Конспект классного часа на тему «Вредные привычки и их влияние на здоровье».
Цели:
выяснить представления учеников о том, что является полезным или вредным для человека;
способствовать формированию у учащихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных;
показать вредное влияние табачного дыма на организм человека.
Ход урока:
организационный момент;
работа над новым материалом.
– Мы любим многое в нашей жизни: заниматься спортом и веселые игры, любим много путешествовать и каждый день узнавать что-то новое, любим успешно решать трудные задачи и получать отличные оценки. Однако одно условие, при котором все перечисленное возможно – это здоровье. Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья.
На свете есть много того, что помогает сохранить и укрепить здоровье человека, сделать его жизнь интересной, насыщенной, и есть то, что идет во вред здоровью и разрушает его.
– Знаете ли вы, что вредно, а что полезно для здоровья человека? Я буду показывать рисунки, а вы говорите, что вредно, а что полезно. (Дети записывают в тетрадь).
Полезно:
соблюдать режим дня;
соблюдать гигиену;
правильно и регулярно питаться;
заниматься спортом;
Вредно:
прогуливать занятия в школе;
грубить и не уважать старших;
сидеть много за телевизором или компьютером;
вовремя и самостоятельно делать уроки;
обязательно бывать на свежем воздухе;
делать утреннею зарядку;
следить за чистотой своей одежды и дома;
слушаться родителей и близких людей;
закаляться;
посещать кружки;
читать книги;
гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни;
пробовать незнакомые вещества;
есть чересчур много сладкого;
грызть ногти;
курить;
драться.
уметь вести себя в коллективе.
– Вот мы с вами разобрались, какие вредные и полезные привычки бывают у человека.
– А что такое привычка?
Привычка – это то, что мы совершаем почти, не задумываясь, действуя автоматически.
Например:
Дети: привычка одеваться, чистить зубы, заправлять свою постель.
– Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет его выполнять не задумываясь.
Игра «Привычка»
Учащиеся встают в круг, и если команде ведущего начинается со слова «Прошу», то выполняют различные движения.
В определенный момент учитель перед командой не произносит слово «Прошу» и тогда группа не должна выполнять его указание.
– Видите ребята, привыкнув выполнять команды, многие не сразу смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. Вот так и формируется в сознании привычка.
– А теперь посмотрим отрывок из мультфильма «Ну, погоди».
– Какую привычку вы увидели, ребята?
Дети: курение.
– Это вредная или полезная привычка?
Дети: вредная.
– Почему Вы так думаете?
Дети: потому что в сигаретах есть никотин.
– Как вреден никотин?
Дети:
Является ядом.
Влияет на работу мозга.
Приводит к привыканию.
Затрудняет доставку кислорода к мышцам и сердцу.
Учащает сердцебиение.
Поэтому, ребята, курящие люди не могут бегать, быстро начинают задыхаться, их сердцу тяжело, оно страдает и болеет.
Посмотрите на плакат «Легкие». Как вы думаете, которые из них легкие курильщика? (Дети: ……) Правильно. У некурящего легкие розовые и чистые, а у курящего они черные.
Просмотр документального фильма о болезнях: рак гортани, бронхит, туберкулёз лёгких….
Как вы думаете сигареты плохо влияют только на легкие?
Дети:
– Дым сигарет делает зубы и пальцы курильщиков желтыми.
– Изо рта курящего плохо пахнет.
– У курящего плохой аппетит.
– Курящий плохо различает вкус еды.
– Дым сигарет вызывает кашель
– Курящий человек становиться раздражительным, напряженным.
– Какие еще последствия, кроме вреда для здоровья, имеет курение?
Дети:
– Одежда и волосы курильщика плохо пахнут.
– Курение – частая причина пожаров.
– На сигареты тратиться много денег.
– В помещении появляется неприятный запах.
– Почему же люди курят?
Дети:
– Потому что трудно бросить.
– Никотин вызывает привыкание.
– Разумно не начинать курить вообще. Для того чтобы участвовать во многих интересных делах и событиях нужно хорошо себя чувствовать, быть здоровым и сильным. Курение несовместно со спортом, поэтому большинство спортсменов не курят.
– Сейчас мы посмотрим пьесу «Случай с Табаковым». И вы действительно убедитесь, что курение – это вредно.
Пьеса. «Случай с Табаковым»
Действующие лица:
Детектив – Догадкин.
Доктор – Горлов.
Свидетели: Смотряева, Гостеприимова, Поварова, Напряженов, Огонев, Запахов, Пальцев, Зубов, жена Табакова.
Действие пьесы происходит в офисе частного детектива Догадкина. Детектив сидит за столом, закинув ногу на ногу. Потом встает и записывает выводы на доске. Остальные сидят на стульях, стоящих в один ряд. По ходу действия детектив ходит туда-сюда. Актеры, реагируя на реплики своих коллег, могут охать и ахать там, где они считают нужным. Им также не воспрещается вскакивать со своих мест и жестикулировать.
Догадкин. Давайте познакомимся. Я частный детектив Догадкин. Попрошу всех присутствующих представиться.
(Каждый из присутствующих называет свою фамилию.)
Догадкин. Я занимаюсь расследованием трагического случая с Табаковым по просьбе его жены. Не исключено, что имело место покушение на убийство….
(Все, кроме доктора Горлова, издают удивленно-испуганные возгласы.)
Догадкин. Итак, вы все, господа, присутствовали вчера на вечеринке в доме Гостеприимовой. Прямо оттуда Табаков в бессознательном состоянии был увезен на «скорой помощи» в больницу. Где, к счастью, после оказания ему медицинской помощи он пришел в сознание. Но показаний пока давать не может. Так что, именно от ваших показаний зависит, как скоро я поймаю преступника. Свидетельница Смотряева, вы первая обнаружили потерпевшего. Что вы можете рассказать следствию?
Смотряева. Я вошла в комнату и увидела Табакова, который сидел в кресле с книгой в руке. Голова у него была опущена. Вначале я подумала, что он задремал. Но эта неестественная поза меня насторожила. Я позвала его жену и других гостей. Мы обнаружили, что Табаков без сознания, и тут же вызвали «скорую помощь».
Догадкин. Благодарю вас за показания. Теперь я хотел бы услышать, что скажет хозяйка дома Гостеприимова.
Гостеприимова. Я сразу поняла, что с Табаковым что-то неладно. У меня были потрясающие блюда: свежайшая ветчина, соленые грибочки, маринованные огурчики и помидорчики….. даже бутерброды с красной и черной икрой! И замечательные напитки! Широкий выбор. Но, знаете, Табаков не притронулся ни к чему. И был каким-то нервным…..
Догадкин. В такое действительно трудно поверить. Не попробовать такую вкуснятину…..У него что, совсем не было аппетита?
Гостеприимова. Совсем. Даже кусочка не съел….
Догадкин. Так и запишем…..(Пишет на доске.)
Отсутствие аппетита….Это, возможно, ключ к разгадке преступления. Продолжим опрос свидетелей. Свидетель Напряженов, что вы можете рассказать следствию?
Напряженов. Табаков показался мне то ли злым, то ли напряженным, то ли раздраженным, то ли чем-то встревоженным. В общем, его состояние мне не понравилось….
Догадкин. Так и запишем….(Пишет на доске.)
2. нервное состояние. …. Теперь слово свидетелю Огоневу.
Огонев. Мы разговаривали с Табаковым минут пятнадцать. И все это время он рассказывал мне о пожаре, который был в его квратире. Ужасная история! Почти вся мебель сгорела….Он, правда, не сказал, почему начался пожар. Только все время твердил: «Это моя вина…это моя вина….» радовался, что остался жив. Пожарные быстро приехали.
Догадкин. Пожар….Гм…..Это подозрительно! Так и запишем….(Пишет на доске.)
3. Пожар в квартире. …..Теперь послушаем, что скажет свидетельница Поварова.
Поварова. Я вообще не видела Табакова и не разговаривала с ним. Я весь вечер провела на кухне, помогала хозяйке готовить. У меня не было времени разглядывать гостей, а вот слышать – слышала….
Догадкин. Что же вы слышали?
Поварова. В течении долгого времени я слышала надрывный кашель за стеной. Я уже собиралась пойти спросить, не нужна ли помощь. Может быть, у кого-то приступ…Но тут хозяйка велела подавать гостям горячее и ушла в гостиную….
Догадкин. Какая комната находится рядом с кухней?
Гостеприимова. Та, где мы нашли Табакова….
Догадкин. Значит, кашлял Табаков. Так и запишем….(Пишет на доске.)
4. Сильный кашель. ….Да, случай начинает вырисовываться. Надо уточнить еще кое-что. Свидетель Запахов, что вы можете нам рассказать?
Запахов. Когда мы укладывали Табакова на носилки, я почувствовал ужасный запах. У него изо рта так противно пахло! Просто кошмар! Меня чуть не стошнило….
Догадкин. Очень важная деталь. Спасибо! Так и запишем…(Пишет на доске.)
5. Неприятный запах изо рта. …..Свидетель Пальцев, пожалуйста, ваше впечатление.
Пальцев. Я вошел в комнату сразу после того, как обнаружили Табакова. У него в руке была книга. Когда я забирал ее, то обратил внимание на пальцы. Они были желтые. Не ярко-желтые, не бананово-желтые, а такие, как старый, засохший майонез.
Догадкин. Спасибо, господин Пальцев. Ваши показания очень точные. Так и запишем….(Пишет на доске.)
6. Пальцы грязно-желтого цвета…..У нас остался последний свидетель, господин Зубов. Что вы можете сказать следствию?
Зубов. Табаков лежал в кресле с полуоткрытым ртом, и я обратил внимание на его зубы. Они были такие желтые! Вы хотели бы знать, какого оттенка был этот желтый цвет?
Догадкин. Нет-нет, спасибо, свидетель. Садитесь. Запишем…(Пишет на доске.)
7. Зубы желтого цвета……Так-так-так. Мне уже ясно, что случилось с Табаковым. Но по правилам расследования мы обязаны выслушать доктора Горлова, который осматривал потерпевшего. Будьте так добры, доктор, сообщите результаты обследования.
Горлов. Я осматривал господина Табакова в приемном отделении больницы. Поставил ему градусник, проверил пульс. Медсестра взяла кровь на анализ….
У пациента оказались учащенный пульс, пониженная температура, низкий уровень кислорода в крови. Когда он пришел в сознание, я назначил рентген легких. Вот заключение. (Протягивает Догадкину листок с заключением.) Оно написано медицинскими терминами, не буду его полностью читать. Основной вывод состоит в том, что легкие потерпевшего очень закопченные…..
Догадкин. Спасибо, доктор. Так и запишем….(Пишет на доске.)
8. Легкие закопченные. ….. Это окончательно проясняет дело. Теперь я точно знаю, что случилось с Табаковым. (Обращается к зрителям.) Теперь ваша очередь сказать, что же случилось с Табаковым….
(После того как все высказали свои версии, жена Табакова с трагическим видом делает вывод.)
Жена Табакова. Теперь я все поняла! Я поняла, что мой муж, Табаков, чуть сам не убил себя! Вернее, он медленно и постепенно убивал себя в течение тридцати лет. Ведь все эти годы он постоянно курил папиросы….
Обсуждение пьесы.
– Что случилось с Табаковым?
– Почему Табаков заболел?
Дети: Табаков был курильщиком табака и заболел от отравления никотином.
Физминутка: Я расту.
Для того, чтобы стать сильным и ловким, нужно много заниматься. В этом нам поможет магическое стихотворение.
Упрись в землю ногами,
Потянись к небу руками, Воздуха чистого вдохни, И мысленно болезни отгони.
Практические задания.
1.Составление правил.
Поработаем в группах. Я каждой группе раздам карточки со словами, вы из этих слов должны составить предложение.
Вместе с сигаретой сгорает и курящий.
Табак не кончается, курящий скончается.
Табак научит нищенству.
Дружба – дружбой, а табак врозь.
2.Как отказать непристойным предложениям.
Группам предлагается ситуации, требующие отказа, дети должны за несколько минут придумать слова отказа.
А) Взрослые ученики предлагают закурить сигарету.
Б) Незнакомый человек предлагает подвезти до дома.
В) В компании взрослые предлагают попробовать алкогольный напиток.
Итог.
– Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Дети: Курение подрывает здоровье человека, осложняет его отношения с некурящими людьми.
Счастливую полноценную жизнь может прожить только тот человек, который поддерживает здоровый образ жизни. Это можно представить в виде дерева жизни.
Дети поют песню «Закаляйся».
Сила воли – вот спасенье,
Вот всему преодоление,
Разгадали мы загадку:
Польза есть не в том, что сладко.
Антисиле, антиволеСажем «нет!» Сейчас и вскоре!