Рабочая программа ОП 03 Основы технической механики и слесарных работ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольский колледж радиоэлектроники»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по учебной работе
________В.И. Полякова
«31» 08 2016 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
Специальность 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в промышленности
г. Симферополь 2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 N 849
Организация разработчик - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым Симферопольский колледж радиоэлектроники
Разработчик - преподаватель ГБПОУ РК СКР:
- _____________________
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
на заседании Цикловой методической комиссии №____
Протокол № 1
от «29» 08 2016 г.
Председатель ЦМК № ___
______________ Д.В.Вербинец
Содержание
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Структура и содержание учебной дисциплины
Условия реализации рабочей программы дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения программы
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ “Основы технической механики и слесарных работ”
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии НПО 13.01.10 “Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)”,
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.
ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.
ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.
ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.
ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.
ПК 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.
ПК 2.3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.
ПК 3.1. Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.
ПК 3.2. Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам.
ПК 3.3. Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
принципы организации слесарных работ;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе: практические занятия 18
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
реферат 6
расчетно-графические работы 6
опорный конспект, презентация 6
Итоговая аттестация
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
“ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ”
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Основы технической механики 23 Тема 1.1.
Основные понятия технической механики Содержание учебного материала 4 1 Введение
Предмет, значение дисциплины «Основы технической механики и слесарных работ» для подготовки рабочих по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 1
2 Трение
Понятие трения. Законы трения. Трение покоя и кинематическое трение. Виды кинематического трения: трение скольжения, трение качения. Трение верчения. Роль трения в технике. Трение в механизмах и машинах. Граничное, сухое, жидкостное, смешанное трение. 2
3. Износ деталей и узлов
Понятие износа. Факторы износа. Виды износа: абразивный, кавитационный, адгезионный, тепловой, окислительный, усталостный. Стадии износа. Повышение износостойкости деталей и механизмов. 2
4 Деформации деталей и узлов
Понятие деформации. Остаточная и упругая деформация. Деформации растяжения, сжатия или смятия, сдвига или среза, кручения, изгиба. Устойчивость материалов к деформациям 2
Самостоятельная работа обучающихся1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Введение. Основные понятия технической механики» (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 2 Тема 1.2.
Детали и механизмы машин Содержание учебного материала 4 1 Основы кинематики
Понятие детали, кинематического звена, кинематической пары. Виды кинематических пар. Наименования и условные обозначения кинематических пар. Понятие кинематической цепи, механизма машины. Понятие кинематической схемы, ее элементы, их условные обозначения. 2
2. Детали и их соединения
Понятие о деталях вращательного движения и корпусных деталях, осях, валах. Неразъемные: и разъемные соединения деталей. Подшипники: устройство, назначение, виды. Муфты: устройство, назначение. 2
3 Основные виды механических передач
Классификация и виды передач. Устройство, назначение, применение, преимущества и недостатки фрикционных, ременных, цилиндрических и конических зубчатых, цепных, червячных передач. Кинематические и динамические характеристики передач. 2
4 Смазочные материалы
Назначение и роль смазочных материалов в технике. Виды смазочных материалов. Основные свойства смазочных материалов. Требования к свойствам масел, используемых для смазки узлов и деталей. Правила хранения смазочных материалов и обращения с ними. Типы смазочных устройств. 2
Практические занятия:
1.Расчет плоской системы сходящих сил.
2. Расчет реакций связи.
3. Расчет на прочность при растяжении и сжатии
4. Чтение (изображение) кинематических схем
5. Составление характеристики смазочных материалов 6 Контрольная работа №1: Детали и механизмы машин 1 Самостоятельная работа обучающихся1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Детали и механизмы машин» (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
2. Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по лабораторным и практическим работам 6 Раздел 2.
Основы слесарных работ 31 Тема 2.1.
Организация слесарных работ Содержание учебного материала 6 1 Организация рабочего места
Устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места 2
2 Выбор и применение инструмента
Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента. 2
3 Техника безопасности при слесарных работах
Требования безопасности при выполнении слесарных работ 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Организация слесарных работ» (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) 2 Тема 2.2 Общеслесарные работы Содержание учебного материала 3 1 Виды слесарных работ
Плоскостная разметка, правка и гибка металла, резка металла, опиливание металла, сверление, зенкование, и развертывание отверстий, нарезание резьбы, выполнение неразъемных соединений, в т. ч. клепка, пайка и лужение.2
2. Последовательность и приемы выполнения слесарных работ
Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам). 2
3. Требования к качеству обработки деталей 2
Практические занятия:
1.Разметка плоских поверхностей
2. Рубка металла
3. Гибка металла
4. Резка металла
5. Опиливание металла
6. Сверление, зенкование и развертывание отверстий
7. Нарезание внешней и внутренней резьбы
8. Клепка
9. Пайка и лужение 12 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Общеслесарные работы» (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 8 Всего: 54 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
учебного кабинета технической механики;
слесарно-механической мастерской
Оборудование учебного кабинета технической механики:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству обучающихся;
комплект учебно-методических материалов по дисциплине;
комплекты учебных таблиц по темам;
стенд для изучения ТБ;
макеты, модели, натурные образцы деталей и механизмов
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроекторОборудование слесарно-механической мастерской:
рабочее место преподавателя;
рабочие места обучающихся;
комплект учебно-методической документации;
материалы, инструменты и оборудование для проведения практических работ
стенд для изучения ТБ
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Вереина, Л. И. Техническая механика [Текст]: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. И. Вереина. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 224 с.
Покровский, Б. С. Основы слесарного дела [Текст]: Учебник для нач. проф. образования / Б. С. Покровский. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
Дополнительные источники:
Вереина, Л. И. Техническая механика [Текст]: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. И. Вереина. – 2-е изд., стер. – М.: ПрофОБРИздат,2002. – 173 с.
Вереина, Л. И. Техническая механика [Текст]: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. И. Вереина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 176 с.
Вереина, Л. И. Основы технической механики [Текст]: Учебник для нач. проф. образования: / Л. И. Вереина, М. М. Краснов - М.: Академия, 2004. – 80 с.
Мовнин, М. С. Основы технической механики [Текст]: Учебник для учрежд. средн. спец. образов / М. С. Мовнин, А. Б. Израелит, А. Б. Рубашкин. – Л.: Машиностроение, 1988. – 288 с.
Фещенко, В. Н. Слесарные работы при изготовлении, техническом обслуживании и ремонте производственных машин [Текст]: Учебное пособие для уч-ся учрежд. нач. проф. образования / В. Н Фещенко. – М.: Высшая школа, 2006. – 535 с.
Интернет-ресурсы:
Министерство образования и науки РФ www.mon. gov.ruРоссийский образовательный портал www.edu.ruИнтернет-ресурс «Техническая механика». Форма доступа:
http://edu.vgasu.vrn.ru/SiteDirectory/UOP/DocLib13/Техническая%20механика.pdf ; ru.wikipedia.org
http://znanium.comСлесарное дело. Практическое пособие для слесаря. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/174877/read4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе и/или результате проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, опросов, контрольной работы, а также выполнения обучающимися индивидуального проектного задания.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме, лабораторных и практических работ,
- наблюдение и оценка деятельности в процессе выполнения лабораторных и практических работ;
- проверка и оценка самостоятельных работ, выполненных обучающимися- демонстрация навыка самоконтроля
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме, лабораторных и практических работ,
- наблюдение и оценка деятельности в процессе выполнения лабораторных и практических работ;
- проверка и оценка самостоятельных работ, выполненных обучающимися- демонстрация навыка самоконтроля
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме, лабораторных и практических работ,
- наблюдение и оценка деятельности в процессе выполнения лабораторных и практических работ;
- проверка и оценка самостоятельных работ, выполненных обучающимися- демонстрация навыка самоконтроля
читать кинематические схемы
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме, лабораторных и практических работ,
- наблюдение и оценка деятельности в процессе выполнения лабораторных и практических работ;
- проверка и оценка самостоятельных работ, выполненных обучающимися- демонстрация навыка самоконтроля
Знания:
виды износа и деформации деталей и узлов;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования; - - оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов; - оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
назначение и классификацию подшипников;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
основные типы смазочных устройств;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
принципы организации слесарных работ;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
трение, его виды, роль трения в технике;
- экспертная оценка ответов по результатам устного и/или письменного опроса- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования; - оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене