Рабочая программа Техническая механика с основами технических измерений
Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»
г. Бугуруслана Оренбургской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ________ Н.Ю. Гайструк 31 августа 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03.ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА С ОСНОВАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
для профессии
35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
Бугуруслан 2016
СОГЛАСОВАНО
Предметной (цикловой) комиссией профессиональных дисциплин и
модулей специальностей «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», "Техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования"
________________ М.А. Карпова
30 августа 2016 г.
Составители:
Карпова М.А., преподаватель ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана высшей квалификационной категории
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза:
- Карпова М.А., преподаватель ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана высшей квалификационной категории
- Т.В. Бербасова, методист ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Оренбургской области
Содержательная экспертиза:
- Г.М. Сворочаева, заместитель директора по учебной работе
- М.А. Карпова, преподаватель ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана высшей квалификационной категории
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза
Рабочая программа учебной дисциплины Техническая механика с основами технических измерений разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» укрупненной группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное, рыбное хозяйствоРазработчик: Карпова Марина Александровна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и модулей высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫТехническая механика с основами технических измерений
1.1. Область применения программы
программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии Мастер сельскохозяйственного производства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке. Результаты изучения технической механики будут использоваться при изучении ряда специальных дисциплин , в которых рассматриваются устройства машины, механизма, аппараты и оборудование, специфичные для конкретных направлений и специальностей подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессионально
образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла (ОП.00)
1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
читать кинематические схемы;
проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
производить расчет прочности несложных деталей и узлов;
подсчитывать передаточное число;
пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом;
знать:
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар;
характер соединения деталей и сборочных единиц;
принцип взаимозаменяемости;
основные сборочные единицы и детали;
типы соединений деталей и машин;
виды движений и преобразующие движения механизмы;
виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
передаточное отношение и число;
требования к допускам и посадкам;
принципы технических измерений;
общие сведения о средствах измерения и их классификацию
Выпускник, освоивший ППКРС, должен: обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
обладать профессиональными компетенциями: ПК 1.3, ПК 2.1 - 2.2,
ПК 3.1 - 3.6,ПК 4.1 - 4.4
ПК 1.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.
ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.
ПК 3.1. Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными половозрастными группами животных разных направлений продуктивности.
ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание технологического оборудования на животноводческих комплексах и механизированных фермах.
ПК 3.3. Оказывать помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке сельскохозяйственных животных.
ПК 3.4. Участвовать в проведении дезинфекции помещений на животноводческих комплексах и механизированных фермах.
ПК 4.1. Управлять автомобилями категорий "B" и "C".
ПК 4.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 4.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальная учебная нагрузка - 54 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 36 часов;
практические занятия – 9часов;
самостоятельная работа – 18 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе: лабораторные занятия 9
практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
Виды самостоятельной работы: реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа, презентация, доклад. 18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 03 Техническая механика с основами технических измерений
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1
Техническая механика Тема 1.1
Виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики Содержание учебного материала 6 3
1 Основные сведения о машинах и ее деталях.
Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица. Критерии работоспособности и расчета деталей машин. Выбор материалов для деталей машин. Основные понятия о надежности машин и их деталей. 2 Кинематические и динамические характеристики.
Скорость, перемещение, ускорение. Угол поворота, угловая скорость, линейная скорость. Тангенсальное, нормальное и полное ускорение. Сила, законы динамики, сила трения, сила реакции. Вес, момент силы, плечо силы. Правила момента. Эпюра силы и момента силы. Условия равновесия . 3 Виды движений и преобразующие движения механизмы
Виды движения. Основные механизмы преобразующие движение. Колебательное, вращательное, возвратнопоступательное, прямолинейное, равномерное и неравномерное. Лабораторные работы.
Вычисление работоспособности и расчета деталей машин (КПД) 2 Практические занятия
Изучения структуры и свойств материалов для деталей машин .
Чтение кинематической схемы. 2 Самостоятельная работа обучающихся.
Классификация деталей машин
Кинематический и динамический и анализ механизмов.
Силовой анализ механизмов.
Частные случаи движения материальной точки
Виды машиностроительных материалов: конструкционные, инструментальные, композиционные 5 Тема 1.2
Виды передач. Содержание учебного материала 6
3
1 Общие сведения о передачах
Виды, устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах. Классификация передач. Основные характеристики передач, кинематические и силовые расчеты многоступенчатого привода. 2 Фрикционные и ременные передачи
Принцип работы фрикционных передач с нерегулируемым передаточным числом (цилиндрическая фрикционная передача).Общие сведения, принцип работы, устройство, область применения, детали ременных передач. Сравнительная характеристика передач плоским, клиновым и зубчатым ремнем.
3 Зубчатые и цепные передачи
Общие сведения о зубчатых передачах. Классификация и область применения. Основы зубчатого зацепления.. Геометрия зацепления. Виды разрушений зубчатых колес. Основные критерии работоспособности и расчета. Материалы и допускаемые напряжения. Прямозубые цилиндрические передачи: геометрические соотношения: силы, действующие в зацеплении, расчет на контактную прочность и изгиб. Передаточное отношение и число Практические занятия.
Расчет передаточного отношения и числа 2 Самостоятельная работа обучающихся.
Виды передач, их применение в технике
Фрикционные и ременные передачи.
Цепные передачи. Назначение и конструкция цепных передач.
Особенности расчёта передаточного отношения для фрикционной, зубчатой, цепной передачи 4 Тема 1.3
Соединение деталей и сборочных единиц Содержание 6
3
1. Характер соединения деталей и сборочных единиц.
Разъемные и неразъемные соединения. Виды и назначение резьбовых соединений. Болтовые, винтовые соединения. Соединение шпильками. Надежность соединений. Расчет прочности. 2.
Шпоночные, шлицевые и штифтовые соединения.
Понятие – шпоночные соединения. Виды и назначения шпонок. Напряженные и ненапряженные шпоночные соединения. Шлицевые соединения. Применение шпоночного, шлицевого и штифтового соединения. 3. Сварочные и заклепочные соединения.
Сварные соединения. Виды сварки. Сварка давлением и плавлением. Сварка под флюсом. Способность металлов и сплавов к свариваемости.
Заклепочные соединения. Механизация заклепочных работ. Способы проведения заклепочных работ. Материал заклепок. Выбор заклепок. Надежность соединений Лабораторные работы.
Расчет резьбового соединения на прочность. 2 Самостоятельная работа обучающихся.
Виды резьбовых соединений
Соединения деталей и машин
Типы соединения деталей и машин, сборочных единиц
Параметры резьбы 4 Тема 1.4
Принцип взаимозаменяемости. Содержание учебного материала 4
2
1 Понятие о взаимозаменяемости. Допуски и посадки. Стандартизация.
Понятие о взаимозаменяемости. Принципы взаимозаменяемости. Унификация. Точность изготовления сборочных единиц при взаимозаменяемости. Допуски и посадки. Квалитет. Посадки в системе вала и отверстия. Обозначение допусков и посадок. Стандартизация. Основные понятия и термины, определяющие качество продукции. Показатели качества. Контроль качества. Самостоятельная работа обучающихся.
Основные понятия о размерах и отклонениях.
Нормирование требований к точности геометрических параметров элементов деталей и их условное обозначение на чертеже. 2 Раздел 2
Технические измерения Тема 2.1
Основы технических измерений
Содержание учебного материала 4
3
1 Общие сведения о средствах измерения и их классификация
Понятие и определение технических измерений. Принципы технических измерений.
Классификация методов измерений. Измерительные средства. Масштабные линейки. Штангенинструменты. Щупы. Специальные средства измерения. Понятие и определение метрологии. Лабораторные работы.
Изучение устройств измерительных приборов. Использование контрольно-измерительных инструментов 1 Самостоятельная работа обучающихся.
Понятие и определение метрологии.
Задачи в обеспечении взаимозаменяемости.
Принципы технических измерений. 3 Дифференцированный зачет 1 Всего: 54
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплекс дисциплины.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийное оборудование
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Вереина Л.И. Техническая механика. – М.: Проф. Обр. Издат. 2014
Дополнительная литература
Багдасаров Т.А. Допуски и технические измерения: Контрольные материалы: уч.пособие., Москва: Академия, 2010г., 64с.
Багдасаров Т.А. Допуски и технические измерения: Лабораторно-практические работы., Москва: Академия, 2010г., 64с.
Багдасаров Т.А. Допуски и технические измерения: Рабочая тетрадь, Москва: Академия, 2010г., 64с.
Вереина Л.И. Техническая механика: учебник, Москва: Академия, 2010г, 224 сОпарин И.С. Основы технической механики: учебник: Москва: Академия, 2010г , 144 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫКонтроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения:
читать кинематические схемы;
проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
производить расчет прочности несложных деталей и узлов;
подсчитывать передаточное число;
пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом;
знания:
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар;
характер соединения деталей и сборочных единиц;
принцип взаимозаменяемости;
основные сборочные единицы и детали;
типы соединений деталей и машин;
виды движений и преобразующие движения механизмы;
виды передач; их устройство, назначение, - преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
передаточное отношение и число;
требования к допускам и посадкам;
принципы технических измерений;
общие сведения о средствах измерения и их классификация Текущий контроль:
практические занятия;
самостоятельная работа
Промежуточный контроль:
практические занятия;
тестирование;
Итоговый контроль:
Дифференцированный зачет