Опыт работы Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях факультатива Электродело


Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу»
Образование детей с ограниченными возможностями предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей условия для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Такие условия предоставляют специальные – коррекционные образовательные учреждения. Задача специальной (коррекционной) школы – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с последующей интеграцией их в общество, т.е. успешная социализация.
Для более успешной социализации учащихся старших классов в нашей школе организованы факультативные занятия по электроделу. Электроэнергия с каждым годом в надшей стране находит все большее применение во всех отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в военном деле и в быту. Где бы ни работала после окончания  школы или вуза наша молодежь, ей всюду придется иметь дело с различными видами применения электроэнергии, с электрическими приборами, аппаратами, с электрическими машинами.
Практические знания по электротехнике особенно нужны в современном механизированном и электрифицированном сельском хозяйстве.                    Первые знания и навыки по электротехнике наши школьники получают на факультативных занятиях по электроделу. В программу включены задачи правильного и осмысленного представления основной опасности эл. тока, соблюдение ПТБ. ПЭБ и осуществления ремонта и обслуживания эл. бытовых приборов небольшой сложности.                                                                Программой факультативных занятий предусмотрена коррекция психофизических недостатков умственно-отсталых учащихся в процессе трудовой деятельности:
     а)        коррекционно-обучающие задачи - обучить навыкам сборки схем, пайки и лужению проводов, ремонту электробытовых приборов и т.д.
б)        коррекционно-воспитательные задачи - воспитание аккуратности, бережливости, дружбы, взаимопомощи, самостоятельности.
в)        коррекционно-развивающие задачи - развитие внимания, мышления, развитие мелкой моторики рук, развитие речи.
Программой предусмотрено выполнение всех видов работ по ремонту бытовой эл. аппаратуры при полном снятии напряжения и под строгим наблюдением учителя.
Факультативный курс по «Электроделу» проводится в 9 классе (1 час в неделю).
Обучение носит элементарно-практический характер и направлен на разрешение следующих основных задач:
Правильно и осмотрительно представлять опасность эл. тока, соблюдение правил техники безопасности и электробезопасности.
Осуществлять ремонт и обслуживание электробытовых приборов небольшой сложности.
Производить монтаж эл. схем небольшой сложности.
Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие. Самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое задание до завершения.
Коррекция психологических недостатков умственно отсталых учащихся в процессе трудовой деятельности на факультативных занятиях.
В результате обучения на факультативных занятиях учащиеся умеют выполнять:
         -несложные работы по ремонту и обслуживанию электрического оборудования;
         -установку потолочных и настенных ламповых патронов, штепсельных розеток, выключателей;
         -ремонт, зарядку и установку взрывоопасной арматуры;
          -разделку, сращивание, изолирование и пайку проводов;
          -устранять неисправности и повреждения электрического оборудования с простыми схемами включения;
          -выполнять лужение и пайку медных жил проводов небольшого сечения;
          -замену ламп различных типов;
          -соблюдать правила безопасности труда.
Из школы учащиеся выходят со знаниями и умениями по электроделу, которые им пригодятся в повседневной жизни.