Программа «Исследовательские проекты в ООПТ»
Рабочая программа
«Исследовательские проекты в оопт» ( из опыта экспедиционной работы на базе государственного мемориального и природного музея - заповедника Спасское - Лутовиново).
Учитель МБОУ - СОШ №7
Мустафаева Надежда
Владимировна
Пояснительная записка.
Актуальность.
Программа «Исследовательские проекты в ООПТ» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», Устава школы.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа «Исследовательские проекты в ООПТ » предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных обучающихся. Она направлена на формирование организационно -деятельностных (методологических) качеств обучающихся - способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств - вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить
Задачи:
приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности;
способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
Принципы:
интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
непрерывность - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении обучающихся различных возрастов и научных руководителей;
межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Характеристика программы.
Целевые ориентации инновационной деятельности направлены на повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования.
В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности:
- повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
- организация сотрудничества учителей, обучающихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;
- вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
- сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
- глубокое осознанное усвоение базовых компетенций обучающихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
- формирование исследовательской культуры обучающихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
- приобретение коммуникативных умений;
- выявление наиболее одаренных обучающихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей;
- создание условий для их самоопределения и самореализации.
Планируемые результаты освоения программы
исследовательской деятельности.
Обучающиеся:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся со способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность расширить базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать прошлое, настоящее, будущее
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающихся будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающиеся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающиеся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:
Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и обучающихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, российской культурой и историей.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел -реализация - рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35 - 45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, практикума несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими субъектами социализации - партнером школы государственным мемориальным и природным музеем - заповедником Спасское - Лутовиново.
Для реализации программы предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия,
работа в экспедиции, исследовательские проекты, научно - практическая конференция, фотовыставка и фотоотчёты, написание очерков и статей в межшкольную газету «Зеркало» и городскую газету «Мценский край».
Тематическое планирование
№
п/п Перечень разделов Количество часов
1 Введение. 1час
2 Организация исследовательской деятельности. 6 часов
3 Организация экспедиционной деятельности. 12 часов
4 Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся1час
Календарно - тематический план
№
п/п Тема Элемент содержания Дата
1
Введение.
Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи исследовательского проектирования на базе государственного мемориального и природного музея - заповедника Спасское - Лутовиново
Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы обучающихся.
Гипотеза исследования.
Формулировка гипотез исследования. Организация исследовательской деятельности. Продолжение формирование банка тем для учебно-исследовательской работы обучающихся.
Обсуждение перспективности предложенных тем.
Выбор источников информации. Работа с различными источниками информации.
Поиск и подбор информации по выбранной теме.
2 Тема и проблема исследования на базе государственного мемориального и природного музея - заповедника Спасское - Лутовиново. 3 Понятие «методы исследования». Основные методы исследования, их классификация. 4 Эмпирические методы. Применение методов на различных этапах исследования.
5 Этапы исследовательского процесса. 6 Систематизация научной информации. 7 Основные приемы сохранения информации. Организация экспедиционной деятельности 8 Практикум. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. Наблюдение как способ выявления проблем. Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер и имеет важный прикладной характер. Формирование творческих групп. Определение целей и задач перед каждым членом отряда.
Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым членом отряда.
Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем. 9 10 11 12 Экспедиция на базу государственного мемориального и природного музея - заповедника Спасское - Лутовиново. Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с обучающимися. 13 14 15 16 17 18 19 20 Защита проектов. Анализ работ. Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления
Содержание программы
(всего - 20 часов)
Раздел 1.Введение. -1 час.
Тема 1.1. Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи исследовательского проектирования на базе государственного мемориального и природного музея - заповедника Спасское - Лутовиново.
Специфика организации, занятий, общие требования к обучающимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности
Раздел 2. Организация исследовательской деятельности.- 6 часов.
Тема 2.1.Тема и проблема исследования на базе государственного мемориального и природного музея - заповедника Спасское - Лутовиново. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы
Тема 2.2. Понятие «методы исследования». Основные методы исследования, их классификация. Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Тема 2.3. Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования.
Тема 2.4.Этапы исследовательского процесса.
Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.
Тема 2.5. Систематизация научной информации.
Работа с информацией библиографического характера, тематические карточки исследователя, этапы работы с ними: этап накопления материала, этап осмысления. Личная карточка исследователя. Источники библиографических сведений. Библиографические ссылки. Цитаты и их использование.
Тема 2.6.Основные приемы сохранения информации.
Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисы, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование. План и конспект литературного источника. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам. Использование компьютера для хранения информации.
Раздел 3. Организация экспедиционной деятельности.- 12 часов
Тема 3.1 Практикум. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. Наблюдение как способ выявления проблем. Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер и имеет важный прикладной характер. Формирование творческих групп. - 4часа
Тема 3.2. Экспедиция на базу государственного мемориального и природного музея - заповедника Спасское - Лутовиново. - 8часов
Раздел 4. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся -1час
Тема 4.1. Защита проектов. Анализ работ.
Различный стиль изложения материала на примере работ - победителей. Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ - победителей. Анализ результатов собственной деятельности, самооценка.
Методическое обеспечение
Различные виды проектирования существенно отличается от традиционных видов обучения. В связи с этим и оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения так и воспитания школьников в целом.
Главной задачей курса является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1. географические и исторические карты;
2. картины и литературные произведения;
2) предметы, представляющие быт семьи, её хозяйства, и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым обучающиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе работы над проектами школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В школе у обучающихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится, прежде всего, набор энциклопедий для школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям и практикумам.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии. На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Рекомендуемые формы обучения
Мозговой штурм
Индивидуальная
Групповая
Экскурсия
Конкурсы
Коллективно - творческое дело
Методы и средства педагогической диагностики
Наблюдение
Тестирование
Анкетирование
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Овладение курсом позволит обучающимся знать:
структуру учебно-исследовательской деятельности,
основное отличие цели и задач УИР, объекта и предмета исследования,
основные информационные источники поиска необходимой информации.
А также уметь:
определять характеристику объекта познания,
разделять УИД на этапы,
самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др. выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный),
пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Список литературы
1.Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Народное образование, 2000, №3.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
2.Пахомова Н.Ю. Метод проектов. Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала. – Технологическое образование, 1996.
3.Интернет ресурсы.