Конспект урока Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.


Конспект урока по информатике в 5 классе
Тема: Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Учитель: Долгова Оксана Владимировна
Авторы учебника: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Тип урока: Изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма проведения урока: фронтальная, групповая
Время проведения: 45 мин.
Участники: учащиеся, учитель
Цель урока:
сформировать понятие науки «Информатики»;
сформировать представление об основных устройствах компьютера;
формировать ответственное отношение к технике безопасности
формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачи урока:
расширение представление учащихся о сферах применения компьютеров;
формирование представление об информатике как науке, занимающейся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации;
актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях;
закрепление знания правил ТБ и организации рабочего места при работе в компьютерном классе и дома;
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные:
Знать: основные устройства компьютера и их функции
Уметь определять устройства ввода-вывода, функции устройств компьютера, проводить аналогии и соответствия.
Личностные: представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Метапредметные: основы ИКТ-компетентности;
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию, понимать информацию;
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
работать с учебником; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные УУД:
описывать объект: передавать его внешние характеристики;
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить небольшие монологические высказывания;
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Регулятивные УУД:
принимать учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Личностные УУД:
оценивать собственную учебную деятельность, сравнивать различные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре;
представление о рол компьютеров в жизни современного человека;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основные понятия: универсальный объект; компьютер; аппаратное обеспечение: (процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, техника безопасности.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
1) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»;
2) презентация «Компьютер на службе у человека»;
5) плакат «Техника безопасности»;
Технологическая карта урока
Этапы урока Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся ФОУД Формирование УУД Комментарий, примечание
I.Мотивационный1 мин Приветствие, Создает благоприятную эмоциональную атмосферу, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.  Ф Регулятивные:
способность к волевому усилию, готовность к уроку.
Личностные:
знание моральных норм. II.Повторение материала / 5 мин Проводит фронтальный опрос для актуализации знаний для дальнейшего выполнения исследовательского задания. Отвечают на вопросы: учебник на стр. 9 вопросы 1, 2, 4, 5, 6. Ф
Г Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Личностные:
осмысление задания. III. Основной этап урока
Исследовательская работа в группах / 5 мин Ставит проблемный вопрос «Существовали ли устройства для работы с информацией до изобретения компьютера?
Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы по заполнению кроссворда в рабочей тетради «Устройства для работы с различными видами информации в разных профессиях» Просматривают презентацию «Компьютер на службе человека» и заполняют таблицу. Ф
Г Познавательные:
выбор оснований и критериев для сравнения.
Регулятивные.
умение понимать ход работы.
Коммуникативные.
определение цели, функций участников, способов их взаимодействия, инициативное сотрудничество в группе.
Личностные.
ориентация в межличностных отношениях, умение правильно распределить обязанности в группе Промежуточный контроль / 5 мин
Организует деятельность учащихся по обсуждению результатов самостоятельной работы, и по определению темы урока. Представляет и сравнивает результаты выполненной работы, формулирует тему урока.
Ф
Регулятивные.:умение представить результаты работы, сличение способа действия и его результата.
Коммуникативные.
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и оценивать действия партнера.
Личностные.
понять значимость полученных результатов. Объяснение нового материала / 12 мин Вводит определение понятие «универсальный», актуализирует понятия «информатика», «данные», «программа».
Представляет демонстрационный материал по устройству компьютера. Формулируют понятия и оформляют конспект.
Заполняют схему указывая названия устройств компьютера. Ф
И Познавательные:
умение формулировать понятие. преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и представленной учебной целью. Первичная проверка понимания/ 3 мин Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Выполняют задания. Потом сдают работы и выполняют проверку.
Учащиеся по одному на каждое задание выходят к доске. И выполняют необходимые действия с объяснением своего выбора. Ф
И Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение, умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать. Закрепление материала/ 10 мин Предлагает выполнить задание. Организует безопасную работу учащихся за компьютером Выполняют задание за компьютером «Пары». По одному учащемуся на строчку выходит к доске и расставляет в соответствии. Возможно обсуждение этого задания всем классом Ф Регулятивные:
контроль, коррекция;
Личностные: самоопределение, умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать. Подведение итогов.
Рефлексия.
Домашнее задание. Предлагает оценить свою деятельность по данным им критериям, указываю возникшие трудности на уроке.
Д/з: составить кроссворд «Компьютер». Осознают продвижение в своём умственном развитии, отвечая на вопрос: «Как устроен компьютер? и функции устройств?» Анализируют качество собственной работы на уроке, отвечая на вопрос: «Что нового я узнал?»
Ф
И Познавательные:
знать критерии оценивания.
Регулятивные:
оценивать свою деятельность, волевая саморегуляция к преодолению препятствий.
Личностные:
понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений. ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.