Коррекционное занятие Мы природой дорожим
Цель: показать значимость природы в нашей жизни, привлечь внимание учащихся к
проблемам экологии.
Задачи: расширить представление детей об экологических законах;
развивать представления учащихся о рациональном взаимодействии
человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природе,
природоохранной деятельности;
формировать умение оценивать результаты взаимодействия людей с
природой;
побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к
пропаганде экологических идей;
способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной
природе.
Оборудование: набор цветных кружков, фонограмма спокойной музыки природы, контуры детских ладоней, глобус, презентация, интерактивная доска, ноутбук.
Форма проведения: экологическое путешествие.
Ход занятия
І. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.
2. НПП - «Минутка тишины».
Под фонограмму мелодичной музыки со звуками природы воспитатель предлагает учащимся закрыть глаза, расслабиться и послушать:«С тех пор, как человек появился на земле, он слышит капли дождя, жужжание пчелы, музыку ветра, шелест деревьев. Это музыка природы, музыка жизни. Умей слушать её, умей наслаждаться ею. И надо, научиться человеку поступать так, чтобы не нарушать этой музыки, музыки природы. Природа преподносит нам каждый час, каждую минуту что-то новое, удивительное. Нужно уметь видеть и слышать всё, что происходит вокруг».
Жить в зеленом мире этомхорошо зимой и летом.Жизнь летает мотыльком, пестрым бегает зверькомВ облаках кружиться птицей, шустрой бегает куницей.Жизнь повсюду, жизнь вокруг. Человек природе – друг!
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Сообщение темы и задач занятия.
Чтобы дорожить природой, любить её и сохранить – её нужно знать! Знать самые элементарные правила «общения» с природой! Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в ваших руках. Если вам не безразлично будущее нашей планеты, если вы хотите жить долго, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, спать спокойно, не боясь ядерной катастрофы и многого того, что сегодня реально угрожает нашему существованию, вы должны стать на позицию созидания и нести добро миру.
Ты береги нас!
Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой! И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!» В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река, Свои, теряя берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек! В тебя мы верим, не солги, Ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной, И шепчут губы: «Не солгу, Я сберегу вас, сберегу!
А. Максимова
Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению не все помнят об этом. Наше путешествие по страничкам энциклопедии «Мы природой дорожим» посвящено экологическим проблемам.
Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе. 2. Содержание путешествия по страничкам энциклопедии «Мы природой дорожим».
1страничка – «Эрудит». Задание: объясните с позиции экологии следующие пословицы:
«Бережливость – лучшее богатство» «Как аукнется, так и откликнется» «Без хозяина – дом сирота» 2 страничка – «Вода – не вода».Задание: игра на внимательность.
Называется слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – учащиеся должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – учащиеся поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши: цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, таз. 3 страничка – «Устами младенца».Задание: зачитывается высказывание об отходах. Задача учащихся - попытаться понять и угадать о чем идет речь.
1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
- Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.
- Предметы из нее мало весят.
- При поджигании плохо пахнет и много черного дыма.
- Сама по себе в природе не разлагается. Пластмасса.
2. Ее изобрели китайцы.
- У нас ее получают из дерева.
- Она легко горит.
- Из нее получается очень много мусора.
- На ней обычно рисуют и пишут. Бумага.
3. Его делают из песка.
- Чаще всего оно прозрачное.
- Когда падает, оно разбивается.
- Если его нагреть, оно становится тягучим.
- Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. Стекло.
4 Это то, без чего уже не может прожить человек.
- Этим мы пользуемся каждый день.
- Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
- Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
- С помощью этого все становится чище. Стиральный порошок.
4 страничка – «Знатоки природы». Задание: чтобы любить природу, нужно знать её. Отгадайте загадки.
Стоит Алена – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза) Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк) Много рук – нога одна. (Дерево) Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются. (Дождь) Кругом вода, а с питьём беда. (Море) Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег) Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град) Лежала между ёлками подушечка с иголками. (Ёж) Зверь такой на свете есть: он не мытого не ест, всё в реке ополоснёт, а зовётся он … (енот) Вырос в поле злой и колкий, во все стороны иголки. (Репей) Лёгкий, а не пух; мягкий, а не мех; белый, а не снег, но одевает всех. (Хлопок) Кто над нами вверх ногами? (Муха) Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга) Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, мёдом угощают. (Цветы) Крылья есть, да не летает; ног нет, да не догонишь. (Рыба) Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт)
3. Физкультминутка «Покажи мне мир природы».
На зарядку солнышко поднимает нас.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем
Крылья сложили назад.
5 страничка – «Прочитать пословицы по первым буквам картинок».
1. «За комаром не ходи с топором».
2. «Охота — природа человека».
3. «Летний день - год кормит».
6 страничка – «Оцени поступок человека». Задание: зачитывается описание поступка человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Учащиеся должны оценить этот поступок, подняв
соответствующий сигнальный кружок: красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде; жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе; зелёный – действие разрешено.
1. В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты. 2. Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать. 3. Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок. 4. Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки. 5. Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его. 6. В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения. 7. Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая». 8. Каждую весну на пришкольном участке высаживается большое количество цветов.
Ученик:
Много есть чудес на свете, Человек их всех чудесней. Но себя лишь он любил И природу погубил. Он никак не мог понять, Что природа - наша мать! Вырубаются леса, реки загрязняются, И вода у нас в реке нам уже не нравится Нет теперь в лесах зверей, Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог, Это был его порок. Почему не может он Жить спокойно и с умом? Охранять, любить, ценить, Всей природой дорожить! А теперь вот видим мы Леса без птиц, и земли без воды... Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды.
ІІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Рефлексия.
Воспитатель отмечает, что сегодня природа нуждается в защите и заботе, раздает детям контуры детских рук и предлагает написать на них, что бы они сделали по защите окружающей среды. Ребята выходят к доске, читают то, что они написали на контуре рук и располагают на доске по кругу, в виде цветочка. Воспитатель обращает внимание детей на то, что своими руками они вырастили такой прекрасный цветок. Пусть цветы вечно цветут на нашей земле и радуют нас.
2. Заключительное слово.
Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам энциклопедии. Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!
Нас в любое время года Учит мудрая Природа. Птицы учат пению. Паучок - терпению, Пчелы в поле и саду Обучают нас труду. У Природы круглый год Обучаться нужно. Нас деревья всех пород, Учат крепкой дружбе. Давайте будем беречь Планету. Другой такой на свете нету!
Зугрэсская специальная общеобразовательная школа-интернат № 31
КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:
Воспитатель: Енина Л.Б.
2014год