Межпредметные связи при обучении физике.
РОЛЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
И. С. Насонова
В свете требований реформы общеобразовательной и профессиональной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин естественно-математического цикла. Особенно это касается школьного курса физики, имеющего многоаспектные связи с другими предметами. Эти взаимосвязи при умном использовании в учебном процессе обогащают и углубляют знания и способствуют формированию научного мировоззрения учащихся. Внедрение программы 11-летней школы обязывает учителя систематически использовать межпредметные связи. В свете этих задач учитель физики нуждается в конкретных разработках и рекомендациях по эффективному использованию межпредметных связей в преподавании физики.
Все отрасли современной физики тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязей явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение.
Установление межпредметных связей в курсе физики повышает эффективность политехнической и практической направленности обучения.
Содержание и объём материала по межпредметным связям в школьном курсе определяется учебной программой. В рубрике «Межпредметные связи» программа 11-летней средней школы включает вопросы, изученные по другим предметам. Перечень этих вопросов помогает учителю определить, на какие знания по другим предметам надо опираться при изучении тех или иных тем курса. Например, при решении физических задач учитывается, что правила округления чисел уже изучены в курсе математики; при изучении кинематики, газовых законов, электромагнитных колебаний используются знания о функциях и умения строить графики. Вместе с тем, некоторые знания о физических понятиях используются при изучении других предметов. Например, знания о магнитном поле Земли, плазме и её свойствах учитываются в астрономии, знания о видах материи и её движении. В законах сохранения – в обществоведении и т.д. Это означает, что межпредметные связи взаимны, конкретное же распределение содержания материала межпредметного характера по темам предоставлено самому учителю.
Различаю два типа связей между учебными предметами: временную (хронологическую) и понятийную (идейную). Первая предполагает согласование во времени прохождения программы различных предметов, вторая – одинаковую трактовку научных понятий на основе общих методических положений. Межпредметные связи могут быть раскрыты и по общности методов исследования ( экспериментальный метод в физике и химии, метод моделей в физике и математике) и др. Практически учителю физики приходится иметь дело с тремя видами межпредметных временных связей: предшествующими, сопутствующими и перспективными.
Предшествующие межпредметные связи – это связи, когда при изучении материала курса физики опираются на ранее полученные знания по другим предметам (например, знания из курсов природоведения, географии, математики).
Сопутствующие – это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются как по физике так и по другим предметам (например, изучение о векторе почти одновременно даётся в курсах геометрии и физики, понятие о звуке изучается в физике, а органы слуха – в биологии и т.д.).
Перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по физике опережает его применение в других предметах (например, понятие о строение атома в физике изучается раньше, чем в курсе химии); в этом случае учитель химии опирается на знания, полученные на уроках физики.
Межпредметные связи в курсе физики в большинстве случаев предшествующие, так как учитель физики чаще опирается на известные школьникам знания по другим предметам. Однако другие виды межпредметных связей хотя и встречаются реже. Также имеют важное значение и не могут быть игнорированы. Например, при изучении понятия мгновенной скорости по механики в 9 классе не представляется возможным использовать предел и производную функции. Эти понятия в курсе математики изучаются в 10 классе. Поэтому учитель физики в 9 классе знакомит учащихся с понятием мгновенной скорости лишь качественно, на основе идеи непрерывности движения. На уроках математики 11 класса при изучении производной функции раскрывают механический смысл производной и записывают формулу скорости v = x’ или v(t)= x’(t). При повторении курса физики в 11 классе целесообразно дать более строгое определение мгновенной скорости на основе применения понятия о производной.
Уроки физики с привлечением межпредметных связей могут быть двух типов: уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из смежных предметов и обобщающие уроки. Первые из них, как правило, проводят с использованием следующих приёмов осуществления межпредметных связей:
1)домашнее задание по другим предметам
Учащимся предлагают домашнее задание по повторению ранее пройденного материала по смежным предметам, необходимого для понимания вопросов, которые будут рассмотрены на следующем уроке.
2)Решение задач межпредметного характера.
При решении такого рода задач целесообразно использовать учебники по другим предметам. Например, после объяснения условия плавания тел в жидкости школьникам в качестве упражнения предлагают задание: объяснить роль плавательного пузыря у рыб с точки зрения физики.
Для осуществления межпредметных связей привлекают наглядные пособия и самодельные приборы по другим предметам. Например, использование в 7 классе таблицы «Что мы знаем об атмосфере?» по природоведению, географии, охране природы, физике, биологии вполне оправдано.
Реализация межпредметных связей зависит от содержания и от формы организации урока. Сведения, полученные на уроках по другим учебным предметам, чаще всего используют в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления и закрепления знаний.
Обобщающие уроки обладают большой возможностью систематизации знаний и навыком по межпредметным связям. Здесь повышается роль новой формы занятий – межпредметных семинаров. Особое развитие получили межпредметные семинары природоохранительной тематики. Например, «Тепловые двигатели и охрана природы», «Ядерная зима». Устранение угрозы «ядерной войны». Работу по подготовке таких семинаров ведут, как правило, учителя двух-трёх предметов совместно.
Весьма широкие возможности в школе представляются для осуществления межпредметных связей физики с другими предметами на внеклассных занятиях (физико-технические кружки, викторины, КВН, тематические вечера и др.)
Другое важное направление в осуществлении межпредметных связей во внеурочное время – факультативные занятия. Можно провести в школе совместные мероприятия по внеклассным и факультативным занятиям межпредметного содержания (например, физико-химическая конференция, диспут, олимпиада межпредметного содержания, общешкольный вечер).
Таким образом, выше перечисленное направление, способствует реализации межпредметных связей в учебном процессе по физике и создаёт условия для целостного восприятия единой научной картины мира.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Елагина В.С. Формирование у учителей естественнонаучных дисциплин умения осуществлять межпредметные связи на учебных занятиях // Наука и Школа. – 2000. – № 1. – С. 58–62.
Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.
Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.