Конспект урока по физике Основы кинематики
Конспект урока физики в 9 классе
Зачёт по теме «Основы динамики»
Автор: Солдатова Вера Марковна,
учитель физики
МБОУ «СОШ №19 с УИОП»,
e-mail [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пояснительная записка
На изучение темы «Законы движения и взаимодействия тел» в 9 классе отводится по программе 25 часов, 15 часов из них учащимися изучается тема «Основы динамики», в течение которых учащиеся получают знания о законах механики. Обобщающий урок – заключительный урок по этой теме, для проведения которого перед учащимися в начале изучения темы была поставлена цель: что они должны знать (основные вопросы теории) и что уметь (практические навыки), изучив эту тему.
План урока создан на основе имеющегося комплекта (учебник – задачник - методическое пособие) для преподавания курса физики в 9 классе под редакцией А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2010. – с.300.; Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2010.- 24; Гутник, Е.М. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина/ Е.М. Гутник.– М.: Дрофа, 2011,а также использована дополнительная литература:
1. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.
2. Громцева, О.И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-173 с.
3. Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010.
4. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.-334 с.
5. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2012.
6. Кабардин, О.Ф. Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин. – М.: Дрофа, 2015.
7. Шилов, В.Ф. Тетради для лабораторных работ по физике. 7 – 11 классы/ В.Ф. Шилов– М.: Просвещение, 2014.
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]10.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Тема урока: Зачёт по теме «Основы динамики»
Цели урока:
1. Контроль знаний и практических умений, приобретенных в ходе изучения темы.
2. Повышение познавательной активности, интеллектуальных способностей учащихся через разнообразные формы работы на уроке.
3. Способствовать формированию самостоятельной работы.
4. Создавать условия для формирования и развития физического видения окружающего мира; способствовать формированию эмоционально-целостного отношения к результатам интеллектуального труда.
Программно-дидактическое обеспечение:
ПК, карточки с заданиями для тестирования, выставка книг по теме.
Ход урока
Оргмомент
2.Сообщение темы и целей урока
Изучив тему «Основы динамики», сегодня мы проведем обобщающий урок, где покажем теоретические знания о механическом движении и основных физических величинах характеризующих его, вспомним имена ученых физиков.
3.Знакомство с ходом проведения зачёта
Зачёт будет проходить в несколько этапов:
1) Кроссворд
2) Тест
3) Конкурс «Черный ящик»
Результаты своих оценок вы будете видеть на экране учёта оценок.
ЭКРАН УЧЁТА ОЦЕНОК
№
п/п
Ф.И. уч-ся
Кроссворд
Тест
Конкурс «Черный ящик»
Оценка
I
II
III
1
2
4. Выполнение заданий учащимися
Кроссворд
Учащимся предлагается квадрат со стороной равной десяти клеткам. Вверху по горизонтали над квадратом записаны буквы от а до к, (кроме ё и й), а слева от квадрата по вертикали сверху вниз записаны числа от 1 до 10. Ответы записывайте сверху вниз. Ключевое слово записывается по горизонтали. Начало слова в клетке с первой координатой, а конец слова в клетке со второй координатой (у каждого ученика карточка с кроссвордом, все работают на месте, а один ученик заполняет кроссворд на обороте доски; после сдачи заполненного кроссворда учащимися проверить коллективно правильность заполнения кроссворда у доски).
а5-а8. Единица измерения перемещения.
б6-б10. Величина, измеряемая в секундах.
в1-в7. отсчета.
г2-г10. Быстрота изменения скорости.
д4-д8. Тело, размерами которого можно пренебречь.
е5-е8. Длина траектории.
ж3-ж10. Быстрота движения.
з3-з10. Автор гелиоцентрической модели.
и4-и10. Итальянский ученый, изучавший равноускоренное движение и оспоривший многие утверждения Аристотеля.
к1-к7. Явление прямолинейного, равномерного, свободного движения.
Ключевое слово в строке
а7-к7. Линия, по которой движется тело.
Ответы: МЕТР, ВРЕМЯ, СИСТЕМА, УСКОРЕНИЕ, ТОЧКА, ПУТЬ, СКОРОСТЬ, КОПЕРНИК, ГАЛИЛЕЙ, ИНЕРЦИЯ.
Ключевое слово: ТРАЕКТОРИЯ.
2) Тестирование
Класс работает по вариантам (тесты на карточках). Учитель заносит результаты выполнения кроссворда в таблицу учёта на экране, затем по очереди результаты теста.
Тесты по теме «Основы динамики».
Вариант 1
Уровень А
1. Утверждение, что материальная точка покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или воздействие на нее других тел взаимно уравновешено,
1) верно при любых условиях;
2) верно в инерциальных системах отсчета
3) верно для неинерциальных систем отсчета
4) неверно ни в каких системах отсчета
2.Спустившись с горки, санки с мальчиком тормозят с ускорением 2 м/с2 Определите величину тормозящей силы, если общая масса мальчика и санок равна 45 кг.
1) 22,5 Н 2) 45 Н 3) 47 Н 4) 90 Н
3.Земля притягивает к себе подброшенный мяч силой 3 Н. С какой силой этот мяч притягивает к себе Землю?
1) 0,3 Н 2) 3 Н 3) 6 Н 4) 0 Н
4.Сила тяготения между двумя телами увеличится в 2 раза, если массу
1)каждого из тел увеличить в 2 раза
2)каждого из тел уменьшить в 2 раза
3)одного из тел увеличить в 2 раза
4)одного из тел уменьшить в 2 раза
5.На левом рисунке представлены векторы скорости и ускорения тела. Какой из четырех векторов на правом рисунке указывает направление импульса тела?
1) 1 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.Мальчик массой 30 кг, бегущий со скоростью 3 м/с, вскакивает сзади на платформу массой 15 кг. Чему равна скорость платформы с мальчиком?
1 м/с 2) 2м/с 3) 6 м/с 4) 15 м/с
Уровень В
7. Установите соответствие между физическими законами и их формулами.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ФОРМУЛЫ
А) Закон всемирного тяготения 1) 13 EMBED Equation.3 1415
Б) Второй закон Ньютона 2) F=kx
В) Третий закон Ньютона 3) 13 EMBED Equation.3 1415
4) 13 EMBED Equation.3 1415
5) 13 EMBED Equation.3 1415
A
Б
В
Уровень С
8.К неподвижному телу массой 20 кг приложили постоянную силу 60 Н. Какой путь пройдет это тело за 12 с?
9.Радиус планеты Марс составляет 0,5 радиуса Земли, а масса - 0,12 массы Земли. Зная ускорение свободного падения на Земле, найдите ускорение свободного падения на Марсе. 'Ускорение свободного падения на поверхности Земли 10 м/с2.
Вариант 2
Уровень А
1.Система отсчета связана с автомобилем. Она является инерциальной, если автомобиль
1)движется равномерно по прямолинейному участку шоссе
2)разгоняется по прямолинейному участку шоссе
3)движется равномерно по извилистой дороге
4)по инерции вкатывается на гору
2.Какие из величин (скорость, сила, ускорение, перемещение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?
1)Сила и ускорение
2)Сила и скорость
3)Сила и перемещение
4)Ускорение и перемещение
3.Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли. Найдите отношение силы тяготения, действующей на Луну со стороны Земли, и силы тяготения, действующей на Землю со стороны Луны.
1) 81 2) 9 3) 3 4) 1
4.При увеличении в 3 раза расстояния между центрами шарообразных тел сила гравитационного притяжения
1)увеличивается в 3 раза 3) увеличивается в 9 раз
2)уменьшается в 3 раза 4) уменьшается в 9 раз
5.Найдите импульс легкового автомобиля массой 1,5 т, движущегося со скоростью 36 км/ч.
1)15 кг . м/с 2)54 кг . м/с 3) 15000 кг.м/с 4) 54000 кг.м/с
6.Два неупругих шара массами 6 кг и 4 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 8 м/с и 3 м/с соответственно, направленными вдоль одной прямой. С какой скоростью они будут двигаться после абсолютно неупругого соударения?
1) 3,6 м/с
2) 5 м/с
3) 6 м/с
4) 0 м/с
7.Установите соответствие между видами движения и их основными свойствами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
А)
Свободное падение
1)
Происходит за счет отделения от тела с некоторой скоростью
Б)
Движение по
какой-либо его части
окружности с
2)
Движение под действием только силы тяжести
постоянной по модулю
3)
Движение, при котором ускорение в любой момент времени
на-
скоростью
направлено к центру окружности.
В)
Реактивное движение
4)
Движение происходит в двух взаимно противоположных
направлениях.
5)
Движение с постоянной скоростью.
А
Б
В
Уровень С
8.Автомобиль массой 3 т, двигаясь из состояния покоя по горизонтальному пути, через 10 с достигает скорости 30 м/с. Определите силу тяги двигателя. Сопротивлением движению пренебречь.
9.Масса Луны в 80 раз меньше массы Земли, а радиус ее в 3,6 раза меньше радиуса Земли. Определите ускорение свободного падения на Луне. Ускорение свободного падения на Земле считайте 10 м/с2.
3) Конкурс «Черный ящик»
Игра «Черный ящик». Класс делится на три команды. Учащиеся должны угадать, портрет какого ученого находится в черном ящике. За правильный ответ, данный с первой попытки, команда получает 3 балла; за правильный ответ со второй попытки - 2 балла, за правильный ответ с третьей попытки – 1 балл. Вопросы задаю в порядке очередности.
Вопрос из черного ящика для команды №1
Этот ученый родился в день Рождественского праздника 1642 года в Англии и получил всемирную славу еще при жизни. Он понимал, что все созданное им не есть окончательная победа разума над силами природы, ибо познание мира бесконечно.
Пауза.
Незадолго перед смертью он сказал: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на берегу, развлекающимся тем, что от поры до времени отыскиваю камушек более цветистый, чем обыкновенно, или красивую раковину, в то время как великий океан истины расстилается передо мною неисследованным».
Пауза.
Все знают историю о том, что однажды, гуляя в саду, этот ученый увидел, как с ветки упало яблоко, и это подтолкнуло его к открытию закона всемирного тяготения.
(Исаак Ньютон)
Вопрос из черного ящика для команды №2
Великий русский учёный – энциклопедист и естествоиспытатель, филолог и философ, поэт и художник, организатор отечественных наук: физики и естествознания.
Пауза.
В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Например, в астрономии одним из главных его достижений было открытие атмосферы планеты Венера, сделанное им 26 мая 1761 г. во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца.
Пауза.
Он родился в деревне Денисовка (по другим данным в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. По его инициативе и проекту в 1755г. был создан Московский университет.
(Михаил Васильевич Ломоносов)
Вопрос из черного ящика для команды №3
Итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, поэт, филолог и критик, родился в Пизе в знатной, но обедневшей флорентийской семье.
Пауза.
В 1609 г., на основании дошедших до него сведений об изобретённой в Голландии зрительной трубе, он строит свой первый телескоп, дающий приблизительно 3-кратное увеличение.
Пауза.
Он первый выдвинул идею об относительности движения, решил ряд основных механических проблем. Это прежде всего изучение законов свободного падения тел и падения их по наклонной плоскости; законы движения тела, брошенного под углом к горизонту; установление сохранения механической энергии при колебании маятника. «И всё-таки она вертится» крылатая фраза, которую якобы произнёс в 1633 году этот ученый, будучи вынужденным отречься перед инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
(Галилео Галилей)
Четвертый вопрос из черного ящика мы задаем для всех команд
В теоретическом отношении труды этого великого ученого были ослепляющие многогранными. Основные работы касались различных практических приложений математики (геометрии), физики, гидростатики и механики.
Пауза.
Он впервые вычислил число «пи» отношение длины окружности к диаметру и доказал, что оно одинаково для любого круга. Мы до сих пор пользуемся придуманной этим ученым системой наименования целых чисел.
Пауза.
Он знал, что предметы имеют не только форму и измерение: они движутся, или могут двигаться, или остаются неподвижными под действием определенных сил, которые двигают предметы вперед или приводят в равновесие. Родился этот ученый в греческом городе Сиракузы и первый закон, согласно которому на тело, погруженное в жидкость, действует сила, равная весу вытесненной им жидкости, по легенде был открыт им в ванне.
(Архимед)
Подводим итоги конкурса «Черный ящик».
5. Итоги урока
Результаты таблицы учета показывают, что тема усвоена ()
получают «5» следующие ученики ...
получают «4»
получают «3»
Вернёмся к целям нашего урока.
6. Домашнее задание
Составить кроссворд на тему: «Законы сохранения в механике», в этом вам поможет «Справочник по физике для школьников и поступающих в вузы» стр.340.
МБОУ «СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов »
О Б О Б Щ А Ю Щ И Й У Р О К
«Основы кинематики»
9 класс
(физика)
Учитель физики
Солдатова В.М.
2013 г.
Root EntryEquation NativeEquation Native