Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по УМК «Перспективная начальная школа» 
Тематическое планирование по  русскому языку для 2 класса
по УМК  «Перспективная начальная школа»
(5 ч. в неделю, 170 ч. в год)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по русскому языку М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой  -   «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с)    Проект  «Перспективная начальная школа»,  соотнесённых с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель  предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей  целостной научной  картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству; 
-  формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части  окружающего мира;
- социокультурная  цель  изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; 
- обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических  задач:
 развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
 овладение  способами  орфографического  действия;
 развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
 формирование  учебной  деятельности  учащихся; 
формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая    словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)). 
усиленное  формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения,
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык»  в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе  изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется  позитивное эмоционально-ценностное отношение  к русскому языку, стремление  к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем  общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения  коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой  всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. 
Содержание курса «Русский язык»  (170 ч)
Фонетика и орфография (52 ч.)
Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний чк, чн, нч.. Написание ы или и после ц в разных частях слова. Написание частицы не со словами, называющими действия. Разграничение на письме приставок и предлогов. Написание разделительных ь и ъ. Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.
Морфемика и словообразование (50ч.)
Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.Корень слова. Понятие о родственных словах. Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании). Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Морфология и лексика (27 ч.)
Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о  происхождении слова при решении орфографических задач. Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение). Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов. Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.
Синтаксис и пунктуация (11ч.)
Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения. Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме.
Лексикография  (изучается во всех разделах в течение года)
Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.
Развитие речи  (30 ч.)
Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование. Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.  Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания. Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.
Словарь Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).  Критерии оценивания
Настоящее положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, формы и порядок промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) и является обязательным. 
Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании
п.3 ст.15 Закона РФ «Об образовании», 
Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, 
ФГОС НОО, 
Устава муниципального общеобразовательного учреждения.
Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образованияв полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Их оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. 
Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 классов оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле выставляется отметка по пятибалльной шкале.
 Перевод в пятибалльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.
Качество освоения программы Уровень достижений Отметка в 5 балльной шкале
90-100% высокий «5»
66 -89% повышенный «4»
50 -65 % средний «3»
меньше 50% ниже среднего «2»
В журнале ставится отметка в пятибалльной шкале. 
Характеристика   цифровой оценки (отметки) по предметам:
 "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
 "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала; "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
 "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по русскому языку
Диктант
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3-4 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Учёт ошибок в диктанте: 
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»). 
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»). Ошибкой считается: 
Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, искажение, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах; 
Замена слов;
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы. 
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
§  два исправления;
§  две пунктуационные ошибки;
§  повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
-         повторение одной и той же буквы в слове;
-         недописанное слово;
-         перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
-         дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. 
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если правильно выполнено менее 1/2 заданий, ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Контрольный диктант.
 Негрубые ошибки: 
исключения из правил;
повторение одной и той же буквы;
неточный перенос слов (единичный случай)
единичный пропуск буквы на конце слова;.   Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
      При трёх исправлениях  оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
Тест
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания  в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки: 
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий. 
«4» – верно выполнено 3/4 заданий. 
«3» – верно выполнено 1/2 заданий. 
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий. 
Контрольное списывание 
Оценки Допустимое количество ошибок
«5» Нет ошибок.  Один недочёт графического характера.
«4» 1 -2 ошибки и  1 исправление
«3» 3 ошибки и 1 исправление
«2» 4 ошибки   1 - 2 исправления
Словарный диктант
Количество слов 10-12 слов
Критерии оценки «5» – нет ошибок;
«4» - 1 - 2 ошибки и 1 исправление. 
«3» - 3-4 ошибки и 1 исправление (если 15-20 слов)
«2» -более 6  ошибок (если 15-20 слов)
Критерии оценки работ творческого характера
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной  ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не  выставляются и в классный журнал не заносится.
Во втором классе за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.
Нормы оценки работ творческого характера
Изложение 
За содержание:
-         оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное  речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;
-         оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не  более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;
-         оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение  от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;
-         оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе  допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение
Отметка за содержание и речевое оформление:
  Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
  Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
   Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
 Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
 Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
 Отметка "3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
 Отметка "2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.
 
Планируемые результаты освоения учебной программы
Содержательная линия «Система языка»   Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся  научатся: 
Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся  получат возможность научиться:
Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;
Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся  научатся: 
Различать изменяемые и неизменяемые слова;
Различать родственные слова и формы слова;
Находить значимые части слова;
Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;
Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
Раздел «Лексика»
Обучающиеся  научатся: 
Выявлять слова, значение которых требует уточнения;
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся  научатся: 
Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;
Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся  научатся: 
Различать предложение, словосочетание и слово;
Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
Находить в предложении основу и неглавные члены;
Задавать вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся  научатся: 
Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
Различать на письме предлоги и приставки;
Употреблять разделительные ь и ъ знаки;
Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся  научатся: 
Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
Соблюдать орфоэпические нормы речи;
Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
  Ожидаемые результаты освоения учебной программы  по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных) 
Обучающиеся  научатся: 
инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи; 
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте; 
работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту) 
В области коммуникативных УУД  
Обучающиеся  получат возможность научиться:
В рамках инициативного сотрудничества: 
работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);  
выполнять работу по цепочке;
В рамках коммуникации  как взаимодействия: 
видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; 
использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения. 
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) 
Обучающиеся  научатся: 
понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  
проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Методические пособия для учащихся:
Русский язык  2 кл. Часть 1. Чуракова Н.А.
Русский язык  2 кл. Часть 2.  Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.
Русский язык  2 кл. Часть 3.  Чуракова Н.А.
Русский язык.  Тетрадь для сам. работы № 1. 2 кл.Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р.
Русский язык.    Тетрадь для проверочных  работ 2 кл.     Лаврова Н.М
Учебно-методические пособия для учителя 
Русский язык.  2 кл.     Чуракова Н.А., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Русский язык 1-2 класс. Оценка достижений планируемых результатов. Лаврова Н.М. Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Инструмент по отслеживанию результатов работы: 
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 2-4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник.
         Материально-техническое обеспечение учебного предмета  
                                            «Русский язык»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения количество примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты  УМК «Перспективная начальная школа»  для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы)
Примерная программа начального общего образования по русскому языку К
Д Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ.
                                                           Печатные  пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)
Касса букв и сочетаний
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)
Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический  и словообразовательный
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку         Д
Ф
Д
Д
К
К/Д Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия ППри наличии необходимых технических условий
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Видеомагнитофон.
Телевизор.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом Д
Д
Д
Д
Д/ПД
Д С диагональю  не менее 72 смПри наличии
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку
Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку Д
Д
Д
Д Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Подставки для книг, держатели схем и таблиц К
Д
Д
           Д
К Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: дом, зоопарк, транспорт и др.
Настольные развивающие игры ПФ Виды уроков: урок развития речи (Р.р), практическая работа (П), экскурсия (Э), групповая работа (Г);
Уроки контроля и проверки знаний: диктант (Д), контрольная работа (К.р), проверочная работа (Пр.р), самостоятельная работа (С. р), тест (Т), комплексная контр работа (К. к. р).
Тематическое планирование
№ п/п            Содержание (тема урока)  Кол-во часов Вид урока Примечания
1 Структура построения учебника. 
Основные словари русского языка: толковый словарь, обратный словарь  1 2 Знакомство с орфографическим, орфоэпическим и этимологическим словарём русского языка  1 3 Повторение материала 1 класса. Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка. 1 4 Р.р  Какие бывают предложения 1 Р.р   5 К/списывание № 1  « В лесу». Повторение изученного в 1 классе 1 С 6 Работа над ошибками списывания Главные и неглавные слова в предложении.  1 7 Дополнение основы предложения неглавными словами.  1 8 Главные и второстепенные члены предложения.  Изменяемая часть слова – окончание.  1 9 Главные и второстепенные члены предложения.  Разные формы слова. 1 10 Р.р Что такое текст 1 Р.р   11 Сл/ диктант № 1 по теме: «Формы слова» 1 С 12  Работа над ошибками сл/диктанта. Окончания слов-названий предметов  1 13  Что такое словосочетание  1 14  Различение основы предложения и словосочетаний входящих в его состав.  1 15  Основа слова и его окончание. 1 16  Р.р Особенности связного текста.   1 Р.р   17 Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.  1 18  Слова-названия предметов, у которых нет окончаний, пришедшие из других языков 1 19  Слова- названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменяемых слов-предметов.  1 20  Слова-названия предметов, обозначающие предметы мужского, женского и среднего рода,  у которых нет окончаний.  1 21  Р.р  Что такое текст. Строение текста.  1 Р.р   22  Единственное и множественное число слов-названий предметов, у которых нет окончаний.  1 23 Выделение и определение значимых частей слова. Основа. Окончание.  1 24  Слова-названия предметов разного рода.  1 25  Окончания слов-названий предметов разного рода.  1 26 Родовые окончания слов-названий предметов. 1 27  Окончания слов с Ь на конце. 1 28  Р.р  Содержательность названия и логика построения текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне» 1 Р.р   29  Слова-названия предметов разного рода с учётом значения слова и особенностью его окончания. 1 30  Слова-названия предметов разного рода.  1 31  Начальная форма слова слов-названий предметов. 1 32  Начальная форма слова слов-названий признаков. 1 33  Р.р  Азбука вежливости. Как писать письмо 1 Р.р   34  Начальная форма слова слов-названий действий. 1 35  Это слово и другое слово. Выделение значимых частей слова. 1 36  Одинаковое написание общей части слова  1 37  Разные слова и формы одного и того же слова. 1 38  Р.р  Устное изложение «Утята»   1 Р.р   39  Слово и формы этого слова. Родственные слова. 1 40  Общая часть основ родственных слов. Корень слова. 1 41  Контрольный диктант № 1 по теме: Различение родственных слов и форм одного слова. 1 К 42  Работа над ошибками к/диктанта. Заседание для членов клуба «Ключ и заря» Слово и его значение,  использование словарей русского языка. 1 43 Слова, у которых несколько значений 1 44 Р.р  Тема и основная мысль текста. 1 Р.р   45  Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. 1 46  Многозначные слова и слова-омонимы. 1 47  Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся (синонимы) 1 48  Слова и их дальние родственники.  1 49  Р.р  Выделение темы и основной мысли текста. 1 Р.р   50  Чередование гласных звуков в корнях слов, которое не видно на письме. 1 51  Проверка безударного гласного звука в корне слова двумя способами 1 52  Контрольный диктант № 2«Чередование гласных звуков в корнях слов, которых не видно на письме» 1 К 53  Работа над ошибками к/диктанта Способы проверки безударного гласного в корне слова. 1 54  Р.р  Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костёр во дворе» 1 Р.р   55  Чередование согласных в корне слова, которое мы не видим на письме. 1 56  Написание парных согласных в корне, стоящих перед глухим звуком 1 57  Проверка парных согласных в корне, стоящих перед глухим звуком. 1 58  Словарный диктант № 2 (адм.) Парные звонкие-глухие согласные  в корне слова. 1 С 59  Работа над ошибками сл/диктанта. Написание парных согласных в корне, в середине и на конце слова 1 60  Р.р  Тема и основная мысль текста. 1 Р.р   61  Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 1 62  Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 1 63  Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук. 1 64  Употребление «ь» после шипящих на конце существительных. 1 65  Р.р  Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка» 1 Р.р   66  Повторение по теме «Родственные слова и форма слова» 1 67  Повторение по теме «Различение родственных слов и форм слова» 1 68  Р.р  Азбука вежливости. Как написать поздравительную открытку 1 Р.р   69  Повторение по теме «Лексика. Многозначные слова» 1 70  Повторение по теме «Лексика.  Происхождение слов» 1 71  К/списывание № 2  «Мама в командировке» 1 К 72  Работа над ошибками к/списывания. Повторение по теме «Орфография» 1 73  Повторение по теме «Синтаксис»  1 74  Р.р  Устное изложение «Белка в лодке» 1 Р.р   75  Контрольный диктант № 3 (адм) 1 К 76  Работа над ошибками к/диктанта. Повторение: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук 1 77  Р.р  Как написать поздравление 1 Р.р   78  Повторение по теме «Орфография» 1 79  Повторение по теме «Сравнительный анализ звуков» 1 80  Заседание для членов клуба «Ключ и заря» 1 81  Р.р  Письменное изложение «Весенний звон» 1 Р.р   82  Работа над ошибками изложения. Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы. 1 83  Р.р  Что мы знаем о тексте (хокку). 1 Р.р   84  Учимся задавать вопросы к главным членам предложения. 1 85  Учимся определять начальную форму слов-предметов 1 86  Учимся определять начальную форму слов-действий 1 87  Учимся определять начальную форму слов-признаков. 1 88  Начальная форма слов 1 89  Р.р  Деление текста на части.  1 Р.р   90  Написание И и Ы после Ц в корнях слов-названий предметов 1 91  Написание  Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов. 1 92  Написание И и Ы после Ц 1 93  Как делаются слова. Что такое суффикс. 1 94  Р.р  Деление текста на части. 1 Р.р   95  Суффикс слов называющих предметы 1 96  Образование слов от основы при помощи суффикса. 1 97  Закрепление образования слов при помощи суффикса. 1 98  Суффиксы слов называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН 1 99  Суффиксы слов называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ШН , ЧК 1 100 Р.р  Деление текста на части 1 Р.р   101 Сложные слова. Образование смешных слов 1 102 Правила написания буквосочетаний ЧК,  ШК 1 103 Механизм образования новых слов. 1 104 Выборочный диктант по теме «Образование слов при помощи суффикса» 1 С 105 Р.р  Работа с картиной А. Матисса «Разговор». 1 Р.р   106 Суффиксы –ИХ, -ИЩ слов называющих предметы. 1 107 Суффиксы –НИК, -НИЦ слов называющих предметы 1 108 Суффиксы –ЩИК, -ЩИЦ, -ИШК, -УШК  слов называющих предметы. 1 109 Обобщение по теме «Суффикс слова» 1 110 Р.р  Работа с картиной К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» 1 Р.р   111 Что такое обращение  1 112 Пунктуационное выделение обращений 1 113 Образование слов с помощью приставки 1 114 Различие между приставкой и предлогом. 1 115 Написание со словами предлогов и приставок. 1 116 Р.р  Азбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 марта 1 Р.р   117 Написание частицы НЕ со словами, называющими действие. 1 118 Раздельное написание частицы НЕ с глаголами. 1 119 Образование глаголов при помощи приставки. 1 120 Образование глаголов с приставками от родственных слов без приставок 1 121 Р.р  Устное изложение «Калина» 1 Р.р   122 Суффиксы глаголов –а, -я, - е, --и, -ть1 123 Состав слова. 1 124 Состав близких и противоположных по значению слов. 1 125 Написание глаголов в начальной форме с шипящими на конце. 1 126 Р.р  Типы текстов: описание и повествование. 1 Р.р   127 Процесс образования одного слова из другого. 1 128 Образование слов с помощью приставки и суффикса 1 129 Словообразование с помощью приставки и суффикса. 1 130 Выборочный диктант по теме «Словообразование» 1 С 131 Правильное употребление приставок НА- и О- в словах НАДЕТЬ, НАДЕВАТЬ, ОДЕТЬ, ОДЕВАТЬ. 1 132 Р.р  Типы текстов. Описание и повествование 1 Р.р   133 Повторение изученных орфограмм 1 134 Как делаются сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного 1 135 Образование сложных слов 1 136 Буквы соединительных гласных О, Е между основами двух слов в сложных словах. 1 137 Р.р  Типы текстов. Научный и художественный текст. 1 Р.р   138 Образование сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного 1 139 Соединительные гласные в сложных словах                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      1 140 Предупредительный диктант по теме «Образование сложных слов» 1 С 141 Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Разделительный Ь знак 1 142 Р.р Типы текстов. Научный и художественный текст 1 Р.р   143 Разделительный Ъ знак 1 144 Правила написание разделительных Ь и Ъ знаков. 1 145 Написание разделительных Ь и Ъ знаков 1 146 Написание слов с разделительными Ь и Ъ знаками 1 147 Р.р  Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи» Письменное изложение «Красное лето» 1 Р.р   148 Работа над ошибками, допущенными в изложении.. Родственные слова с разделительными Ь и Ъ знаками 1 149 Происхождение и образование слов 1 150 Образование сложных слов 1 151 Словарный диктант № 3 (адм.). Написание слов с разделительными Ь и Ъ знаками 1 С 152 Работа над ошибками, допущенными в словарном диктанте. Р.р  Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи» Письменное изложение  «Ступеньки» 1 Р.р   153 Работа над ошибками, допущенными в изложении.. Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком 1 154 Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 1 155 Чередование звука с нулевым звуком 1 156 Чередование звука с нулевым звуком 1 157 Чередование звука с нулевым звуком 1 158 Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 1 159 Предварительная итоговая контрольная работа 1 К 160 Работа над ошибками. Проверка слов с непроизносимыми согласными 1 161 Контрольное списывание № 3 «Непроизносимый согласный звук – нулевой звук» 1 К   162 Работа над ошибками к/списывания. Написание слов с непроизносимыми согласными 1 163 Написание слов с непроизносимыми согласными 1 164 Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 1 165 Контрольный диктант № 4 . Итоговая контрольная работа  1 К 166 Работа над ошибками к/диктанта. Слова с непроизносимыми согласными в корне слова1 167 Повторение изученных орфограмм  1 168 Повторение изученного материала 1 169 Задание для членов клуба «Ключ и заря» 1 170 Повторение изученного  за год.  Подведение итогов 1 Т