Конспект урока по информатике по теме: «Решение задач на машине Поста»
Конспект урока по информатике по теме:
«Решение задач на машине Поста»
Цели урока:
Образовательная: изучение структуры, системы команд машины Поста, решение задач.
Развивающая: развивать познавательную активность и широту кругозора;
Воспитательная: прививать аккуратность в работе, воспитать у учащихся положительное отношение к предмету.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Класс: 10Б
Оборудование: учебник, презентация.
Методы: репродуктивный.
Литература:
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 7-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 246с.: ил.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10–11 классы : методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
План урока:
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Актуализация знаний (18 мин.)
3. Изучение нового материала (12 мин.)
4. Решение задач (10 мин.)
4. Подведение итогов урока (2 мин.)
5. Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы рассматривали информационный процесс, который называется обработка информации, вспомнили свойства алгоритмов и познакомились с алгоритмической машиной.
Актуализация знаний
Учитель: Что понимают под обработкой информации?
Ученик: Обработка информации – это процесс изменения вида (формы), смысла, объема информации.
Учитель: В чем заключается модель обработки информации?
Ученик: 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Учитель: Какие варианты обработки информации вы знаете?
Ученик: Получение новой информации, новых сведений, изменение формы представления информации, систематизация, структурирование данных, поиск информации.
Учитель: Какая новая наука появилась в 30-х гг. XX в.?
Ученик: Теория алгоритмов.
Учитель: Хорошо, а теперь открываем вопросы в конце §9 и отвечаем на вопросы 1-2, 4-6.
Учащиеся отвечают на вопросы
Изучение нового материала
Учитель: Какие алгоритмические машины вы знаете?
Ученик: Машины Тьюринга и Поста.
Учитель: Совершенно верно. Сегодня на уроке, мы будем изучать, как работает машина Поста и как решать на ней задачи. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Решение задач на машине Поста».
Запись в тетради: Число
Классная работа
Тему урока «Решение задач на машине Поста»
Учитель: Алгоритм, по которому работает машина Поста, будем называть программой. Программа - алгоритм, записанный по строгим правилам языка команд исполнителя. Что же представляет из себя машина Поста? Машина Поста представляет собой бесконечную информационную ленту, разделенную на позиции-клетки. В каждой клетке может либо стоять «метка» (некоторый знак), любо отсутствовать (пусто). Вдоль ленты движется каретка – считывающее устройство. Каретка может передвигаться шагами: один шаг – смещение на одну клетку вправо или влево. Клетку, под которой установлена каретка будем называть текущей.
Запись определений в тетрадь
Учитель: Каретка является ещё и процессором машины. Она может:1)распознавать, пустая клетка или помеченная знаком; 2) стереть знак в текущей клетке; 3)записать знак в пустую текущую клетки.
Главное отличие каретки-процессора машины Поста от процесса компьютера - в компьютере возможен доступ процессора к ячейкам памяти в произвольном порядке, а в машине Поста - только последовательно.
Назначение машины Поста - производить преобразования на информационной ленте.
Запись в тетрадь
Учитель: Т. к. машина Поста работает по определенному алгоритму, следовательно, она имеет свою систему команд, к рассмотрению которой мы с вами переходим. Запись любой команды начинается с ее порядкового номера в программе - n. Далее следует код операции и после него - номер следующей выполняемой программы - m. Рассмотрим систему команд машины Поста более подробно. Открываем учебники на странице 51, находим таблицу, по цепочке зачитываем команду и действие.
Учащиеся по очереди зачитывают
Учитель: Разберем более подробно на следующем примере.
Пример из учебника
Учитель: А теперь вместе с вами рассмотрим пример 2. Исходное состояние показано на рисунке:
·
·
·
·
Выполнить на машине Поста программу:
1 22 ? 1;33 44 V 55 !
Учитель: Что мы выполним первым шагом?
Ученик: Сдвинем каретку вправо и перейдем к команде 2.
1.
·
·
·
·
Учитель: В чем состоит суть второго шага?
Ученик: Смотрим, если следующая ячейка пустая, то выполняем команду 1, иначе 3. Она пустая, следовательно, выполняем команду 1 и сдвигаем вправо на один шаг.
2.
·
·
·
·
Учитель: Верно. Далее?
Ученик: Второй шаг. Здесь следующая ячейка пустая, значит выполняем команду 1: сдвигаем вправо на 1 шаг.
3.
·
·
·
·
Учитель: Хорошо. Следующая команда о чем нам говорит?
Ученик: Мы видим, что клетка непустая, значит мы сдвигаем влево на 1 шаг.
4.
·
·
·
·
Учитель: Следующая команда?
Ученик: Дописываем метку и останавливаем команду.
5.
·
·
·
·
·
Учитель: Делаем вывод о том, что программа выполнилась на 5 шагов.
Решение задач
Учитель: Давайте рассмотрим задачу 1.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
К доске вызывается ученик.
Ученик: Исходное состояние информационной ленты выглядит следующим образом:
·
·
Учитель: Что мы выполним первым шагом?
Ученик: Первым шагом выполним запись метки в пустую клетку.
1.
·
·
·
Вторым шагом выполняем сдвиг каретки на шаг вправо.
2.
·
·
·
Можно сделать вывод: данная программа выполнилась за 2 шага.
Учитель: Давайте задачу 2, выполним самостоятельно в тетрадях.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Исходное состояние:
(
(
(
Ученики выполняют самостоятельно в тетрадях
Учитель: Давайте проверим у вас получилось.
(
(
Учитель: Переходим к следующей задаче.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
К доске вызывается ученик.
Ученик: Исходное состояние информационной ленты выглядит следующим образом:
(
(
(
(
Учитель: Что мы выполним первым шагом?
Ученик: Первым шагом выполним стирание метки.
Вторым шагом выполняем сдвиг каретки на шаг вправо.
Далее мы будем выполнять вторую команду, пока каретка не достигнет клетки с меткой.
Далее выполняем сдвиг каретки на шаг влево и запись метки в пустую клетку. Программа выполнена.
Конечное состояние выглядит следующим образом:
(
(
(
(
Учитель: Переходим к следующей задаче. Обратите внимание, в данной задаче заданы начальное и конечное состояния, нам необходимо составить программу.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
К доске вызывается ученик.
Ученик: Первым шагом выполняется сдвиг каретки на шаг влево. Запишем это: 1 2.
Вторым шагом происходит запись метки: 2 v 3.
Третьим шагом выполняется сдвиг каретки на шаг влево: 3 4.
Четвертым шагом происходит стирание метки: 4 5.
Пятым шагом выполняется сдвиг каретки на шаг влево: 5 6.
Шестым шагом происходит запись метки: 6 v 7.
Седьмым и восьмым шагами выполняется сдвиг каретки на шаг влево:
7 8, 8 9. Конечное состояние получено, значит программа выполнена. 9 !
5. Итог урока
Учитель: Сегодня на уроке мы решали задачи на машине Поста двух типов, когда вам была дана готовая программа и начальное состояние информационной ленты и когда даны начальное и конечное состояния информационной ленты, необходимо составить программу.
6. Домашнее задание
Учитель: §10, вопросы в конце §10.
Самоанализ урока информатики
Урок информатики по теме «Решение задач на машине Поста» был проведен мной, Лемясевой Надеждой Александровной в 10А классе МОУ «Средняя школа №37» г. Саранска.
Цели урока:
Образовательная: закрепление полученных знаний при решении задач на машине Поста;
Развивающая: развивать познавательную активность и широту кругозора;
Воспитательная: прививать аккуратность в работе, воспитать у учащихся положительное отношение к предмету.
Урок проводился в компьютерном классе. Все санитарно-гигиенические нормы и правила работы в кабинете вычислительной техники были соблюдены. Тип урока – урок закрепления полученных знаний. В соответствии с типом были выделены следующие этапы урока:
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Актуализация знаний (5 мин.)
3. Закрепление изученного материала (18 мин.)
4. Подведение итогов урока (3 мин.)
5. Выполнение самостоятельной работы (15 мин.)
6. Домашнее задание (2 мин.)
Подготовка к уроку была продуктивной: были поставлены цели урока путем ознакомления с программой и методическими указаниями по теме; ознакомилась с поурочными разработками для проведения урока; консультировалась с методистом по информатике и учителем-предметником, изучила содержание учебного материала по теме в учебнике, выделила основные научные и воспитательные идеи, понятия, навыки, умения, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными целями; подготовила презентацию; выбрала методы и средства обучения; определила темп обучения на уроке.
Учащиеся в свою очередь были хорошо подготовлены к уроку: рабочее место соответствовало уроку. Все необходимые данные выводились на слайдах презентации в целях применения наглядности.
Этапы были определены четко, на каждом из них было выделено главное, основное. На первом этапе необходимо было установить следующее, помимо взаимного приветствия учителя и учащихся: готовность помещения и рабочих мест к уроку. Этап актуализации знаний был проведен в форме фронтального опроса. Основная цель третьего этапа – решение задач. Были рассмотрены различные типы задач на машине Поста. Далее был подведен итог урока. Следующий этап был реализован таким образом: учащимся была предложена самостоятельная работа. Заключительный этап - постановка домашнего задания. Считаю, что все этапы урока были успешно реализованы.
Объем фактического материала, используемого на уроке большой. Материал полностью соответствовал программе и уровню знаний учащихся.
Задачи я стремилась подобрать в соответствии с теоретическим материалом в учебнике. Считаю, что сделать это мне удалось.
На уроке использовался следующий метод: репродуктивный.
Во время урока, старалась объяснять понятно и доступно ученикам. Главная информация подчеркивалась.
Активность учащихся на уроке была хорошая. Дисциплина была на должном уровне. Подводя общий итог, можно сказать, что в целом, урок прошел успешно. Все поставленные мной цели были достигнуты.
Считаю, что проведенный мною урок был эффективным: поставленные цели были достигнуты, все этапы реализованы, временные рамки были соблюдены.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
Root Entry