________________________________
Звери растительноядные_____________________________________________________
Звери хищные______________________________________________________________
Как они приспособились к жизни?
1.___________________________________________________________________
2.______________________________
3.______________________________
4. _____________________________

- Своеобразно утепляются конечности на зиму: у песцов появляются как бы теплые стельки, у птиц – подобие валенок. Широкие копыта служат северным оленям то лыжами, то лопатами – для добычи ягеля из-под снега. Полярные совы видят днём, иначе им не пережить многосуточный свет.
Группа Экологи (2 группы)
1.Закончите предложение
Основные занятия населения тундры: _________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Выполните задание 5 в тетради на стр.44 (2, 3 экологические проблемы)
3. Расскажите, какие меры предпринимают для решения этих экологических проблем.

Выполните задание 5 в тетради на стр.44 (1, 4 экологические проблемы)
Расскажите, какие меры предпринимают для решения этих экологических проблем.
Подготовьте краткий рассказ о Таймырском заповеднике
- Олень даёт людям, живущим в тундре, всё: мясо, молоко, шкуры, из которых шьют теплую одежду и обувь, строят жилища, сухожилия используют как нитки. Из пыжика (шкуры оленят) делают очень тёплые шапки. Упряжка из 3-4 оленей, идущих рысью с нартами, с грузом 200-300 кг, в которые их запрягают и зимой и летом, свободно проходит по северному бездорожью 40-60 км в день. Не сбавляя хода, олени могут переходить с наезженной дороги на снежную целину или залитую водой болотину.
- Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1кв.км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами, ненцы, якуты, чукчи и др. Коренные жители занимаются оленеводством, рыболовством (навага, нельма и др.), охотой (песцы, морской зверь, песец, волк, куропатки, гуси, утки и др.). Зимой из замороженной рыбы готовят строганину – состругивают стружкой мясо, добавляя в него приправы, ягоды; в такой еде много витаминов.
Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
Физминутка
Подвигаться под песню «Увезу тебя я в тундру»

б) Отчёт групп
Выступают представители от каждой группы, выступление сопровождается презентацией.

Закрепление знаний
Задание 4 в тетради стр.44 – составить цепи питания, характерные для тундры.
Просмотр видеоурока «Тундра» Внимательно смотрите видеоурок, запомните информацию, которой не было при отчётах групп.


Рефлексия. Домашнее задание
-Вы очень хорошо потрудились на уроке. Было очень приятно работать в экспедиции с умными, наблюдательными исследователями.
-Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: стр.84-94 читать, стр.42-46 в тетради №1-7, №8 дополнительно. (Каждый грамотный исследователь записывает самые важные наблюдения в тетрадь)









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415






Природная зона Тундра - Природные зоны - Картинки по географРисунок 1Природная зона Тундра - Природные зоны - Картинки по географ15