Диагностика уровня воспитанности младших школьников.



Методическая разработка
Диагностика уровня воспитанности младших школьников в творческом
объединении «Мастерская природы»
автор: Марьясова Нина Викторовна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр детского творчества»
города Абакана.

2016г.
Для диагностики уровня воспитанности при освоении программы я использую проведение социальных игр по теме: «Мы живем среди людей».
Сюда входят упражнения:
«Приветствуем друг друга».
«Обращение за помощью в разных ситуациях».
Тесты: «Правила поведения в транспорте, в гостях, на дороге».
Игры коммуникативные для младших школьников: «Пресс-конференция», «Сюрприз»,
«Коробка переживаний», «Пианино», «Передай эмоцию».
Игра немецкого психотерапевта и социолога Гюнтера Хорна «Семейные секреты».
Игра развивает умение внятно объяснять мотивы, причины и содержание своих поступков. Кроме того, в процессе игры участники начинают осознавать свои чувства, что редко происходит в обычной жизни. В силу возраста ребенку сложно видеть причины и последствия поступков, поэтому играя, он учится осмысливать своё поведение, поведение других людей и сравнивать их с общепринятыми нормами.
Любая конструктивная игра демонстрирует образцы целенаправленного социального поведения. В игре происходит переход от воспитания к самовоспитанию естественно и незаметно.
Все методы работы, применяемые мною в воспитании учащихся, носят общий реабилитационный характер:
- дети становятся спокойнее и терпимее к другим;
- расширяются контакты детей между собой и взрослыми;
- появляется уверенность в себе, в своих силах;
-развивается собственная активность и желание посещать занятия.
Сюжетно-ролевые и театрализованные игры - основа обучения и развития детей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых.
Для развития самосознания детей с можно порекомендовать следующие игры:
1)игра в школу
Ребенок всегда наделяет персонажей игры качествами, присущими ему самому или его окружению. В данной игре пусть ребенок будет «учителем», а взрослый – «учеником». На этом этапе задача взрослого – выяснить, как ребенок интерпретирует учителя («плохой» - «хороший», «хвалит» - «ругает»).
Следующий этап: моделирование ситуации. Нужно показать ребенку, как можно изменить существующее положение.
2)игра «Моя семья»
Пусть ребенок выберет, кем он будет: «мамой», «папой», «ребенком» и т. д. Задача взрослого – постепенно подвести игру к тому, чтобы ребенок выбрал себе роль «взрослого» (т. к., дети с склонны интерпретировать себя, как более младших по возрасту).
Далее стоит понаблюдать, какими качествами ребенок наделяет «взрослого» и смоделировать ситуацию, если это необходимо;
3)игра «Почта»
Взрослый выступает в роли «почтальона», ребенок – «адресата». «Посланием» может служить игрушка, конфета и т. д.. Задача ребенка – описать себя так, чтобы «почтальон» его нашел. Взрослый должен направлять ход игры, задавать наводящие вопросы (например, ребенок говорит о себе: «это мальчик с голубыми глазами», взрослый отвечает: «Наш сосед? У него голубые глаза» и т. д.). Постепенно ребенок даст себе характеристику, научится «видеть» себя;
4)игра «Профессия»
Пусть ребенок выберет себе «профессию», а взрослый будет его «клиентом» (например, если ребенок – «врач», то взрослый – «пациент» и т. п.). Каждый раз нужно менять «профессию», а потом спросить, кем ему больше понравилось быть и почему. Если какая-то профессия получает негативную окраску (например, стоматолог), то можно смоделировать ситуацию по-другому;
5)игра в эмоции
Нужно попросить ребенка выполнить следующие действия:
а)нахмуриться; 
-как осенняя туча;  - как рассерженный человек;  - как злая волшебница; б)улыбнуться; -как кот на солнце;  - как само солнце;  - как Буратино;  - как хитрая лиса;  - как радостный человек;  - как будто он увидел чудо; в)позлиться
-как ребенок, у которого отняли мороженое;  -как два барана на мосту;  -как человек, которого ударили; г)испугаться; -как ребенок, потерявшийся в лесу;  -как заяц, увидевший волка;  -как котенок, на которого лает собака; д)устать; -как папа после работы;  -как человек, поднявший большой груз;  -как муравей, притащивший большую муху; е)отдохнуть; -как турист, снявший тяжелый рюкзак;  -как ребенок, который много потрудился, но помог маме;  -как уставший воин после победы.

Психологическая игра Гюнтера Хорна Разработал: детский и подростковый психотерапевт Гюнтер Хорн, г. Карлсруэ, Германия
Адаптация в России: Е.В. Трофимова
Правила игры
Игра для детей латентного возраста (от 8 до 12 лет) для игры с отдельными детьми, с группами детей или семьями с целью развития “эмоциональной” и социальной компетенции. (Игра предназначена для детей, которые уже умеют читать. Однако в нее могут играть и более младшие дети, если помогать им читать карточки.)
Перемешанные карты кладутся на середину стола. Участники игры по очереди берут по одной карте и зачитывают ее вслух. Если участник игры считает, что прочитанное ему подходит, он сохраняет себе эту карту. Если он считает, что содержимое карты больше подходит какому-то другому участнику, он передает ему карту и пытается это обосновать. Если этот участник считает, что карта ему не подходит, он передает ее дальше другому участнику или кладет в отдельную стопку - “корзину для мусора”. Когда все карты распределены, участники зачитывают вслух все свои карты. Если кто-то считает, что ему более важна какие-то другие карты, чем свои собственные, он может попросить обменять их.
Особенность этой игры заключается в том, что ребёнок в ней знакомится с особенностями своей личности , так и партнеров по игре.
Игру можно дополнить дополнительными карточками.
Если в автобус входит старый или больной человек, я уступаю место. Я думаю, что моим родителям иногда стыдно со мной. Когда мои родители еще были детьми, им жилось лучше, чем мне.
Чтобы заработать деньги на карманные расходы, я бы не прочь подработать. Прежде чем зайти в комнату родителей, я стучусь. Мне легко найти друга или подругу.
Иногда я чувствую ярость, но не могу ее никак выразить. Взрослые часто раздражают меня. С чужими людьми я ни за что никуда не пойду.
Иногда мне доставляет удовольствие жульничать во время игры. Я часто бываю не в духе. Часто я говорю больше, чем другие дети.
Если вам дарят домашнее животное, то за ним нужно самому ухаживать. Я экономлю деньги на карманные расходы. Мне хотелось бы иметь подругу, которая играла бы только со мной.
Иногда мне бывает трудно смотреть взрослому при разговоре в лицо. Если кто-то плачет, я хочу им помочь. Если я очень разозлюсь, мне нужно много времени, чтобы успокоиться.
Если мне не напоминать о работе по дому, я о ней забываю. Зубного врача я ни капельки не боюсь. Я люблю списывать уроки.
У учителя, который следит за порядком в классе, я чувствую себя уверенно. Я люблю животных. Мне нравится, когда в классе тихо и спокойно.
Лучше сначала сделать уроки, а потом играть. В основном у меня хорошее настроение. После пользования туалетом я очищаю унитаз при помощи щетки.
Если я что-то хочу и не получаю этого, я злюсь. Я с удовольствием помогаю маме. Если извиниться за свою вину, то на душе становится легче.
Меня беспокоит, что я слишком много ем. Я никогда не хлопаю дверью. Если другие дети громко кричат, я тоже шумлю.
Мне бы не хотелось, чтобы мой друг или моя подруга дружили еще с кем-нибудь другим. Мне все время кажется, что я не умею хорошо рисовать. Если я плачу, то я боюсь, что надо мной будут смеяться.
Найти другу или подругу тяжело. Большинство людей в мире живет лучше, чем мы. Если мне кто-то говорит, что ко мне хорошо относится, я смущаюсь.
Мне бы хотелось каждый день совершать хороший поступок. Я люблю много смотреть телевизор Если бы мне хотелось узнать, как появляются дети, я никого не решусь об этом спросить.
Я и теперь люблю делать что-нибудь вместе с папой. Я часто прихожу домой очень поздно. Когда мои родители еще были детьми, им жилось хуже, чем мне.
Быть единственным ребенком в семье хорошо. Сладостей мне всегда мало. Мне бы больше хотелось поиграть с родителями, чем смотреть телевизор.
Когда я вырасту, я всегда буду участвовать в выборах. Я стараюсь не ябедничать. Я боюсь даже мысли, попасть когда-нибудь в больницу.
Если я получаю плохую оценку, мне даже не хочется дальше учиться. Переходить в другую школу мне кажется ужасным. Когда я спешу, я даже могу перейти улицу на красный свет.
Если папа мне в чем-нибудь отказывает, я пробую получить это от мамы. В основном у меня хорошее настроение. Если мои родители захотели бы развестись, мне было бы плохо.
Иногда у меня бывает плохое настроение, а я не знаю почему. Я не сплетничаю о других. Если другого ребенка хвалят, мне тоже хочется, чтобы меня похвалили.
Когда находишься один в комнате, можно даже поковырять в носу. Я всегда хочу быть первым. Иногда мне бывает плохо, а я не знаю, с кем об этом можно поговорить.
Если мне кто-нибудь не нравится, я всё равно веду себя по отношению к нему корректно и подобающе. Мне больше нравится играть с девочками. Если учитель мне не нравится, то я особенно и не стараюсь выполнять его задания.
Когда папа спит, я веду себя тихо. Каждое утро я сам убираю свою постель. Если меня что-то беспокоит, то я знаю, кому об этом рассказать.
Иногда меня охватывает такая ярость, что я потом об этом сожалею. Я такой ребенок, который очень много смеется. Есть более старшие дети, которых я боюсь.
Если мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали. С чужими вещами я обращаюсь очень осторожно. Я обычно говорю меньше, чем другие дети.
Ради моего друга или подруги я даже могу что-нибудь украсть. Я чищу зубы каждый день. К нерусским людям я отношусь так же доброжелательно, как и к русским.
Когда мама готовит вкусную еду, я обычно забываю ее за это похвалить. Мне уже приходилось что-то украсть. Карманные деньги я обычно сразу же трачу.
Мне хотелось бы побольше узнать, что мы можем сделать для сохранения природы. Я беспокоюсь, что я слишком мало ем. Плохие оценки не приводят меня в уныние.
Я не люблю телевизионные передачи, где показывают много убийств и смерть. Мне неловко плакать при других людях. Мне больше хотелось бы что-нибудь поделать вместе с другими детьми, чем смотреть телевизор.
В основном мои высказывания бывают более сдержанными, чем у других. Мои родители могут обо мне не беспокоиться. Я люблю, когда мама укладывает меня в постель.
Мне бывает трудно извиниться за мою вину. Быть взрослым лучше, чем ребенком. Когда другие дерутся, я пытаюсь их разнять.
Я хочу иметь хорошие оценки и по тем предметам, которые преподает нелюбимый учитель. Если другие на меня кричат, то я все равно остаюсь спокоен. Если у меня возникают вопросы о сексе и отношениях между мужчиной и женщиной, я никого не решаюсь об этом спросить.
Если хвалят других, мне тоже хочется получить признание. Когда мама что-нибудь для меня делает, я ее за это благодарю. Я бываю доволен и удовлетворительными оценками.
Большинству людей в мире живется хуже, чем нам. Мне бы хотелось иметь еще брата или сестру. Иногда со мной что-то случается, отчего мне бывает стыдно.
Мне тяжело медленно спускаться по лестнице. Чистить зубы мне тяжело. Я люблю смотреть фильмы, где есть убийства и покойники.
Если мама говорит по телефону, я ей не мешаю. У меня часто бывает плохое настроение. Я говорю в основном больше, чем другие в моем возрасте.
Мне бы хотелось, чтобы родители помогали мне делать домашние задания. Если мне кто-нибудь нравится, я могу ему это показать. За то, что мама для меня делает, я часто забываю ее поблагодарить.
Часто я накладываю на тарелку больше еды, чем я могу потом съесть. Вставать по утрам я не люблю. В некоторых ситуациях мне бывает себя жалко.
Я считаю неправильным кидать на улице окурки и мусор. Я не выдаю других детей. Мои ноги часто хотят мчаться гораздо быстрее, чем можно.
Когда я играю, я всегда соблюдаю правила игры. Когда мама готовит вкусную еду, я ее хвалю. Мне кажется, что взрослым хорошо иметь мужа или жену.
Когда я кашляю, я прикрываю ладонью рот. За столом я редко сорю. Мне всегда хочется болтать ногами, когда я сижу на стуле.
Когда, другие говорят, то я не перебиваю, а говорю только тогда, когда они закончат. Я думаю, что мои родители иногда мною гордятся. Нетрудно подать другому человеку руку, чтобы поздороваться.
Когда я говорю что-то важное, то я размахиваю руками. Мне бы хотелось писать более красиво. Если вечером я выхожу из комнаты, то я выключаю свет.
Если вокруг шумно, то я тоже становлюсь возбужденным и шумным. Мне бы вообще-то хотелось еще больше играть с папой. Прежде чем зайти в комнату моей сестры, я стучусь.
Выводить из себя учителя доставляет мне удовольствие. Мне больше нравится быть с мальчиками. Проигрыш в игре меня не особенно расстраивает.
Для меня важно, чтобы у меня были чистые ногти. Мне часто бывает страшно. Я боюсь, что у нас тоже может начаться война.
Мой рот часто хочет говорить больше, чем хотелось бы другим людям. Иногда мне нужно думать о смерти. Мне бы хотелось позже ложиться вечером спать.
Мне уже приходилось что-то брать без разрешения. Иногда я злюсь на самого себя. Я гораздо больше получаю удовольствий, если я уже закончил свою работу.
Я могу также радоваться успехам моих одноклассников, не завидуя им при этом. Я часто спешу и суечусь. Если другим людям плохо, я хочу им помочь.
Если мама отказывается выполнить мое желание, я обращаюсь к папе. Я хочу делать свои уроки самостоятельно. Я знаю больше приятных   и приветливых людей, чем хмурых и неприветливых..Иногда мне бывает страшно, что я могу потерять моего папу или маму. Я не хочу видеть покойников. Я люблю, когда мне говорят, что я кому-то нравлюсь.
Если другие дети громко кричат, я все равно сохраняю спокойствие. Мне бы хотелось еще раз стать маленьким. Выполнение домашних заданий я часто стараюсь отложить.
Для меня важно вести себя так, чтобы моя совесть была чиста. Мне тяжело спокойно сидеть за столом. Когда хвалят другого ребенка, я радуюсь вместе с ним.
Если другой ребенок выбрасывает хлеб, я ему говорю, что так не поступают. Я боюсь зубного врача. В своей комнате я убираюсь самостоятельно.
Я встаю по утрам самостоятельно, и будить меня не нужно. Мне часто нравится одиночество. Ради сохранения природы я могу пойти пешком, вместо того, чтобы ехать на машине.
Ради сохранения природы я могу пойти на неудобства. Я никогда не выбрасываю хлеб. Если ко мне пристает другой ребенок, я не умею хорошо защищаться.
Мне больше нравится быть с девочками. Я иногда боюсь старших детей. Если мои родители сорятся, я пытаюсь их примирить.
Когда другие дерутся, я не вмешиваюсь. Вообще-то мне бы хотелось еще больше делать что-нибудь вместе с мамой. Мне хотелось бы иметь хорошие оценки по поведению.
     
Коммуникативные игры для младшего школьного возраста.
Родители знают, что с маленькими детьми часто возникают различные психологические проблемы. Дети не реже взрослых страдают от непонимания, страха или банальной застенчивости. Все подобные проблемы возникают от невнимания, а виноваты в этом взрослые. Однако в их силах помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Нужно только стремиться к этому, стараться подавить стеснительность, свойственную в той или иной степени всем детям. Однако не следует и перегибать палку, воспитывая в ребенке личность. Во всем нужна мера, и в тем большей степени это касается психологического воспитания.
«Пресс-конференция»
Цели: развивать  навыки  эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с  другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.
Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.
Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.
Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками?  За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.
 
«Ролевая гимнастика»
Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.
Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения.
Предложить рассказать стихотворение:
1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».
2. Как иностранец.
3. Шепотом.
4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».
Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …
Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.
Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …
Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …
Рассмеяться, как:  добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …
 
«Сюрприз»
Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.
Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это сюрприз. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «сюрприз».
Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)
 
«Мои хорошие качества»
Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.
Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. ( Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)