«Обучение чтению как виду речевой деятельности в условиях ФГОС»
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72
с углублённым изучением отдельных предметов
Доклад
учителя английского языка
Кусакиной С.И.
по теме самообразования
«Обучение чтению как виду речевой деятельности в условиях ФГОС»
Г.Ульяновск
Чтение – это процесс расшифровки графического сообщения с целью понимания этого сообщения и определения смысла содержания этого сообщения. Чтение – это один из наиболее важных способов получения информации. Оно занимает значительное место в жизни современного образованного человека. Чтение – это также одна из форм письменного общения, что в свою очередь обеспечивает передачу жизненного опыта человечества, накопленного в различных и разнообразных сферах и ситуациях жизни. Чтение способствует развитию познавательных функций психики, а так как в процессе овладения иностранным языком тренируются различные приемы запоминания, формируется филологическое мышление, расширяются знания об окружающей действительности, именно чтение является основой для развития этих умений. Чтение - это цель и, одновременно средство обучения иностранному языку, а целью обучения чтению, в сою очередь, является овладение учащимися умением читать на иностранном языке, которая является одной из практических целей изучения иностранного языка, как дисциплины в целом.Следует рассмотреть виды чтения:1) Ознакомительное (это вид чтения, при котором объектом внимания читателя становится весь текст, и его задача – извлечение главной, основной информации)2) Изучающее (это вид чтения, требующий полного, глубокого понимания текста, его осмысление и анализ)3) Поисковое ( это вид чтения, задачей которого является поиск определенной информации в тексте, причем осмысления текста и логики его построения не требуется)4) Просмотровое (это беглое выборочное чтение, целью которого является получить общее представление о тексте или о ряде вопросов, которые он затрагивает)5) Ценностно – ориентационное (это вид чтения, направленный на использование результата чтения в других видах речевой деятельности)6) Познавательное (это вид чтения, направленный на получение информации с текста)7) Регулятивный (это вид чтения с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с текстом)Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности, так как оно не только создает правильную ориентацию обучающихся, но и способствует более быстрому формированию необходимых речевых умений на иностранном языке. Мы используем чтение преимущественно в этой функции: с помощью текстов мы знакомим с новым языковым материалом, используем тексты для подготовки пересказов, выражения мнений, ответов на вопросы и многих других заданий. Универсальность работы с текстом заключается в том, что текст представляет собой опору для развития коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.Большинство современных школьников не считают чтение полезным и увлекательным занятием. Снижение интереса к чтению, замена печатного формата информации на компьютерную негативно отражаются на уровне образованности и качестве образования. Мои личные наблюдения и опыт показывают, что учащиеся часто оказываются беспомощными перед текстом, даже не приступив к работе над ним. Чтение выступает как цель обучения, предусматривающая формирование и развитие всех видов чтения и основных УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных, и в свете требований действующей нормативной образовательной базы, ФГОС, соответствует формированию личностных УУД и достижению личностных результатов обучения. Процесс формирования познавательных УУД заключается в том, что работа с текстом формирует читательскую культуру и информационную компетенцию, развивает исследовательские умения, умения обобщать, выделять главное, реферировать и структурировать информацию. Успешная реализация коммуникативных УУД связана с выполнением интегрированных коммуникативных (направленных на развитие навыков говорения, письма, аудирования) заданий. Процесс формирования регулятивных УУД связан с определением смысла чтения для себя, рационального планирования и оценки, а также с повышением интереса и мотивации, проявлением волевого усилия, осознанием качества. Таким образом, чтение становится опорой для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.Стратегия развития навыков чтения и формирование всего спектра УУД предполагают сбалансированную отработку всех видов чтения и алгоритма выполнения дотекстовых, собственно текстовых и послетекстовых заданий. Правильно организованное обучение чтению выполняет следующие функции:1. Самостоятельность. 2. Развитие навыков письма, говорения и аудирования.3. Воспитательные цели (нравственность, мировоззрение, ценности).4. Познавательная функция.5. Привитие любви к чтению.При работе с текстами на уроке преподавателю требуется учитывать виды чтения, их особенности, цели и задачи, поставленные к работе с данным текстом.Я использую виды чтения на своих уроках в зависимости от поставленной цели и задач урока, от места урока в теме, а также учитываю возраст и уровень подготовки детей.При работе с текстом возможны следующие варианты заданий: 1) Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.2) Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль, главную идею этой части.3) Прочтите текст и перечислите вопросы, факты, освещаемые в нём.4) Прочтите текст и передайте его основную идею, основную мысль несколькими предложениями.5) Прочтите текст, будьте готовы ответить на вопросы по основному содержанию текста.6) Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.7) Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.8) Составьте вопросы к тексту, поработайте в парах «вопрос - ответ».9) Подготовьте план пересказа текста, к каждому пункту плана подберите несколько слов, словосочетаний, предложений.10) Поясните главную мысль текста своими словами.11) Выразите личное мнение о тексте.12) Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.13) Назовите основные проблемы, затронутые в тексте.Кроме того, к прочитанному тексту могут быть составлены дополнительные задания на понимание и запоминание текста:1. Расположите слова в предложениях в правильном порядке.2. Ответьте «правда», «неправда», «неизвестно».3. Вставьте в предложения пропущенные слова.4. Составьте предложения из предложенных слов.5. Поставьте фразы диалога в правильном порядке.6. Переставьте буквы так, чтобы получились слова, вставьте их по смыслу в предложения.7. Поставьте глаголы в предложениях в правильную форму.8. Найдите синонимы, антонимы к предложенным словам в тексте.9. Найдите эквиваленты к выделенным словам.Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым для большинства людей. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей.Опыт показывает, что представленные формы работы с текстом, используемые с учетом возрастных особенностей и уровня языковой подготовки обучающихся, способствуют овладению приемами чтения, повышают уровень общего речевого развития. Но самое главное, на мой взгляд, что определяет ценность такой стратегии работы с текстом, - это изменение отношения к сложному предмету как доступному и увлекательному!
Но существуют некоторые проблемы в обучении младших школьников на английском языке.
Учащиеся младшего школьного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
Основой при обучении иностранному языку в начальных классах, вне всякого сомнения, является обучающая игра, поскольку в игре наиболее полно и порой с неожиданной стороны проявляются способности ребенка, с её помощью легко преодолевается психологический барьер в общении на иностранном языке.
Основными задачами обучения чтению на английском языке в начальной школе являются:
- прочное усвоение буквенно-звуковых соответствий;
- формирование технических навыков чтения (техника чтения), в частности скорости чтения;
- формирование навыка соотнесения графического образа слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
- формирование основ коммуникативного умения читать.
Дети овладевают звуками, интонацией, словами, грамматическими формами, выполняя речевые действия с языковым материалом и решая разнообразные задачи общения. Все формы и виды общения взаимодействуют друг с другом, и обучение им также осуществляется взаимосвязано: дети читают то, что усвоено в устной речи (слушании и говорении), рассказывают о том, что они читают.
В процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей. Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличных от родного языка, формирование навыка звуко-буквенных и буквенно-звуковых соотнесений, синтагматического чтения. Необходимо тщательно работать над техникой чтения вслух, так как учебные действия формируются сначала во внешней речи, а затем переводятся во внутренний план. Важно скорее подвести к этапу целостного восприятия блоков слов, иначе пословное чтение будет тормозить понимание содержания. Овладение техникой чтения сопровождается умственной работой по смысловому распознанию зрительных форм, значит необходимо обучать технике чтения на знакомом материале с элементами новизны. Обучение технике чтения на иностранном языке должно осуществляться на хорошо известном лексическом материале, уже усвоенном в устной речи. А это достигается в результате проведения устного вводного курса, устного опережения. Устное опережение помогает в содержательном плане, то есть учащиеся должны понимать то, что они читают, но практически не помогает в процессуальном плане. Многочисленные факты расхождения между графемно-фонемными системами родного и иностранного языков, расхождения в произнесении одной и той же буквы в различных буквосочетаниях, а также случаи разного графического изображения одного и того же звука имеют место в английском языке. Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями языка. В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного материала. Таким образом, проблема обучения чтению младших школьников является одной из ключевых проблем, требующих особого внимания при выборе обучающих методик и материалов.
В процессе овладения чтением необходимо преодолеть массу трудностей. Для этого учителю следует вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, создавая различные ситуации речевого общения, где у учащихся происходит накопление и расширение лексического словаря, как базы для успешного овладения чтением.
В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок.
Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача.