Рабочая программа учебного предмета Биология Живой организм 6 класс Концентрический курс
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Зареченская средняя общеобразовательная школа.
Рассмотрено на МО Согласовано Утверждаю
Учителей-предметников заместителем директора директор – КакоткинаСВПротокол №__ от _________ по УВР______________ ____________________
«___» ______________ Приказ №_____ от ______
Рабочая программа учебного предмета «Биология. Живой организм» для 6 класса (концентрический курс)
на 2014-2015 учебный год Разработала учитель биологии МКОУ Зареченская СОШ
Стрижнева Нина Васильевна.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе
1. Примерной программы по биологии (Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения))
2. Программы среднего общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина: «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы». - М.:Дрофа, 2010 г,
3. Учебного плана МКОУ Зареченской СОШ.
Цели изучения курса:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи обучения:
1. Предоставление разностороннего, универсального базового образования, в соответствии с требованию к основному общему образованию и требованиям, предъявляемым к выпускнику основной школы.
2. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности через формы организации познавательной деятельности на уроке; творческие работы, создание ситуации успеха на уроке, индивидуальный подход, организацию внеурочной деятельности.
3. Формирование культуры самостоятельной деятельности обучающихся через работу по составлению кроссвордов, выполнению проектов, составлению презентаций, участию в различных формах организации работы на уроке и в неурочное время.
4. Развитие личности, владеющей ключевыми компетенциями на основе использования современных технологий обучения.
Применение на уроках различных форм проведения уроков и современных интерактивных методов обучения, позволяет привить интерес к изучению предмета.
- обучение в сотрудничестве
- лабораторный практикум
- тестирования
- мультимедийные сценарии урока
- домашние творческие задания
5. Развитие духовно – нравственной, физически – здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению через организацию урока:
- соблюдение санитарных норм и правил
- эстетическое оформление кабинета
- создание материально-технической базы кабинета
- создание благоприятного психологического климата
6. Развитие сотрудничества всех участников образовательного процесса, через совместную деятельность педагогов, родителей, обучающихся участие в различных конкурсах, олимпиадах различного уровня, турнирах, предметных неделях.
Место предмета в учебном плане
Согласно действующему учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю
Количество часов: 35, практических работ 2 , лабораторных работ 10, Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2013. - 176с;
Концептуальные положения разработки курса.
Биология для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в данный курс включает лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2004. -48с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит
диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компонент ты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнем задания.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса
В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека;
уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
Понимать смысл биологических терминов;
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Знать
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Информация об используемом УМК
УМК «Биология» 5,9 класс»автор Н.И. СонинИздательство «Дрофа»
(Концентрический вариант) 2010год.
1.Авторская программа.
Программа для общеобразовательных учреждений. « Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы» (автор: Н.И.Сонин.)Дрофа, Москва, 2010 год.
2. Учебник.
Сонин Н.И, В.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2013. - 176с;
3. Рабочая тетрадь.
Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006, -40с.
4. Методическое пособие для учителя.
1)Е.Т.Бровкина, Н.И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 гг.;
5. Мультимедийное приложение.
Электронное приложение к учебнику: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс (концентрический курс). М.: Дрофа.2014.
Дополнительная литература для учителя:
1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006 -218с.;
2) И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». -М.: Дрофа, 2006;
Для учащихся:
Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006, -40с.
Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.
Учебно-тематический план.
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов (всего) Контрольные работы
(обобщение знаний)
Лабораторные работы
Практические
работы
1 Строение живых организмов 11 2 6 2 Жизнедеятельность организмов 22 4 4 2
3 Организм и среда 2 1 35 6 10 2
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1Строение и свойства живых организмов (11 часов).
Тема 1.1
Основные свойства живых организмов (1 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2
Химический состав клеток (1 час)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Тема 1.3
Строение растительной и животной клеток (2 часа)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.
Различия в строении растительной и животной клеток.
Тема 1.4
Ткани растений и животных (2 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции
Тема 1.5
Органы и системы органов (4 часа)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Тема 1.6
Растения и животные как целостные организмы (/ час)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.
РАЗДЕЛ 2
Жизнедеятельность организма (22 часа)
Тема 2.1
Питание и пищеварение (3 часа)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Тема 2.2 Дыхание (2 часа)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организм
Тема 2.3
Передвижение веществ в организме (2 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови)
Тема 2.4 Выделение (2 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5
Опорные системы (2 часа)Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.
Тема 2.6 Движение (2 часа)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Тема 2.7
Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.8129270109855007994650331025500 Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Тема 2.8 Размножение (3 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и с
Тема 2.9
Рост и развитие(3 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
РАЗДЕЛ 3
Организм и среда (2 часа)
Тема 3.1
Среда обитания. Факторы среды (1 час)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.
Тема 3.2
Природные сообщества (1 час)
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
-Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс. Биология. Живой организм. 6 класс. Авторы Н. И. Сонин.
-Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012.
-Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012.
-Электронное приложение к учебнику: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс (концентрический курс).
Средства на печатной основе
демонстрационные печатные таблицы: «Царства живой природы», «Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки», «Бактерии», «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи», «Лишайники», «Водоросли», «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи. Плауны», «Папоротник щитовник мужской», «Сосна», «Цветковые растения», «Основные этапы развития растительного мира»; и другие.
дидактический материал: динамическое пособие деление и рост клеток; систематические категории.
Муляжи
плодовых тел шляпочных грибов
плодов покрытосеменыхкультурных растений
модели цветков разных семейств
Натуральные объекты
наборы микропрепаратов: клетки кожицы чешуи лука, растительные ткани, плесневый гриб пеницилл, клеточное строение корня, стебля, кожицы листа;
живые комнатные растения;
влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками»;
гербарий «Основные отделы растений»;
гербарий «Морфология растений»;
гербарий «Классификация покрытосеменных»;
гербарий лишайников местных видов;
коллекция «Шишки голосеменных»;
коллекция «Плоды и семена»;
плодовые тела гриба- трутовика;
колосья злаковых, пораженные головней, спорыньёй, ржавчиной;
отпечатки ископаемых растений;
спилы деревьев.
Приборы и лабораторное оборудование
лупы
световые микроскопы
иглы препаровальныепинцет анатомический с насечкой
стекла предметные и покровные
фильтровальная бумага
пипетки
пробирки
зажим пробирочный
мензурки
лабораторные стаканы
спиртовки лабораторные
Технические средства обучения
видеомагнитофон
компьютер
телевизор
мультимедийный проектор
Мультимедийный материал:
Уроки биологии КиМ. Растения,бактерии,грибы. 6 класс.- виртуальная школа Кирилла и Мефодия.-М.,2004.
Электронное приложение к учебнику: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс (концентрический курс). М.: Дрофа.2014.
3. Видеокассеты
4. Презентации по темам курса
5. Компакт – диски
Календарно – тематическое планирование.
N
урока Тема. Подтема. Кол-во часов Календарные сроки Содержание. Контроль знаний Практика. Виды деятельности учащихся
Раздел 1 «Строение живых организмов» 11 час
Тема 1.1 «Строение и свойства живых организмов» 2 1/1 Многообразие живых организмов и их основные свойства. 1 Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Биологический диктант Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Описывают основные функции живых организмов
2/2 Химический состав клеток. 1 Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке
Лабораторная работа № 1,2 Заполнение таблицы л/pl«Определение состава семян»
Л/ р 2 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» ИТБ Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями)
Тема 1.2 Строение растительной и животной клеток 2 3/1 Строение растительной клетки. 1 Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Тест, словарь. л/р 3 «Строение клеток живых организмов» Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах микропрепараты органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клеток
4\2 Строение животной клетки. 1 Особенности строения животной клетки. Вирусы – неклеточная форма жизни. Подпис рисунок Тема 1.3 Ткани растений и животных. 2 5/1. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. 1 Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности Биологич Диктант. Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей
6\2 Ткани животных организмов, их строение. Функции. 1 Типы тканей животных организмов, их строение и функции
Лабораторная работа Ткани живых организмов Тесттрованиел/р4 «Ткани живых организмов» Тема 1.4 Органы и системы органов. 4 7/1 Вегетативные органы растений. 1 Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Отчёт о работе Л р 5 «Распознавание органов у растений» Определяют понятие «орган». Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения. Устанавливают связь между строением и функциями органов.
Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. 8/2 Генеративные органы растений 1 Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Задания Рабочей тетради 9/3 Система органов животных (пищев., кровен., дых., выдел.) 1 Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная
Лабораторная работа№6
Заполнить таблицу Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме
10\4 Система органов животных (ОДС, органы размножения) 1 Задания Раб т стр33 л/р 6 «Распознавание органов животных» Тема 1.5. Растения и животные как целостные организмы. 1 11\1 Организм растения - единое целое. Целостность организма животных. 1 Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда Комплексный тест Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм — это единое целое
Раздел 2 « Жизнедеятельность организма»
22 час
Тема 2.1. Питание и пищеварение. 3 12\1 Особенности питания растительных организмов. 1 Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Дем опыта доказывающ образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, рль света и воды в жизни растений Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе.
13\2 Особенности питания животных организмов. 1 Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты
Словарная работа Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой
14\3 Пищеварение. Его значение, ферменты. 1 Особенности питания животных. Ферменты. Значение пищеварения.
Демонстрация: Действие слюны на крахмал Задания стр37 Рабочая тетрадьДем действия слюны на крахмал Определяют понятия «питание», «пищеварение».
Тема2.2 Дыхание. 2 / 15\1 Дыхание растений. 1 Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ с и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.
Демонстрация: Дыхание прорастающих семян
Работа по карточкам д/о,иллюстрирующихдыхание прорастающих семян Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип питания
16/2 Дыхание животных. 1 Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов
Демонстрация: Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе Обобщаюший опросд/о бнаружение со2 в выдыхаемом воздухе Тема 2.3 Передвижение веществ в организме 2 17/1 Передвижение веществ в растении. 1 Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающие процесс переноса веществ.
Демонстрация: Передвижения органических веществ по стеблю.
Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».
Отчёт о работе.
Работа с деформированным текстом П.р 1
« Передвижение воды и минеральных солей по стеблю» дем: Передвижение орган в-в по стеблю Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения
18/2 Особенности переноса веществ в организме животных 1 Роль кровеносной системы у животных организмов. Процесс кровообращения у млекопитающих. Взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения Кроссворд. Демонстрация: Строение клеток крови лягушки и человека Тема 2.4 Выделение 2 19/1 Выделение у растений. Обмен веществ и энергии. 1 Особенности выделения у растений.
Обмен веществ и энергии между организмом и окружающей средой. Словарная работа Отмечают существенные признаки процесса выделения.
Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого.
20/2 Выделение у животных. Обмен веществ и энергии. 1 Роль выделения в процессе жизнедеятельности животных, продукты выделения у животных. Выделение веществ и энергии у животных. КомплексныйтестПриводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого.
Тема 2.5 Опорные системы. 2 21/1 Опорные системы растений. 1 Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Словарная работа. Тест. Дем скелетов млекопитающих, раковин моллюсков, коллекций насекомых Характеризуют строение опорных систем растений и
животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями
22/2 Опорные системы животных. 1 Опорные системы животных. Задания стр 52-54 Раб т.
Отчём о работе Л р 7 «Разнообразие опорных систем животных» Тема 2.6 Движение. 2 23/1 Движение одноклеточных организмов. 1 Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. «Рабочая тетрадь»
стр 55 л/р 8 «Движение инфузории - туфельки» Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений
24/2 Движение многоклеточных организмов. 1 Взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма Двигательные реакции растений Отчёт о работе л\р 9 «Движение дождевого червя» Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности. 3 25/1 Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. 1 Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Фронтальный опрос Называют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде
26/2 Нервная регуляция 1 Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Фронт опрос Дем таблицы «Нервная ткань» 27/3 Химическая регуляция 1 Проявления реакций растений на изменения в окружающей среде. Ростовые вещества растений Словарная работа Тема 2.8 Размножение. 3 28/1 Биологическое значение размножения 1 Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение. Споры. Бесполое размножение растений. Практическая работа. «Вегетативное размножение комнатных растений»
Рабочая тетрадь стр 64-66. п/р 2. «Вегетативное размножение комнатных растений» Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян
29/2 Особенности полового размножения животных. 1 Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение Задания стр 66-68 Рабочая тетрадь 30/3 Половое размножение растений. Оплодотворение. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Задание стр 68-70
Рабочая тетрадьДем. способов размножения
растений, разнообразие и строение соцветий. Тема 2.9 Рост и развитие. 3 31\1 Рост и развитие растений. 1 Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков Индивидуальная беседа Дем способов распространения плодов и семян Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных.
32/2 Рост и развитие животных. 1 Рост и развитие животных. Индивидуальное развитие. Задания стр 72-74 Рабочая тетрадьл\р 10 «Прямое и непрямое развитие насекомых.» Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов
33/3 Послезародышевое развитие животных Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Стадии развития. Заполнение таблицыРаздел 3 Организм и среда. 2 34/1 Тема 3.1Среда обитания. Факторы среды. 1 Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов Составление рассказа-описания Дем коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания
35/2 Тема 3.2. Природные сообщества. 1 Природное сообщество и экосистема. Структура природного сообщества.
Демонстрация
Структура экосистемы, моделей экологических систем. Производители, потребители,разрушители органического вещества. Виды цепей питания (короткие и длинные пищевые цепи Обобщающая беседаД. моделей экологических систем. Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы