ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
среднеГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«сибирский политехнический техникум»
РАБОЧая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
2016 г.
ОДОБРЕНА
Цикловой методической комиссией
Профессионального обучения
наименование комиссии
Протокол № ____
от «__» _________ 20___ г.
Разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта СПО по профессии
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Председатель цикловой
методической комиссии
_____________/Н.А. Тремблюк
Заместитель директора по учебно-
производственной работе
___________/Т.М. Жильцова
Составители (авторы):
Синьков Владимир Владимирович, преподаватель ГОУ СПО СПТ
Рецензент:______________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации
©
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), входящей в укрупненную группу направлений подготовки 13.00.00 ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих, связанным с техническим обслуживанием и ремонтом электрооборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: развитие профессиональных компетенций обучающихся, необходимых для реализации профессиональной деятельности при выполнении электромонтажных работ, ремонта, техническом обслуживании и ремонте оборудования.
Задачи:
1) Сформировать знания о видах износа и деформации деталей и узлов;
2) Сформировать умения выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования.
3) Сформировать знания, умения и навыки работы с кинематическими механизмами, деталями машин;
4) Сформировать знания, умения и навыки расчета статических и динамических сил, действующих на тело.
Учебная дисциплина Основы технической механики способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1.
Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.
ПК 1.2.
Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.
ПК 1.3.
Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.
ПК 1.4.
Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.
ПК 2.1
Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.
ПК 2.2
Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.
П.К 2.3
Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.
П.К 3.1
Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.
П.К 3.2
Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам.
П.К 3.3
Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
принципы организации слесарных работ;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики
1.4. Использование часов вариативной части ОПОП:
.№
п/п
Дополнительные знания и умения
№, наименование темы
Количество
часов
Обоснование включения в рабочую программу
1
-знать основные законы технической механики
Тема 1.1.
Основные понятия технической механики
5
Требования работодателя
2
-знать устройство механизмов
Тема 1.2.
Детали и механизмы машин
10
Требования работодателя
3
- знать технику безопасности при выполнении слесарных работ
Тема 2.1.
Организация слесарных работ
3
Требования работодателя
4
- уметь выполнять основные слесарные операции
Тема 2.2 Общеслесарные работы
6
Требования работодателя
24
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 150 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 50 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
150
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100
в том числе:
лабораторные занятия
8
практические занятия
42
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
50
в том числе:
выполнение индивидуального практического задания по теме «Изготовление конструкций из металла»
домашние работы
12
38
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основы технической механики
82
Тема 1.1.
Основные понятия технической механики
Содержание учебного материала
14
1
Введение
Предмет, значение дисциплины «Основы технической механики и слесарных работ» для подготовки рабочих по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
1
2
Трение
Понятие трения. Законы трения. Трение покоя и кинематическое трение. Виды кинематического трения: трение скольжения, трение качения. Трение верчения. Роль трения в технике. Трение в механизмах и машинах. Граничное, сухое, жидкостное, смешанное трение.
2
3.
Износ деталей и узлов
Понятие износа. Факторы износа. Виды износа: абразивный, кавитационный, адгезионный, тепловой, окислительный, усталостный. Стадии износа. Повышение износостойкости деталей и механизмов.
2
4
Деформации деталей и узлов
Понятие деформации. Остаточная и упругая деформация. Деформации растяжения, сжатия или смятия, сдвига или среза, кручения, изгиба. Устойчивость материалов к деформациям
2
Лабораторное занятие:
Проверка законов трения
Определение модуля сдвига при испытании на кручение
4
Практическое занятие:
Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений. Определение перемещений.
Расчет заклепочного соединения
Расчет балок на прочность и жесткость.
8
Самостоятельная работа обучающихся
Домашняя работа:
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Введение. Основные понятия технической механики» (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
12
Тема 1.2.
Детали и механизмы машин
Содержание учебного материала
16
1
Основы кинематики
Понятие детали, кинематического звена, кинематической пары. Виды кинематических пар. Наименования и условные обозначения кинематических пар. Понятие кинематической цепи, механизма машины. Понятие кинематической схемы, ее элементы, их условные обозначения.
2
2.
Детали и их соединения
Понятие о деталях вращательного движения и корпусных деталях, осях, валах. Неразъемные: и разъемные соединения деталей. Подшипники: устройство, назначение, виды. Муфты: устройство, назначение.
2
3
Основные виды механических передач
Классификация и виды передач. Устройство, назначение, применение, преимущества и недостатки фрикционных, ременных, цилиндрических и конических зубчатых, цепных, червячных передач. Кинематические и динамические характеристики передач.
2
4
Смазочные материалы
Назначение и роль смазочных материалов в технике. Виды смазочных материалов. Основные