Урок в начальной школе Город вежливых ребят 
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто « здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
                                   ( В.Солоухин)
Не только детям, но и многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, все
соседи и даже вовсе незнакомые  люди
всегда бы относились к нам  внимательно, по  доброму, с уважением.
   Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда хорошо. Только такого человека
все любят  и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми 
ему никогда не бывает скучно.
     Почему же нам не быть вниматель-ными,  вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!
(нравственно-этические ориентации)
признание для себя общепринятых морально-этических 
норм.
(самоопределение) 
принятие образа «хорошего ученика»
готовность и способ
ность к саморазви-
тию;  осознание
ответственности че-
ловека за общее благополучие;
гуманистическое сознание.
1. Нетрудно уступать в автобусе пожилому человеку.
2. Нетрудно здороваться при встрече. И говорить им «до свидания», «всего хорошего» при расставании.
3. Нетрудно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы
окружающим людям было приятно общаться с тобой.
4. Нетрудно помочь по дому старшим.
(смыслообразование
эмпатия как понимание чувств 
других людей и со-переживание им.
Вежливый человек должен выполнять не только эти правила. Их гораздо боль-
ше .
Сегодня мы с вами совершим путешествие                                                                              по городу «ВЕЖЛИВОСТИ».
Вежливый человек всегда внимателен к
людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни сло-
вом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо с родителями, со старшими:
резко отвечают, огрызаются, кричат. Им
кажется, что в этих случаях они  поступают, как взрослые люди.
Итак, « УЛИЦА НЕУВАЖИТЕЛЬНАЯ»
.
Стихи о школьнике одном. Его зовут
а впрочем, мы лучше здесь его не назо-
вём.
1  «Спасибо», «здравствуйте»,    «простите» - произносить он не 
    не привык                
    Простого слова «извините»
    Не одолел его язык.
2. Ему бывает часто лень
    Сказать при встрече :
    «Добрый день»,
    Казалось бы, простое слово,
    И в лучшем случае «здорово»
    Он вместо «здравствуй»   говорит.
3. А вместо слова «до свидания»
    Не говорит он ничего.
    Или заявит на прощание :
    «Ну я пошёл, пока, всего»
4.  Не скажет он друзьям по  школе
    Алёша, Петя, Ваня, Толя.
    Своих друзей зовёт он только
    Алёшка, Петька Ванька, Толька.
(нравственно-этическая ориентация)
признание для себя общепринятых мо-
рально-этических
норм.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но может быть он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нём,
А мы  Мы скажем вам «спасибо».      
Даже сто лет тому назад людей, не умеющих подобным образом  приветст-
вовать окружающих,считали невеждами
Почти на каждый случай существовало своё приветствие – это ласковое призна-
ние, что вас заметили и желают вам доб
рого.
Жнецов, идущих с поля, приветствовали
следующими словами «с двумя полями сжатыми, а с тремя засеянными»; рыба-
ловам –« улов на рыбу»; работающему – «бог в помощь»; купцу – «чай да сахар»,
в деревне за столом – «хлеб да соль».
И пусть многие из этих приветствий ушли в прошлое, но наше обычное
«здравствуйте». «добрый день» надо  произ носить с уважением.     
Следующая станция  «ДОБРАЯ».
Для того,  чтобы стать вежливым, вы должны как можно больше пользоваться
«волшебными» словами, от которых
становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную
минуту, помочь рассеять плохое настро
ение. Говорите их чаще своим близким. Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки.
А теперь я буду зачитывать вам строки,
а вы продолжайте, хором дружно отвечайте :
Растает даже ледяная глыба 
От  слова тёплого      
Зазеленеет старый пень
Когда услышишь 
Если больше есть не в силах,
Скажешь маме ты 
Мальчик развитый и вежливый
Говорит при встрече
Когда бранят нас за шалости,
Мы говорим : 
А во Франции и Дании
На прощанье говорят 
Когда солнышко встаёт,
Тот поступает мудро,
Кто встав с постели пожелает
Всем близким 
А если вечером, дружок,
Знакомого ты всретишь
Что скажешь ты ему тогда?
Конечно 
Но вот ты друга повстречал
Он «Добрый день» тебе сказал.
Что скажешь ты ему в ответ?
Наверное, скажешь ты 
- Спасибо !
- Добрый день !
- Спасибо !
- Здравствуйте !
- Прости, пожалуйста !
- До свидания !
- Доброе утро !
- Добрый вечер!
- Привет!
(нравственно-этическая ориентация)
уважительное отно шение к истории  и 
культуре народа; эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства прежде всего добро
желательность.
(самоопределение)
готовность и способность к саморазвитию;
установка на здоровый образ жизни;
гуманистическое сознание;
осознание ответст –
венности человека 
за общее благополу-
чие; 
(нравственно-этическая ориента –ция)
Эстетические потребности, ценности и чувства;
Этические чувства прежде всего добро-
Желательность 
Молодцы! А теперь, ребята, давайте все
вместе решим задачи :
!.Мальчик крикнул прохожему: «Скажи
те, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему мальчик допустил три ошиб
ки .Ответьте, какие ошибки он допустил 
Мальчик не должен был кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?»
Не часов, а который час. 
После ответа сказать: «Спасибо!»
2.По улице шли двое прохожих. Одному
62 года, другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:    1        портфель,3 книжки и1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У вас упала книга, - закричал мальчик, 
догоняя прохожего.
-  Разве? – удивился тот.
-  Конечно, - объяснил мальчик, - у вас было 5 вещей, а теперь осталось 4.
-  Я вижу ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - однако, есть правила, кото
рых ты ещё не усвоил.
Какие это правила? Что должен был сделать мальчик ? 
(самоопределение)
гуманистическое
сознание;
принятие образа «хорошего ученика»
(смыслообразование
эмпатия, как понимание чувств других людей и со –
переживание им;
(нравственно-этичес
кая ориентация)
этические чувства прежде всего добро-
желательность.
Ответы детей
Игра «Пожалуйста»
Без слов «пожалуйста» прошу команду
не выполнять. Будьте внимательными, ребята.
_  Поднимите, пожалуйста, правую руку вверх.
-   Опустите.
-   Поднимите, пожалуйста, левую руку.
-   Опустите левую руку.
-   Опустите, пожалуйста, правую руку.
-   Опустите левую руку.
-   Опустите, пожалуйста, левую руку.
-   Спасибо за внимательность. Молодцы!
Послушайте стихотворение Кузнецовой  и оцените поступок девочки
Станция «КУЛЬТУРНАЯ».
Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться достав
лять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внима-
тельными. Например, хлопать со всего маху дверью или громко кричать на лестнице в доме, где вы живёте,- это признаки невоспитанности. Ведь в любой квартире может оказаться больной человек. А, может быть, чьи-то папа и мама отдыхают после работы в ночную смену.
Игра « Вежливо или невежливо».
1. Мама послала тебя к соседке взять в долг муки. Как ты это сделаешь?
2. Ты хочешь пригласить своих 
товарищей на день рождения. Как ты поступишь?
3.Если ты пригласил к себе товарищей,а мама в это время дала тебе выполнить важное поручение. Как ты поступишь?
4. Ты пришёл в магазин, чтобы купить тетради. Как ты обратишься к продавцу?
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
 И сказала: «Не отдам!»
Девочки поссорились из-за игрушки. А можно было договориться. Жадничать не хорошо. Играть вдвоё интереснее.
Позвоню в дверь. Поздороваюсь. 
Скажу: «Тётя Люба, дайте пожалуйста муку. Мы обязатель-но Вам вернём». Не забуду сказат
«спасибо».
Я скажу: «Ксюша, у меня завтра день рождения. Я приглашаю тебя на праздник. Приходи,пожалуйста
Обязательно скажу время.
Я извинюсь перед друзьями.
Здравствуйте. Могу я купить тетради? Обязательно поблагода-
рю.
(самоопределение)
самостоятельная и
личная ответствен- 
ность за свои поступки;
(нравственно-этичес
кая ориентация)
навыки сотрудни –
чества в различных ситуациях, умение не создавать конфликты  и находить выход  из
спорной ситуации.
(нравственно-этическая ориентация)
навыки сотрудничества
Станция «ТОВАРИЩЕСКАЯ».
Замечательные поэты С.Маршак, 
А. Барто и  Б. Заходер  в  своих стихотворениях критиковали многие недостатки  школьников и рекомендова-ли избавляться от них. Прислушайтесь к их советам постарайтесь стать дисциплинированными и серьёзными учениками, настоящими товарищами, добрыми друзьями. Посмотрите инсце-
нировку из стихотворения Б. Заходера «Мы - Друзья».
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой.
(самоопределение)
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Не разольёшь!
1. С виду мы не очень схожи:
    Петька толстый,
    Я - худой.
    Не похожи мы, а все же
    Нас не разольёшь водой!
2. Дело в том, что он и я 
    Закадычные друзья!
    Всё мы делаем вдвоём.
    Даже вместе отстаём!
1. Дружба дружбою, однако
    И у нас случилась драка.
    Был, конечно, важный повод.
    Очень важный повод был!
    Помнишь, Петя?
2. Что-то, Вова, позабыл.
1.  И я забыл!
     Ну не важно! Дрались честно.
     Как положено друзьям!
    Я как стукну!  
2. Я как тресну!
1. А я как дам!
    Скоро в ход пошли портфели.
    Словом, скромничать не буду –
    Драка вышла хоть куда!
    Только смотрим - что за чудо?
    С нас ручьём бежит вода!
 2. Это Вовкина сестра
    Облила нас из ведра!
(Девочка делает вид, что обливает мальчиков из ведра.)
1. С нас вода ручьями льётся,
    А она ещё смеётся:
3.  - Вы действительно друзья !
    Вас водой разлить нельзя.
(нравственно-этическая ориентация)
навыки сотрудничать в разных ситуациях,
нмение не создават
конфликты и нахо-
дить выход из спор-
ной ситуации;
этические чувства прежде всего доброжелательность
и эмоционально-нравственная отзыв-
чивость.
Действительно ли был важный повод для драки?
Повод был несерьёзный, ребята даже не помнят из-за чего подра 
лись. А иногда невинная драка переходит на настоящую и тогда
друзья становятся врагами.
Улица «ДРУЖНАЯ».
Подходят ли пословицы к нашему занятию? Постарайтесь их запомнить, а главное применить их на дружбе.
1. Другу помогай всегда 
    И не страшны вам будут горе и беда.
2. Надо с другом дружить
    И тогда на свете легче будет жить.
3. От злого слова навек ссора.
4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей
5. Дракою прав не будешь.
6. Ссора до добра не доведёт.
Про кого так говорят?
Куда ни придёт, ссору заведёт.
Драчлив, как петух.
Приятно ли дружить с такими ребятами?
(самоопределение)
готовность и способ
ность обучающихся к саморазвитию;
(нравственно-этичес
кая ориентация)
навыки сотрудничества.
Итак, станция «КОНЕЧНАЯ».
Все вы, ребята,  должны оставаться друзьями. Когда вы закончите  школу, вы станете рабочими,  врачами, строите-
лями, космонавтами, капитанами.
Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет интересной.  Но  прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.  Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!
Слова: «До свиданья!»
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте»-
Щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, в школе, и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
Спасибо всем за внимание и выступление.
Я надеюсь, что наше занятие  вам понравилось и вы получили много полезных советов.
(Звучит песня «Дарите радость людям». Сл. Добронравова.
Муз. А.Пахмутовой.)
(смыслообразованиесамооценка на основе критериев успешности учебной деятельнос
Ти;
Целостный, социаль
Но - ориентировоч –
Ный взгляд на мир.
15