Программа Вычислительная техника для радиотехников
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Вычислительная техника
Энгельс 2016
Автор:
Силантьева Анна Юрьевна, преподаватель
Содержание
Паспорт программы учебной дисциплины
Структура и содержание учебной дисциплины
Условия реализации программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1 Паспорт программы учебной дисциплины
«Вычислительная техника»
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям).
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
классификацию и типовые узлы вычислительной техники;
архитектуру микропроцессорных систем;
основные методы цифровой обработки сигналов;
проектирование микроконтроллеров на микропроцессорах.
уметь:
использовать различные средства вычислительной техники и программного обеспечения в профессиональной деятельности;
использовать различные виды обработки информации и способы представления ее в ЭВМ.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа.
2 Структура и примерное содержание учебной дисциплины
«Вычислительная техника»
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
в том числе:
практические занятия
4
лабораторные работы
16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Вычислительная техника»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1 Основные сведения о вычислительной технике
4
Тема 1.1 Классификация и основные характеристики вычислительной техники
Содержание учебного материала
2
1
Назначение вычислительной техники. Понятие об информации и формы ее представления. Классификация ЭВМ. Основные характеристики ЭВМ.
2
Тема 1.2 Принцип работы ЭВМ
Содержание учебного материала
2
1
Структура ЭВМ. Назначение основных устройств ЭВМ. Взаимодействие устройств ЭВМ при решении конкретных задач. Особенности микропроцессоров и микроЭВМ. Назначение и классификация программного обеспечения. Аппаратные, программные и аппаратно-программные средства. Программные средства, операционная система, комплект программ технического обслуживания, пакеты прикладных программ.
2
Раздел 2 Арифметические и логические основы ЭВМ
8
Тема 2.1 Системы счисления
Содержание учебного материала
2
1
Основание системы счисления. Двоичная система счисления. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
2
1
2
3
4
Тема 2.2 Арифметические и логические операции
Содержание учебного материала
6
2
Целые числа. Действительные числа с фиксированной и плавающей запятой. Отрицательные числа. Поразрядные операции. Операции сдвига. Сложение, вычитание, умножение и деление двоичных чисел. Логические операции.
2
Практические занятия
4
1
Перевод чисел из одной системы счисления в другую
2
Выполнение арифметических операций
Раздел 3 Функциональные элементы и узлы ЭВМ
14
Тема 3.1 Логические элементы. Формирователи и генераторы импульсных сигналов
Содержание учебного материала
4
2
Физическое представление логических значений. Обозначения и основные параметры логических элементов. Генераторы и формирователи импульсных сигналов на логических элементах.
2
Лабораторные работы
2
1
Комбинация логических элементов
Тема 3.2 Триггеры. Регистры
Содержание учебного материала
2
1
Назначение и типы триггеров. Асинхронный RS-триггер. Синхронный D-триггер: статический и динамический. JK-триггер. Регистры: параллельный, сдвиговый и последовательный.
2
Тема 3.3 Шифраторы. Дешифраторы. Мультиплексоры
Содержание учебного материала
2
1
Назначение и принцип работы шифраторов и дешифраторов. Преобразователи кодов. Назначение и принцип работы мультиплексоров. Демультиплексоры.
2
Тема 3.4 Счетчики
Содержание учебного материала
2
1
Назначение и типы счетчиков. Суммирующий счетчик. Вычитающий и реверсивный счетчики. Десятичный счетчик. Кольцевой счетчик. Делители частоты.
2
1
2
3
4
Тема 3.5 Сумматоры. ПЛМ. АЦП и ЦАП
Содержание учебного материала
2
1
Одноразрядные и многоразрядные двоичные сумматоры. Десятичные сумматоры. Программируемые логические устройства с матричной структурой. АЦП и ЦАП.
2
Тема 3.6 Запоминающие устройства
Содержание учебного материала
2
2
Классификация и параметры запоминающих устройств. Иерархическая структура памяти ЭВМ. Адресная, ассоциативная и стековая организация памяти. Оперативные запоминающие устройства памяти. Постоянные запоминающие устройства. Полупроводниковые динамические ОЗУ. Перепрограммируемые ПЗУ. Микросхемы запоминающих устройств.
2
Раздел 4 Процессоры и микропроцессоры
14
Тема 4.1 Архитектура микропроцессора
Содержание учебного материала
4
2
Характеристики микропроцессора. Структурная схема. Назначение и взаимодействие блоков. Формат данных и команд. Система команд. Способы адресации.
2
Лабораторные работы
2
1
Архитектура микропроцессора КР580ВМ80А
Тема 4.2 Принцип работы микропроцессора
Содержание учебного материала
4
2
Структурная схема МП системы. Процедура выполнения команды. Машинный цикл. Стек.Информация о состоянии микропроцессора. Системы прерывания программ, их характеристики. Процедура прерывания программ в микропроцессоре.
2
Лабораторные работы
2
1
Система команд микропроцессора КР580ВМ80А
1
2
3
4
Тема 4.3 Микропроцессорные комплекты
Содержание учебного материала
4
2
Состав микропроцессорного комплекта. Структурные схемы микропроцессорного комплекта: системного контроллера, буферного регистра, магистрального приемопередатчика
2
Лабораторные работы
2
1
Программируемый параллельный интерфейс КР580ВВ55А
Тема 4.4 Микроконтроллеры
Содержание учебного материала
2
1
Микроконтроллеры. Архитектура и принцип работы микроконтроллера. Система команд. Однокристальные микроЭВМ. Применение в промышленности.
2
Раздел 5 Организация интерфейсов в вычислительной технике
6
Тема 5.1 Элементы организации интерфейса
Содержание учебного материала
2
1
Основные понятия и требования к интерфейсу. Аппаратные и программные средства интерфейса. Элементы организации интерфейсов. Структура шин и линий интерфейса.
2
Тема 5.2 Типы интерфейсов
Содержание учебного материала
4
2
Особенности интерфейсов с изолированной и общей системой шин. Параллельные интерфейсы. Последовательные интерфейсы. Специализированные интерфейсы. Системы шин современных ЭВМ: ISA, EISA, PCI, USB, AGP, PCI-E.
2
Лабораторные работы
2
1
Интерфейсы ввода-вывода IBM PC
1
2
3
4
Раздел 6 Периферийные устройства вычислительной техники
6
Тема 6.1 Устройства ввода-вывода
Содержание учебного материала
2
1
Назначение периферийных устройств. Классификация периферийных устройств. Основные типы устройств ввода-вывода. Основные характеристики устройств ввода - вывода информации.Принцип работы мониторов. Типы мониторов. Характеристики мониторов.
2
Тема 6.2 Устройства хранения данных
Содержание учебного материала
2
1
Классификация устройств хранения данных. НГМД. НЖМД. Твердотельные накопители SSD. Приводы CD-ROM, DVD-ROM, BD-ROM. Устройства сжатия данных.
2
Тема 6.3 Печатающие устройства
Содержание учебного материала
2
1
Лепестковые принтеры. Матричные принтеры. Струйные принтеры. Лазерные принтеры. Плоттеры.Современные технологии мультимедиа. Средства обработки видеоизображения и звука. Звуковые карты. Графические ускорители.
2
1
2
3
4
Раздел 7 Программное обеспечение ЭВМ
12
Тема 7.1 Операционные системы ЭВМ
Содержание учебного материала
4
2
Классификация программного обеспечения. Системное программное обеспечение. Пакеты прикладных программ. Подпрограммы и встроенные функции.Назначение операционных систем. Принципы построения операционных систем ЭВМ. Операционные системы современных ЭВМ.Понятие процесса. Система управления процессами. Средства распределения ресурсов. Система распределения оперативной памяти. Подсистема управления вводом-выводом.Файловая система. Логическая структура файлов. Многоуровневые файловые системы. Имена и расширения файлов. Атрибуты файлов.
2
Лабораторные работы
2
1
Работа в операционной системе WINDOWS
Тема 7.2 Системы программирования
Содержание учебного материала
6
2
Система команд. Размещение в памяти программ исходных данных, промежуточных и конечных результатов. Запись и выполнение программ на машинном языке.Структура языка. Мнемоника команд Ассемблера. Запись и выполнение программ на языке Ассемблера.Автоматизация программирования. Основные характеристики программ. Методы и средства разработки программ. Основные этапы, методы тестирования, отладка программ.
2
Лабораторные работы
4
1
Программирование на языке низкого уровня
2
Программирование на языке высокого уровня
1
2
3
4
Тема 7.3 Прикладное программное обеспечение
Содержание учебного материала
2
1
Классификация прикладного программного обеспечения. Текстовые редакторы. Электронные таблицы. Базы данных. Перспективы развития программного обеспечения в Российской Федерации.
2
Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по лабораторным работам и подготовка к их защите.
32
Всего
96
3 Условия реализации программы дисциплины
«Вычислительная техника»
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Вычислительная техника».
Оборудование рабочих мест лаборатории «Вычислительная техника»:
персональные компьютеры (IBM-совместимые), объединенные в локальную сеть, с доступом в сеть Интернет;
мультимедиа-проектор, экран;
принтер;
сканер;
программное обеспечение общего и профессионального назначения (операционная система – «MS Windows XP/7»;
комплект учебно-методической документации.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Учебники и учебные пособия:
Келим Ю.М. Вычислительная техника: учебное пособие для студ. сред. проф. образования / Ю.М. Келим. 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 368с.
Кузин А.В. Микропроцессорная техника: учебное пособие для студ. сред. проф. образования / А.В. Кузин, М.А. Жаворонков. 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304с.
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
Михеева Е.В. Информатика: учебник для сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352с.
Интернет-ресурсы:
Информатика и информационные технологии. Каталог. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: сайт [Электронный ресурс]. Дата обновления: 01.06.2016. – URL: http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.75.6 (дата обращения: 01.06.2016)
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
«Вычислительная техника»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
усвоенные знания:
классификацию и типовые узлы вычислительной техники;
тестирование
архитектуру микропроцессорных систем;
тестирование
основные методы цифровой обработки сигналов;
тестирование
проектирование микроконтроллеров на микропроцессорах.
тестирование
освоенные умения:
использовать различные средства вычислительной техники и программного обеспечения в профессиональной деятельности;
экспертная оценка защиты
лабораторной работы
использовать различные виды обработки информации и способы представления ее в ЭВМ.
экспертная оценка защиты
лабораторной работы
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности
(правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ч 100
5
отлично
80 ч 89
4
хорошо
70 ч 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
13PAGE 15
Заголовок 115