Серия уроков на тему Круглые черви, 7 класс
Класс: 7 класс
Дата проведения:_________________
1 урок Тема занятия: Общая характеристика круглых червей. Аскариды и острицы , их строение, жизнедеятельность, значение для человека и животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина.
Общие цели: К концу урока дети:
Образовательная - смогут назвать характерные особенности круглых червей.
Развивающие – будут сравнивать характерные особенности строения Плоских и Круглых червей.
Воспитательная – смогут выбирать информацию из различных источников, помогать друг другу в работе.
Результаты обучения: Ученики узнают особенности строения и жизнедеятельности Круглых червей, научатся описывать, сравнивать, анализировать.
Ключевые идеи Характерные особенности типа круглые черви.
Материалы и оборудование Учебники, раздаточный материал.
Ход занятия:
Этапы проведения Время Действия преподавателя и действия учеников
Приветствие Приветствие друг друга
Повторение Назвать по 1 термину, связанному с типом Плоские черви.
Самостоятельная работа по Типу Плоские черви.
Введение в тему Новая тема Работа с текстом, учебником: выявление особенностей Круглых червей.
Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики. Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их. Взрослый волосатик вообще не питается.На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений. Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля. Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.Ученые насчитывают более 20 тысяч видов круглых червей. Они разнообразны и тем не менее объединены в один “Тип Круглые черви”, так как имеют ряд общих признаков: Заполнить таблицу.
Вывод формулируют учащиеся (об особенностях Круглых червей)
Закрепление Дети отвечают на вопрос: Сегодня я узнал, что….
Домашнее задание 1.§
Концепт карта по Круглым червям
Рефлексия 5 минут Что узнали нового?
Для чего это нужно?
Что понравилось на уроке? Почему?
Как поработали в группе?
Приложение 1:
Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики. Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их. Взрослый волосатик вообще не питается.На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений. Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля. Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.Ученые насчитывают более 20 тысяч видов круглых червей. Они разнообразны и тем не менее объединены в один “Тип Круглые черви”, так как имеют ряд общих признаков: Класс: 7 класс
Дата проведения:_________________
2 – 3 урок Тема занятия: Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. Значение паразитических червей в природе и в жизни человека.
Общие цели: К концу урока дети:
Образовательная - смогут назвать приспособления к паразитизму Круглых червей, описать цикл развития человеческой аскариды.
Развивающие – будут сравнивать характерные особенности строения и циклов развития Типа Плоские черви с типом Круглые черви.
Воспитательная – будут помогать друг другу в поиске информации.
Результаты обучения: Ученики узнают особенности приспособлений для паразитизма Круглых червей, будут сравнивать, анализировать типы животных, создадут инструкцию по профилактике заражения Круглыми червями.
Ключевые идеи Приспособления к паразитизму у Круглых червей.
Материалы и оборудование Раздаточный материал, учебник.
Ход занятия:
Этапы проведения Время Действия преподавателя и действия учеников
Приветствие Разминка Учащиеся называют 1 ассоциацию, касающуюся темы «Особенности строения Круглых червей»
Повторение Д/З Из предложенных терминов необходимо выбрать те, которые касаются Круглых червей: Луковая нематода, волосатик, острица, аскариды
Введение в тему Новая тема
Работа в группах.
Фронтальный опрос:
Кто такой паразит?
Кто такие эндопаразиты?
Что такое паразитизм?
Что такое цикл развития?
Кто такой промежуточный хозяин?
Кто такой окончательный хозяин?
Какие приспособления к паразитизму Вам известны?
Ученые насчитывают более 20 тысяч видов круглых червей. Они разнообразны и тем не менее объединены в один “Тип Круглые черви”, так как имеют ряд общих признаков, перечислите их:
Двустороннесимметричные, трехслойные животные (эктодерма, энтодерма, мезодерма).
Тело плотное, упругое, как накачанная камера, заостренное по краям.
Поперечный срез имеет форму круга.
Полость тела заполнена жидкостью.
Кожно-мускульный мешок образован кутикулой, гиподермой и 4-я продольными лентами мышц.
При движении могут лишь изгибаться.
Раздельнополые животные.
И достижением круглых червей является появление у них анального отверстия.
Кровеносная и дыхательная системы у круглых червей отсутствуют.
При помощи иллюстраций цикла развития аскариды, проследите путь развития этого червя-паразита. Чем он отличается от Плоских червей?
Учащиеся должны закончить предложение:
•Заражение человека яйцами аскариды происходит…
•Яйцо попадает…
•Из яйца в кишечнике развивается…
•Личинка с кровью отправляется в… зачем ?•Личинка с мокротой откашливается … и….
•В аскариду личинка превращается в…
•Паразитирует взрослая аскарида в…
•Оплодотворенные яйца с испражнениями выбрасываются в…
В цикле развития аскариды два кислородных этапа. Яйца аскариды обязательно должны находиться во внешней кислородной среде не менее двух недель. И только после этого они будут жизнеспособными.
Задача: В конце XIX-го века один врач на опыте, поставленном на себе, выяснил, что из, только что отложенных самкой аскариды, яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?
Закрепление
Представьте, вы – доктор-гельминтолог. Вам предложили выступить перед младшими школьниками по вопросу профилактики гельминтозов. Что вы посоветуете детям, как уберечь себя от заражения паразитическими червями?
Ученики:
– Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.
– Всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением.
– Не брать в природе растения в рот.
– Тщательно проваривать и прожаривать пищу.
– Уничтожать мух и тараканов.
Группы оценивают по критериям: информативность, интерес, яркость выступления. (Две звезды, одно пожелание)
Вывод Делают дети – о паразитизме, приспособлениях к паразитизму у Круглых червей.
Домашнее задание § 1, заполнить таблицу
Пути заражения и меры борьбы с человеческой аскаридой
Вид Поражаемые органы человека Пути заражения Меры борьбы и профилактика
Человеческая аскарида Рефлексия 5 минут Что узнали нового?
Для чего это нужно?
Что понравилось на уроке? Почему?
Как поработали в группе?
Приложение:
1. Я называю признаки, характерные для плоских червей – 1 хлопок, признаки характерные для круглых червей – 2 хлопка.
– Тело в поперечном сечении круглое.
– Двусторонняя симметрия тела.
– Кровеносная система замкнутая.
– Тело состоит из энтодермы и эктодермы.
– Тело состоит из эктодермы, мезодермы и энтодермы.
– Гермафродиты.
– Полости тела нет.
– При движении могут лишь изгибаться.
– Раздельнополые животные.
– Тело сильно уплощенное.
– Пищеварительная система заканчивается анальным отверстием.
– Полость тела заполнена жидкостью.
Вам нужно обобщить перечень слов одной фразой или словом.
•Рот с губами, кишечник, анальное отверстие -
•Волосатик, луковая нематода, аскарида -
•Гиподерма, кутикула, продольные мышцы -
•Яичники, яйцеводы, матка, половое отверстие -
•Семенник, семяпровод, кутикулярные иголочки –
Приспособления к паразитическому образу жизни:
Огромная плодовитость (несколько сотен тысяч яиц в сутки)
Сложный жизненный цикл
Органы прикрепления
Отсутствие органов пищеварения (иногда)
Половой деморфизмАскаридоз
Заболевание, вызванное аскаридами.
Средняя заболеваемость населения Земли составляет около 100 млн. случаев в год.
Основной механизм заражения - фекально-оральный, через заглатывание яиц с немытыми овощами и фруктами, а также с другой пищей (через немытые руки).
Обсеменению пищевых продуктов в определенной степени также способствуют мухи.
Развитие прямое — из яйца выходит личинка, похожая на взрослый организм.
Личинка линяет четыре раза и достигает половозрелости.
lefttop00