Конспект урока математики. Знакомство с диаграммой. 3 класс


Тема: Знакомство с диаграммой.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: знакомство с линейными и столбчатыми диаграммами как одним из способов представления информации
Задачи:
Познакомить с понятиями линейная и столбчатая диаграмма
Учиться читать и записывать информацию с помощью диаграмм
Развивать логику мышления, формировать умения работать с информацией, развивать интерес к предмету
Воспитывать чувства товарищества
УУД
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
преобразовывать информацию из одной формы в другую
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
Личностные результаты:
придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей
в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Оборудование: презентация для интерактивной доски, схемы диаграмм, иллюстрации.
Ход занятия:
№ п\пЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 ОргмоментПриветствие. Поздороваться друг с другом пальчиками, потом локтями, спинками. Настроиться на урок.
Разминка для ума.( индивидуальная работа)
Задание повышенной трудности:
Решить пример, соблюдая порядок действий
20+4*6:3-13 = 5
Задание базового уровня:
Решить примеры:
7*3= 21 (у)
19*1=19(с)
57-40=17 (п)
42:7= 6 (е)
16+7= 23 (х)
Самопроверка. Каждому ответу соответствует буква. По какому признаку выбраны эти буквы.(место в алфавите).
Посмотрев на результаты примеров, что вы можете пожелать себе на этот урок?
( оценок 5 и успеха)
Самооценка:
-У вас на парте лист самооценки. После выполнения задания оцените себя, постройте прямую линию в соответствии с оценкой (демонстрация на доске).

5
4
3
2

№1 № 2 №3 №4 №5 Приветствуют гостей. Приветствие друг друга.
Индивидуальная работа по карточкам
Самопроверка
Самооценка
2 Постановка проблемы Задание №2: Задача.
Дочери 5 лет, она в 5 раз младше отца, в 6 раз младше матери и в 2 раза младше своего брата. Нарисуй схему к задаче.
-Перед нами условие задачи. Мы изобразили в виде схемы. Самооценка.
-А хотите и вы научиться по-разному записывать информацию- условие задачи? 1ученик чертит схему на доске, остальные в РТ.
-Да.
3 Постановка цели и задач на урок - Итак, какова же цель сегодняшнего урока? ( Чему мы должны научиться на уроке?)
Откройте учебник на стр. 90.№274
Условие нашей задачи представлено в виде рисунка, который называется диаграмма.
- Выполнение задания № 274 (вопросы к задаче)
- Мы сегодня будем говорить о диаграммах. ( запись на доске Диаграмма назвать орфограммы)
- Значит, мы сегодня должны учиться читать…(подсказывайте) диаграммы . А для этого мы познакомимся с видами диаграмм, потренируемся в их составлении. - Цель урока – учиться по-разному записывать информацию.
4 Знакомство с новым видом записи информации - диаграммой - Ребята, диаграмма – это схема. Она может быть в виде линий, столбиков, круга и т.д.
- В учебнике перед вами столбчатая диаграмма.
- Вот, например, как будет выглядеть условие нашей задачи в виде кольцевой диаграммы… (слайд)

- Чем на диаграмме отличается информация о возрасте членов семьи?
- А как по диаграмме определить, кто старше или младше?
- Значит, на диаграмме разные информации отличаются по двум признакам. Каким?
- Ребята, а как будет выглядеть наше условие к задаче в виде других диаграмм? -Она отличается размерами столбиков.
- Она отличается цветом.
( по цвету и размерам)
5 Актуализация знаний Задание№3:
выяснить, как будет выглядеть условие нашей задачи в виде других диаграмм.
Определите, где на диаграмме обозначены члены семьи и подпишите их в рамочках.
- Вы будете работать в парах. Какое основное правило работы в парах вы знаете?

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. По одному представителю пары к доске…(проверка по сигнальным карточкам). Самооценка.
- Итак со сколькими видами диаграмм мы познакомились? - Надо работать дружно.
Ребята работают в парах.
6 Построение столбчатой диаграммы. Устный счет. Акция «Аллея России. Растения претенденты:
дуб
клен
ромашка
чубушник
спирея ВангеттаЗадание №4- А сейчас мы проведем голосование и построим еще одну диаграмму. Каждому растению соответствует свой цвет. Сделайте выбор и приклейте свой цвет снизу вверх
- Мы составили диаграмму в виде чего?
-Столбик какого растения получился самый высокий?
Это мнение нашего класса. Растением победителем является ромашка. Именно этот цветок будет посажен в крымском заповеднике. Самооценка. - В виде столбиков
7 Решение обратной задачи: перевод информации из диаграммы в текст. Первичное закрепление. Задание №5 «Ромашка»
- Вы будете работать в группах. Какое основное правило работы в группах вы знаете?
Взять лепесток ромашки с заданием:
Провести исследование. Изучить данные в таблице. Построить столбчатую диаграмму.(ширина столбика 1 клеточка)
Группа 1 Группа 2

Выявленные заболевания Количество
учащихся
нарушение осанки 10
нарушение зрения 3
практически
здоровы 7
Результаты контрольной работы по математике Количество
учащихся
«5» 7
«4» 9
«3» 4
Группа 3Группа 4
Состояние облачности в ноябре 2014 г. Количество
дней
пасмурно 10
переменная облачность 15
ясно 5
Планеты солнечной системы Количество спутников
« Марс»
2
«Нептун» 8
«Юпитер» 16
Группа5Группа 6
Животный мир Продолжительность жизни
ласточка
9 лет
летучая мышь
5 лет
белка 7 лет
Композитор Количество опер
С. С. Прокофьев
11
П.И. Чайковский 10
М.И. Глинка 2

- Анализ результатов исследования. (документкамера).
Самооценка.
Дети работают в группах.
8 Рефлексия - Подходит к концу наш урок. Достигли ли мы с вами поставленной цели?
-Смогли ли мы её достигнуть?
- Почему вы так считаете? Какие задачи мы выполнили?
- -Поможет ли вам эта тема в жизни? Как?
Обратите внимание на свой лист самооценки. На что он похож ( диаграмма) . такой вид диаграммы называется линейный. Оцените свою работу на уроке.
Врачи кардиологи каждый день встречаются с диаграммой ( это схема работы нашего сердца). Посмотрите как работает сердце музыканта. (видеоролик).
9 Д\з стр. 92 №277