Конспект НОД подготовительная группа Путешествие на буровую


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»
г. Тарко-Сале, Пуровского района, ЯНАО
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
подготовительная группа
«Путешествие на буровую»
Заместитель заведующего по воспитательной работе В.В.Фаюстова




2017г
Программное содержание:
- Учить детей выделять новые незнакомые качества, свойства природных объектов;
- Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действия человека;
- Расширить и конкретизировать представления о профессии людей работающих в бурении;
- Развивать речевую активность, диалогическую речи, слуховое внимание, память, мышление;
- Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности;
- Развивать умение слушать и слышать вопрос; умение обобщать; логическое мышление; интерес детей в процессе совместной деятельности; зрительное внимание и восприятие.
- Воспитывать интерес к образовательной деятельности, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, партнерских взаимоотношений;
- Воспитывать у детей интерес и уважение к людям разных профессий;
- Формирование эмоционально – ценностного отношения детей к природным ресурсам родного края (нефть);
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- познакомить детей с профессией «Бурильщик»; познакомить с понятиями «нефть», «нефтяные разливы»; развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами нефти, учить детей размышлять, анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать предположения и делать простейшие выводы; развивать интеллектуальные и личностные качества воспитанников в процессе познавательной деятельности, актуализировать знания детей об использовании нефти человеком в промышленности, пользе нефти и вреде нефтяных разливов, формировать представления о неразрывной связи человека с природой, желание беречь природу;
- закрепить навыки работы в коллективе; совершенствовать умение работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, считаясь с мнениями товарищей, воспитывать организованность, навыки делового сотрудничества детей в экспериментальной деятельности; воспитывать желание узнавать больше о людях труда, уважение к ним, гордость за земляков; решать поставленные задачи самостоятельно и в команде, учить соблюдать правила безопасности; - воспитывать культуру речевого общения; обогащать и расширять словарный запас (буровики, нефть, лаборатория, исследование, свойства); формировать речевую активность, речевую культуру; продолжать формировать умение высказывать предположения, делать простейшие выводы; закрепить в словаре детей слова: буровая вышка, долото, двигатель, бурильщик, скважина, парит. Виды деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Опытно – исследовательская
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие.
Оборудование и материалы: макет буровой вышки, макет вертолёта, видео ролик: «полёт над тундрой», «шум вертолета», колбы с нефтью, каски, жилеты, слайд (скважина в разрезе), черная гуашь, салфетки, клеенка, простынь, тарелочки, трубочки, пробирки, кусок резины, пластмасс, пластик, парафин, ткань искусственная, каски и спец одежда.Раздаточный материал: одноразовая пластиковая посуда: прозрачные пластиковые стаканы, тарелки, трубочки, пипетки, салфетки по количеству детей; трубочки, губки, ватные палочка, перо. Ожидаемый результат:
В процессе НОД дети познакомятся с процессом бурения, узнают люди, каких профессий работают в бурении. Смогут опытным путём добыть знания о свойствах нефти, научатся переносить жидкость с помощью трубочек, выстроят причина - следственные связи между объектами живой и не живой природы. Получать опыт ранней профориентации. Смогут получить положительный опыт от работы в парах и командах. Смогут находить себе партнёров по интересам. Сделают выводы о вреде и пользе нефти.
Примерный ход непосредственной образовательной деятельности:
Организационный момент: Детям предлагают отправиться на экскурсию.
Сюрпризный момент: Дети входят в зал и попадают на площадку буровой установки. У входа их встречает «буровик» (воспитатель в спец одежде).
Воспитатель: Здравствуйте ребята! А, я вижу, вертолет летит, это вы прилетели на нём?
Дети: Да!
Воспитатель: Здорово, что вы именно сегодня собрались к нам на экскурсию! Нам очень нужна ваша помощь! Вы сможете нам помочь?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте знакомиться, меня зовут Наталья Васильевна, я люблю науку.
Дети: представляются стоя в кругу, при этом передают эстафету друг другу с помощью прикосновений ладонями.
Воспитатель: Вот мы и узнали друг друга, а за одно, рассказали товарищам о своих интересах. Ну что же ребята время не ждёт, у нас впереди много интересного, пора начать нашу обзорную экскурсию. Вы уже поняли, куда вы попали? ………. А попали вы ребята на буровую. Всё это место называется буровая площадка. А вот здесь у нас буровая установка, давайте будем соблюдать технику безопасности и прежде чем подойти к буровой надо надеть каски.…… Подходите поближе, становитесь по удобней. Вот она наша красавица – буровая. Давайте повторим все вместе: БУРОВАЯ. Молодцы ребята! Посмотрите, как она устроена. Скажите, на что похожа эта часть? (на вышку). Эта часть так и называется буровая вышка. А это ребята дизельная, здесь находится сердце буровой её двигатели, моторы и насосы
Воспитатель: А, кто то знает, как называются профессии людей работающих на буровой?
Дети: называют, если знают.
Воспитатель: Бурильщик, помощник бурильщика, дизелист, механик, лаборант и др. главный на вахте БУРИЛЬЩИК! Давайте повторим!
Дети: рассматривают и задают вопросы.
Воспитатель: Послушайте ребята историю: Поступило от нефтяников задание, пробурить скважину для добычи нефти. Геологи указали место, где надо бурить скважину. А место то далеко в тундре. Привезли буровики на больших машинах вышку буровую, установили….. Начали работать, подняли высоко трубу. Прикрутили к одному концу ДОЛОТО (повторите ребята ДОЛОТО), на долото сделали специальные металлические зубья, другой конец трубы прикрепили к специальному крюку, включили двигатель; двигатель начал крутить всю эту конструкцию. Долото начало проникать в землю, бурить её. Так буровики пробурили скважину, из которой можно добывать нефть (слайд скважина в разрезе). Посмотрите, как выглядит наша скважина под землёй.
Дети: рассматривают и задают вопросы.
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы попробуем пробурить скважину нашей буровой установкой. ОЙ-ОЙ-ОЙ смотрите, наша скважина дала НЕФТЬ!!!!
Ребята! я вам не сказала, кем я работаю на буровой? Моя профессия называется лаборант. Как вы думаете, что делает лаборант на буровой.
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Я изучаю свойства добываемых ископаемых, делаю их анализ. И сейчас мне нужна ваша помощь, я вам предлагаю пройти в лабораторию, изучить найденную буровиками нефть.
Воспитатель: Для работы в лаборатории нам надо надеть халаты. Для удобства работы вам надо разбиться на пары. Предлагаю вспомнить наши интересы и разбиться на пары по интересам.
Опыт 1. Цвет и состояние. На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.
Вывод: Нефть черного цвета, нефть растекается потому, что она жидкая, нефть маслянистая.
Опыт 2 . Прозрачность. 2-е колбочки:1-ая с водой, 2-ая с нефтью. В обе колбочки опустить трубочки.
В какой из колбочек видна трубочка, а в какой – нет? Почему?
В колбочке с водой мы видим трубочку, а в колбочке с нефтью – нет.
Вывод: Нефть - непрозрачная.
Опыт 3. Вес. 2 колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду капнуть трубочкой нефть, мы увидим, что нефть осталась вверху.
Вывод: Нефть легче воды
Опыт 4. Растворимость или смешиваемость. Попробуем размешать нефть в воде. Мы увидим, что нефть не размешивается с водой.
Вывод: Нефть не смешивается с водой (не растворяется).
Опыт 5. Перо и нефть.
Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом. Потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.
Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, потому что нефть жирная, маслянистая и ее очень трудно отмыть. А что это значит, ребята? Птица не может взлететь и становиться легкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тепло птицы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужна нефть?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Чтобы полетели самолёты, надо заправить их бензином или керосином, а бензин и керосин делают из нефти.
Автомобили и тракторы, экскаваторы и комбайны работают на горючем, которое так же получают из нефти.
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: А вы ребята обратили внимание на столе у нас лежат различные материалы? Как они называются?
Дети: Пластик, резина, пластмасс, ткань, парафин.
Воспитатель: Вы всё верно говорите, эти все материалы тоже делают с добавлением веществ полученных из нефти. Искусственные ткани тоже делают из нефти, игрушки и воздушные шары – тоже сделаны из нефти. С помощью нефти мы получаем свет и тепло. Воспитатель: Ребята! Как вы считаете лёгкий труд у буровиков?
Дети: высказывают свои предположения, возможна небольшая дискуссия.
Воспитатель: Да, ребята! правильно вы говорите. Они работают и в жару, и в холод, и днём, и ночью и как бы трудно не было, не покидают буровую. Профессия буровика очень важна, они ищут полезное ископаемое (нефть) без которого мы не можем обойтись в нашей повседневной жизни.
Воспитатель: Ребята бурить скважины очень трудно и случаи несоблюдения правил безопасности могут привести к экологической катастрофе. Поэтому необходимо строго соблюдать все правила. А что произойдет, если допустить разлив нефти на землю и в воду?
Дети: высказывают свои знания по этому вопросу.
Воспитатель: Разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы, поэтому необходимо соблюдать осторожность, чтобы сберечь природу. Ведь там где разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев, птиц, животных). Эта земля долгое время будет мёртвой.
Воспитатель: Ребята теперь пока вертолёт будет готовиться к полёту, предлагаю поиграть в игру «Мы внимательнее всех», нам понадобится две команды. Предлагаю разделиться на мальчиков и девочек, как раз нас поровну. Перед каждой командой картинки с кармашками. Что изображено на картинках? Что это обозначает? Ну, кто самый внимательный? Молодцы, Хорошо и Плохо. Одна команда выбирает картинки, где нефть это хорошо, а другая нефть это плохо. Раз, два, три, начали!
Дети: выбирают картинки и выставляют их в кармашки.
Воспитатель: молодцы! Теперь каждая команда считалкой быстро выбирает представителя. Выходите, представители и расскажите что у вас тут изображено на картинках, команды помогают. Молодцы ребята. Вы мне так сегодня помогли,
Рефлексия «Яблоня»:
Ой, ребята, с нашей яблони все яблоки опали. Давайте повесим по одному яблочку. Красное если вам понравилась наша экскурсия, оранжевое, если не очень понравилась, а желтое, если вам было очень скучно и не интересно.
Дети: выбирают яблоки и вешают их на дерево.
Воспитатель: Какое красивое дерево у нас получилось! Слышите шум, это летит ваш вертолёт, пора вам возвращаться в детский сад.
Спасибо вам, подрастайте и возвращайтесь к нам работать. А на память о нашей встрече я хочу подарить вам нефтяные насосы – качалки, с их помощь качают нефть на поверхность земли. До свидания!
Использованная литература: 1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:Мозаика- Синтез, 2010. 2. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Б. Степанова // Дошкольное воспитание. 1999. № 10 3. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» / Е.В. Рылеева // Дошкольное воспитание, 1998. 4.«Детский сад – дом радости» Н.М. Крылова. 4. Фадеева Е.М. Развитие сотрудничества со сверстниками у детей дошкольного возраста.