Урок-конференция на тему Ученые химики во имя Победы (8-11 класс)
Ученые-химики во имя Победы…
Конференция 9–11 классов
Цель:
1) Ознакомить учащихся с вкладом ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, показать патриотизм и героизм людей науки;
2) Раскрыть вклад химической науки и промышленности в повышение обороноспособности нашей страны в годы Великой Отечественной войны.
3) Показать личный вклад отдельных ученых, инженеров в победе ВО войне;
5) Воспитать чувство благодарности к поколению фронтовых лет,
патриотизм и гордость за героическое прошлое нашей страны.
Материалы внеклассного мероприятия можно использовать не только во время мероприятия, а также на уроках химии 8-11 классах, для научно- практических конференций учащихся, при оформлении классного уголка и кабинета химии.
Подготовительный этап.
• За 2–3 недели до конференции ученикам 9–11-х классов предлагается написать доклады на тему «Вклад ученых-химиков в дело победы советского народа в Великой Отечественной войне». Выдержки из этих докладов будут использованы в материалах конференции.• Провести конкурс плакатов по теме «Мы за мир!».• Подготовить плакаты с высказываниями известных ученых о Великой Отечественной войне, о защите Родины.
Оформление зала.
• Транспарант из двух листов ватмана «Посвящается 70-летию Победы над фашистской Германией».• Плакат «Защита Родины, изгнание врагов из ее пределов есть защита культуры и прогресса, науки и искусства, света и разума» (академик В.Л.Комаров).• Плакат «В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина» (академик А.Е.Ферсман).• Плакаты (рисунки) на антивоенную тематику.
Оборудование. Компьютер проектор экран
Проведение конференции
Звучит «Довоенный вальс» (музыка Аедоницкого, слова Ф.Лаубе)
Первый чтец.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
(Степан Щипачев)
Второй чтец.
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
(Александр Твардовский)
Первый ведущий. Год 1941. 22 июня… От Советского Информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города».
Звучит песня «Священная война» (музыка А. Александрова, стихи В.Лебедева-Кумача). На фоне песни звучат стихи.
Первый чтец.
Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокрылых берез,
И эти студеные реки,
У плеса которых ты рос,
И темная роща, где свищут
Всю ночь напролет соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои.
И синий ласкающий воздух,
И крепкий загар на щеках,
И деды в андреевских звездах,
В высоких седых париках.
И рожь на полях непочатых.
И эта хлеб-соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола.
И фрески Андрея Рублева
На темной церковной стене,
И звонкое русское слово,
И в чарочке пенник на дне.
И ливни - такие косые,
Что в поле не видно ни зги…
Запомни: все это - Россия,
Которую топчут враги…
(Дмитрий Кедров)
Второй чтец.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
(Анна Ахматова. «Мужество»)
Ведущий 1. Течёт река времени. Минуло уже много лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Отгремели победные залпы мая 1945 –ого. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов и деревень, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталась не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданием миллионов людей. В наши дни часто можно слышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?» Но вправе ли мы забывать об уроках войны, забывать о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину, пропал без вести в страшных пучинах войны. Вправе ли мы забывать горе тех, кто потерял отца, мужа, сына, дочь, мать? Того, кто не щадя своей жизни, здоровья боролся за наше сегодняшнее завтра?
Ведущий 2. Рабочий, инженер, колхозник, учитель, врач, шахтёр, писатель, поэт, художник, учёный – все встали в один ряд защитников Отечества.Давайте сегодня поговорим об одних из тех, кто внёс свой вклад в общее дело Победы. Это химики - учёные, инженеры, те, кто «приближали День Победы как могли»
Ученые должны были создавать новые способы производства самых разных материалов: взрывчатых веществ большой взрывной силы, топлива для реактивных снарядов «катюш», высококачественных бензинов, каучука, легирующих материалов для изготовления броневой стали и легких сплавов для авиационной техники, лекарственных препаратов для госпиталей...
. Ведущий 1. Кто про химика сказал: «Мало воевал»,
Кто сказал: «Он маловато крови проливал?»
Я в свидетели зову химиков-друзей,-
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией родной пел в одном строю,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько полегло на них молодых парней….
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.
З.И. Барсуков
Ведущий 2. 23 июня 1941г. состоялось внеочередное расширенное заседание президиума Академии наук СССР, на котором было принято решение — направить все силы и средства для обеспечения победы над фашизмом. На антифашистском митинге советских ученых 12 октября 1941 г. академик А. Н. Фрумкин выступил с речью, в которой произнес: «Советские химики призывают ученых всего мира использовать свои знания, свой изобретательский гений для борьбы с фашизмом. Перед лицом фашистской опасности, памятуя о возможности новых злодеяний, как, например, применение отравляющих веществ, не может быть и речи о науке для науки, о науке, которая остается нейтральной. Чтобы люди могли дышать и мыслить, сейчас нужно решить только одну задачу — уничтожить фашизм».
Ведущий 1. 28 июня 1941 г. (через шесть дней после начала войны) Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству... Все, кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен».
Ведущий 2. В связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы страны потребовалась перестройка всей экономики этих районов. Необходимы были новые сырьевые ресурсы. Основной военно-промышленной базой страны стал Урал.
Быстрыми темпами развернулось строительство химических заводов. При активном участии ученых-химиков научных центров Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии в 1943 г. было выпущено химических продуктов для военных нужд больше, чем в довоенное время. Так, вдвое увеличилась выработка наркозного эфира, в 1,5 раза – новокаина, в 7 раз – хлорэтана, в 5 раз – препаратов висмута. Было налажено производство авиаброни, высококачественных нитролаков, эмалей для военных самолетов. В работах по увеличению добычи нефти в Башкирии (второе Баку) приняли участие около 100 сотрудников Академии наук и Наркомнефти. Добыча нефти в этом районе возросла в 12 раз.
Война требовала скорейшего внедрения научных достижений в производство. Ученые разрабатывали новые виды боеприпасов, горючего, военной техники. Только в 1942 г. было внедрено около 50 важнейших оборонных работ, выполненных сотрудниками Академии наук.
Таблица 1. Производство основных видов химической продукции (тысяч тонн)
1940 год 1942 год 1943 год 1944 год 1945 год
Серная кислота 1587 646 766 893 781
Аммиак синтетический 338 167 245 290 275
Сода каустическая 175 77 97 112 118
Сода кальцинированная 509 59 100 150 224
Минеральные удобрения 756 90 130 185 253
Синтетический каучук 100 22 15 35 46
Синтетические красители 34,3 6,5 9,9 13,5 15
За этими цифрами кроется титаническая работа инженеров- химиков, которые в короткие сроки изобретали и получали новые химические составы для нужд фронта.
Ученик 1. Вспомним начало войны … 1941 год Немецкие танки рвутся к Москве. Советская армия буквально грудью сдерживает врага. Не хватает обмундирования, продовольствия, боеприпасов, но самое главное не хватает противотанковых средств. В этот критический период на помощь приходят химики. В два дня на одном из военных заводов налажен выпуск бутылок КС (Качугина – Солодовникова) или просто бутылок с зажигательной смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожает немецкую технику не только в начале войны, но и битвах под Сталинградом, на Курской дуге, в 1944 - при освобождении Европы, в 1945 – при взятии Берлина.
Что представляют собой эти бутылки?
К обыкновенной стеклянной бутылке прикреплялись резиновые капсулы, содержащие серную кислоту, бертолетову соль и сахарную пудру. В бутылки заливали бензин, керосин, лигроин или масло. Как только такая бутылка при ударе о броню разбивалось, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.
Большую роль, особенно в партизанском движении, сыграли зажигательные смеси. Начинкой для них были порошки алюминия, магния и оксида железа (III). Детонатором служила гремучая ртуть. Иногда в состав зажигательных смесей добавляли немного битума или нефти. При ударе ёмкости с зажигательной смесью срабатывал детонатор, воспламеняющий основной горючий состав, который быстро возгорался до очень высоких температур, всё вокруг начинало гореть.
Вице президент АНСССР Ак. А.А.Байков с 1942 года. В годы войны
член Комиссии по руководству строительством оборонительных сооружений. Руководил в ЛГУ работами важного оборонного значения(созданы зажигательные смеси для борьбы с танками, разработаны оптимальные способы зажигания этих смесей, найдены эффективные
противопожарные средства и способы гашения зажигательных бомб)
Ученик 2. Участие академика Н. Н. Семенова в борьбе за победу в Великой Отечественной войне всецело определялось разработанной им в 1928—1936 гг. теорией цепных разветвленных реакций. Результаты исследования процессов взрыва, горения и детонации, проводимые Н. Н. Семеновым и его сотрудниками, во время войны использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ. Разнообразные проблемы, актуальные для фронта и тыла, разрабатывали ученые под руководством академика Николая Николаевича Семенова. Их исследования помогали решать проблемы транспорта и повышения эффективности взрывчатых
веществ, улучшения огнезащитной пропитки шпал. Ими был усовершенствован метод обработки деталей самолетов, достигнута экономия дефицитных хрома и серной кислоты.
Данные исследований сотрудников руководимого им Института химической физики АН СССР были использованы при создании и совершенствовании так называемых кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками. Применение их против «неуязвимых» новых немецких «тигров» вызвало у гитлеровского командования недоумение и замешательство. Кумулятивные снаряды пробивали броню толщиной, равной их калибру, мины пробивали броню толщиной 200 мм. Эти снаряды были использованы в танковом сражении на Курской дуге.
Ученик 3. Перестроиться на выпуск веществ для военных действий пришлось и сотрудникам такого «мирного» института, как Научно-исследовательский институт удобрений и инсектофунгицидов, директором которого в годы войны был крупнейший советский химик-технолог Семен Исаакович Вольфкович.
С. И. Вольфкович был известен как создатель технологических способов и организатор промышленного производства концентрированных удобрений на основе хибинских апатитов, элементарного фосфора из фосфоритных руд и др. В первые годы войны ему было поручено организовать производство фосфорсодержащих веществ и на их основе зажигательных средств для противотанкового оружия. На опытном заводе института было налажено производство сплавов фосфора с серой, которые заливались в стеклянные бутылки и служили зажигательными противотанковыми «бомбами». Но изготовление и метание таких «бомб» было опасным. Уже в 1942 г. С. И. Вольфкович с сотрудниками разработали условия, исключающие опасность изготовления, транспортировки и применения этих «бомб». Им было разработано и организовано на металлургических заводах Урала получение фосфора для нужд войны в доменных печах.
Для борьбы с многочисленными пожарами, возникавшими от сброшенных вражескими самолетами бомб, по предложению СИ. Вольфковича были созданы специальные растворы солей фосфорной кислоты. Сотрудники
руководимого им института изготавливали химические грелки, которые использовались для обогрева бойцов дозоров. Санитарной службе требовались средства против обморожения, ожогов, лекарственные средства. Над этим работали сотрудники его института.
Ученик 4. Во время войны и после нее – профессор и заведующий кафедрой Военной Академии химической защиты Кнунянц Иван Людвигович. Иван Людвигович является основоположником химии фторорганических соединений. Премия, которой Иван Людвигович Кнунянц был удостоен в 1943 г., была присуждена ему за разработку надежного средства индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ. Личный состав химических войск обеспечивался защитными комбинезонами с резиновыми перчатками, сапогами и противогазом. Разработал ИСЗ (кроме противогаза) профессор, заведующий кафедрой Военной Академии химической защиты Кнунянц Иван Людвигович.
Ученик 5. В 1938 г. Народный комиссариат обороны созвал совещание, на которое был приглашен главный инженер Завода «Кожимит» (г. Москва), который производил заменители кожи на тканевой основе с применением натурального каучука. Начальник УВС НК обороны сообщил следующее: фашистская Германия ведет агрессивные войны, не исключена наша война с фашистской Германией, и надо к ней готовиться. Снабжение Советской армии затруднено в поставках сапог для армии. Кроме того ботинки и обмотки из трикотажа снижают боевую готовность солдат. Требуются для армии сапоги с голенищами из заменителей кожи. Работы в этой области необходимо срочно ускорить. Основные требования: а) доступность ткани и сырья отечественного производства; б) заменитель кожи должен отвечать санитарно-гигиеническим требованиям; в) наличие производственной базы.
Главный инженер пригласил старшего научного сотрудника Института заменителей кожи И.В.Плотникова, который занимался пропиткой ткани импортным каучуком. Совместно с коллективом завода «Кожимит» была разработана технология получения заменителя кожи на ткани кирза и отечественного синтетического каучука – «Кирза СК». По этой технологии в несколько раз снижался расход бензина. В 1938 г. была выпущена опытная партия заменителя кожи для голенищ сапог под названием «Кирза СК». С одобрения УВС НК обороны партия «Кирзы СК» была передана обувной промышленности для изготовления сапог.
После проведения предварительных опытных испытаний в 1939 г. была выпущена опытная партия солдатских сапог с голенищами из «Кирзы СК».
В 1940 г. Советская Армия приняла на снабжение сапоги с кирзовыми голенищами. В 1941 г. в июне началась война с Германией. В 1942 г. в апреле коллективу, создавшему сапоги с кирзовыми голенищами, присвоена премия И.В.Сталина, а его участникам звание лауреата. Эта премия была присуждена в одно время с авторами «Катюши».
В 1945 г. Советская Армия, обутая в сапоги с кирзовыми голенищами, победила фашистскую Германию и до сих пор, спустя много лет после Победы, носят солдатские кирзовые сапоги.
Ученик 6. В годы войны по инициативе и непосредственном участии Академика А.А.Трофимук предложены эффективные методы интенсификации добычи нефти на промыслах, открыты новые крупные нефтяные месторождения в девонских отложениях Башкирии. Еще до начала Великой Отечественной войны на посту начальника кафедры и профессора Военной Академии химической защиты М.М.Дубинин
проводил исследования сорбции газов, паров и растворенных веществ твердыми пористыми телами. Михаил Михайлович – признанный авторитет по всем основным вопросам, связанным с противохимической защитой органов дыхания.
Один из основоположников современного учения об электрохимических процессах, основатель советской Школы электрохимиков А.Н.Фрумкин занимался вопросами защиты металлов от коррозии, разработал физико-химический метод крепления грунтов для аэродромов, рецептуру дляогнезащитной пропитки дерева. Вместе с сотрудниками разработал электрохимические взрыватели.
Исследования академика В. А. Каргина охватывают широкий круг вопросов, относящихся к физической химии, электрохимии и физикохимии высокомолекулярных соединений. Каргин разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ, принцип и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающие валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии.
С. С. Наметкин является одним из основоположников нефтехимической науки. Он успешно работал в области синтеза новых металлорганических соединений, отравляющих и взрывчатых веществ. Сергей Семенович отдал во время войны много сил для развития производства моторных топлив и
масел, занимался вопросами химической защиты.
Ученик 7. Великая Отечественная война имела тяжелые последствия для промышленности СССР. Стремительно наступавшие немецкие армии захватывали заводы, расположенные в западной части СССР и производящие военную технику. Спешная эвакуация позволила вывезти часть заводов из Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Смоленска, Курска, Ленинграда на Урал, в Сибирь, Архангельск. Была поставлена важнейшая государственная задача: в короткие сроки наладить производство вооружения – танков, кораблей, подводных лодок, пушек, самолетов. Необходимо было решить целый ряд технологических задач:
• разработать специальные стали для брони пушек, танков, самолетов;• наладить металлургическую отрасль промышленности для изготовления новых сталей;• создать высокопроизводительные способы соединения сталей;• изготовить оборудование в массовых масштабах для соединения и сборки конструкций – пушек, танков, самолетов.
За вторую мировую войну было израсходовано около 800 млн т стали на производство орудий, танков, бронепоездов, артиллерийских установок, военных кораблей. Потребовались стали со специальными свойствами: прочностью, вязкостью, ударной вязкостью (вязкость в процессе ударов снарядами, пулями). Для этого в состав стали вводили легирующие элементы, такие, как Ni, Cr, Мn, Ti. На производство в годы войны было израсходовано около 800 млн тонн стали. Потребовалась сталь специального назначения для танков, самолетов, бронеснарядов. Их основу составляли феррохром и ферромарганец. Работу по производству таких сталей возглавила академики К. В. Бардин и В. А. Комаров.
Ученик 8. Зимой 1941 г. под руководством академика Е.О.Патона был разработан скоростной метод автоматической сварки под флюсом. Сварка стальных конструкций этим методом позволила в короткие сроки в 1942–1943 гг. наладить на Урале производство танков Т-34. Эти танки по сравнению со всеми немецкими танками имели лучшую подвижность, проходимость, большой запас хода, абсолютное превосходство в броне и вооружении.
Ведение войны требовало повышенного расхода алюминия. На Северном Урале в начале войны под руководством академика Д.В.Наливкина было открыто месторождение бокситов. К 1943 г. производство алюминия по сравнению с довоенным возросло в три раза.До войны алюминий использовали при производстве бытовых изделий. В предвоенные годы возникла острая необходимость в создании легких металлосплавов для производства самолетов и некоторых частей корпусов кораблей и подводных лодок. Чистый алюминий, несмотря на легкость ( = 2,7 г/см3), не обладал необходимыми для изготовления оболочек самолетов и конструкций кораблей прочностными свойствами – морозостойкостью, коррозийной стойкостью, ударной вязкостью, пластичностью. Многочисленные исследования советских ученых в 1940-е гг. позволили разработать сплавы на основе алюминия с примесями Mg, Мn, Cu, Ti. Некоторые из них подвергались термообработке и использовались при создании конструкций самолетов в конструкторских бюро С.А.Лавочкина, С.В.Ильюшина, А.Н.Туполева. Таким сплавом является дуралюмин (94% Al, 4% Cu, 0,5% Mg, 0,5% Mn, 0,5% Fe, 0,5% Si). В первых «Катюшах», управляемых ракетных снарядах, использовались сплавы Al–Mn и Al–Мg.
Ученик 9.Триумфом химической науки можно считать применение карбонильного клея, созданного академиком Ильей Николаевичем Назаровым. Клей склеивал все: металлы, пластмассы, эбонит, мрамор, фарфор, стекло, фибру – причем в любых условиях. Если к нему добавить 20-30% хлоропрена, то он приклеивал к любому материалу и резину. Его использовали для ремонта бензобаков, корпусов аккумуляторов, реставрации сверл, точильных камней. Картеры моторов, головки и рубашки блоков цилиндров на автомашинах и танках успешно чинили клеем Назарова. Когда началась война, он посоветовал применять клей для ремонта боевой техники. Стали экспериментировать, встречаться с военными инженерами и техниками. Оказалось, что некоторые ремонтные работы с помощью клея можно вести даже в полевых условиях, во фронтовых ремонтных мастерских, в передышках между боями... Клея требовалось все больше и больше. Шли письма, просьбы. Установка для получения клея, смонтированная в Москве, обеспечить все нужды уже не могла. Соорудили вторую, побольше, в Ереване на комбинате "Совпрен", потом еще одну в Казани. Когда закончилась война, карбинольному клею нашлась мирная работа. Его продолжали применять в оптике, в других отраслях техники и особенно широко при склеивании мрамора в метро. Применяют его и в наши дни. На основе карбинольного сиропа (или смолы) готовят, кроме того, еще и лаки. Но теперь обычно берут не чистый карбинол, а его сополимер с метил- или бутил-метакрилатом или другими виниловыми соединениями.
В 1942 г. Иван Николаевич Назаров за разработку новых клеящих веществ был удостоен Государственной премии. А в год Победы, когда в связи с 220-летием Академии наук СССР были награждены многие ученые, он уже в мирное время получил боевой орден Красной Звезды.
Ученик 10. Для производства резины нужен был каучук. В годы войны академик Алексей Евграфович Фаворский нашел оригинальный способ получения изопренового каучука из угля и воды:
В 1942 – 1943 годах под руководством Исаака Ильича Китайгородского разработан рецепт получения бронестекла, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла. На его основе создали прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов.
Профессор Ю.А. Клячко, зам начальника Военной Академии химической защиты и начальник кафедры аналитической химии. Организовал из состава академии химической защиты батальон и был начальником боевого участка на ближайших подступах к Москве. Под его руководством была развернута работа по созданию новых средств химической обороны, в том числе по дымам, антидотам, огнеметным средствам.
Академик Н.Н.Зелинский В годы первой мировой войны предложил использовать для адсорбции ядовитых газов активированный уголь. В начале второй мировой войны он усовершенствовал свой противогаз.
Зелинскому удалось улучшить качество бензина- путем риформинга – ароматизации нефти. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом. Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь нашей авиации. Провел исследования, позволившие наладить производство дефицитного толуола – исходного продукта для синтеза взрывчатых веществ.
Академик Александр Евгеньевич Ферсман помогал фронту, организуя поиски стратегического минерального сырья, разрабатывая методы его скорейшей переработки для неотложных нужд страны. По заданию Генерального штаба Советской Армии к декабрю 1942 г. он составил сводку «Стратегическое сырье зарубежных стран». «На нас лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем. Необходимо помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды».
Александр Николаевич Несмеянов синтезировал органические соединения ртути, олова, свинца, сурьмы, мышьяка, висмута, которые применялись в качестве антидетонаторов.
Ученые принимали посильное материальное участие в укреплении мощи Родины. Так, академики А.Е.Арбузов, С.С. Наметкин и А. Е. Порай-Кошиц внесли 200 тыс. рублей на приобретение вооружения для Красной Армии из Государственной премии, которой были удостоены в 1943 г.
Первый чтец.
Нам не дано спокойно сгнить в могиле -
Лежать навытяжку и, приоткрыв гробы, -
Мы слышим гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы
С больших дорог, которыми ходили.
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Второй чтец.
Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала,
Родина.
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей смерти.
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь...» -
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я
или
Родина.
Самое лучшее,
дорогое -
Родина.
Горе твое -
это наше горе,
Родина.
Правда твоя -
это наша правда,
Родина.
Слава твоя -
это наша слава,
Родина!
Ученик 11. Жестокая и страшная война унесла более двадцати шести миллионов жизней. А ведь их могло быть гораздо больше, если бы не ученые-химики, создавшие более ста новых лечебных препаратов, спасших десятки тысяч солдат от таких опасных заболеваний, как газовая гангрена, столбняк, менингит, гнойные инфекции.
Запомните их имена.
Академик А. А. Богомолец предложил антиретикулярную цитотоксическую сыворотку (сыворотка Б), которая применялась в годы войны для ускорения заживления ран и трофических язв.
Исаак Яковлевич Постовский синтезировал стрептоцид, норсульфазол, сульфазин. Эти препараты обладают противомикробными и антибактериальными свойствами. Известна «паста Постовского», применяемая для долго не заживающих ран.
Академик Палладин Алексей Викторович получил викасол и метилнафтахинон – эффективные средства для остановки кровотечения.
Шостаковский Михаил Федорович создатель «бальзама Шостаковского», спасавшего воинов от ожогов, обморожения, от осложнений при огнестрельных ранениях.
Мельников Николай Николаевич получил препарат гексахлорциклогексан (гексахлоран), основа дуста, применяемая для борьбы с сыпным тифом, переносимым вшами.
Зинаида Виссарионовна Ермольева синтезировала в 1942 году свой отечественный пенициллин (бензилпенициллин).
Величайшей заслугой Ермольевой является то, что она в 1942 г. не только первой получила пенициллин, но и активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. И сделала она это в труднейший период для российской науки – в годы Великой Отечественной войны.
Супруги Гаузе Георгий Францевич и Мария Георгиевна Бражникова
Получили оригинальный советский антибиотик грамицидин С.
Ученик 12. Огромен вклад в победу над врагом всех людей. Но особо следует выделить учителей, простых и скромных работников просвещения. Ведь это они воспитали то поколение пламенных патриотов, которые, не щадя жизни, смело встали на защиту Родины. Одни педагоги ушли добровольцами на фронт, сражались с врагом в частях действующей армии и в партизанских отрядах, другие самоотверженно продолжали трудиться в тылу, возрождая из руин школы, отдавая детям весь жар своего сердца!
...У каждого была своя война,
Свой путь вперед, свои участки боя,
И каждый был во всем самим собою,
И только цель у всех была одна.
(М. Алигер)
В грозные годы войны учителя выступали с патриотической инициативой: «Построим танковую колонну «Народный учитель». Пусть в рядах советских танков, беспощадно разящих врага, будут и наши танки, построенные на средства педагогов, которые отомстят врагу за невинную кровь советских детей, уничтоженных фашистами, за кровь учителей, павших смертью героев». Этот призыв нашел горячий отклик. Изо дня в день, из месяца в месяц на особый текущий счет непрерывным потоком поступали денежные взносы учителей. А через некоторое время танковая колонна «Народный учитель» вступила в бой с фашистскими захватчиками.
Ведущий 1.Имена ваши
Мы нанесем на гранитные плиты,
На бетон и на мрамор,
И вплавим в металл.
Повторим нашу клятву:
Никто не забыт и ничто не забыто,
И добавим:
Без вести никто не пропал!
(Р. Рождественский)
Учитель. Совсем скоро 9 Мая. Мы будем благодарить тех, кто победил в этой страшной войне. Живым – вечная слава, погибшим – вечная память. Но не забудьте и ученых-химиков, вспомните их тоже. Советские химики внесли достойный вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Война была смертельным противоборством производств, экономики и науки. Поэтому вместе с солдатами 1945 года победила и наша наука, наши ученые-химики, которые по сей день свою деятельность направляют на защиту своей Родины.
Стихи звучат на фоне песни «Журавли»
Первый чтец.
Мы лежим под снегами,
а вверху в ослепительной сини,
словно белые птицы,
плывут и плывут облака…
Вы не плачьте над нами,
голубые березы России,
вы не плачьте, вы ждите пока.
Нас, омытых дождями
и отпетых степными ветрами,
все зовешь ты, Отчизна,
оглохших своих сыновей.
Но услышим тебя мы,
как весной затоскует над нами,
затоскует взахлеб соловей.
Мы - не прах. Мы - нетленны.
Мы еще, дорогие, вернемся.
Над родимой землею
Весенней грозою пройдем.
Мы подснежником первым,
Мы колосом спелым пробьемся,
На ромашки росой упадем.
Мы лежим под снегами.
А вверху в ослепительной сини,
Словно белые птицы,
Плывут и плывут облака.
Вы не плачьте над нами,
голубые березы России,
вы не плачьте - вы ждите пока…
(Владимир Карпенко).
Второй чтец.
Плескалось багровое знамя,
Горели багровые звезды,
Слепая пурга накрывала
Багровый от крови закат.
И слышалась поступь дивизий,
Великая поступь дивизий,
Железная поступь дивизий,
Точная поступь солдат!
Навстречу раскатам
ревущего грома
Мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знаменах
начертано слово
Победа!
Победа!!
Во имя Отчизны -
Победа!
Во имя живущих -
Победа!
Во имя грядущих -
Победа!
(Р. Рождественский. «Реквием», глава третья).
Ведущий 2. Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на Земле жизнь. Семь десятилетий прошло с того светлого майского дня, когда отгремели последние залпы орудий, и над Европой вновь засияло чистое небо. Все отдаленнее становится эхо грозной войны. Но никогда не померкнет в памяти народной великий подвиг тех, кто отстоял честь, независимость, свободу своей Родины и избавил от «коричневой чумы» народы Европы. Мы помним, что вместе с солдатами в сорок пятом победу делили рабочие и колхозники, инженеры, доктора наук, медики, учителя и ученые-химики.
(объявляется минута молчания) на фоне метронома стихи
Ведущий1. Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!
Всех, за Отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой,
Всех воевавших и страдавших
Минутой обниму одной.
Пусть всё замрёт в минуту эту,
Пусть даже время промолчит,
Мы помним ВАС, отцы и деды, Россия, Родина ВАС чтит!
( звучит песня Д. Тухманова «День победы»)
Учитель. Завершаем мероприятие мы символическим салютом в честь тех, кто ковал победу на полях сражений и в тылу. (Учащиеся демонстрируют “салют”. )Опыт "Сноп" искр из тигля".
Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, спиртовка, лист бумаги, стеклянная палочка, порошки железа и древесного угля, сухой мелкокристаллический перманганат калия.
На чистом листе бумаги (или на стекле) тщательно смешиваем стеклянной палочкой или шпателем равные количества (примерно по 1-2 чайной ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени спиртовки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр. С появлением искр спиртовку следует поставить. (Опыт эффективнее проводить в затемненном помещении).
Учитель
Память! Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество разума над безумием, жизни над смертью, гуманности над варварством. И я хочу, чтобы вы всегда задумывались над вопросом:
«Не потому ли я живу, что умерли они?»
Викторина
1. Назовите «крылатые» металлы. (Алюминий, магний, бериллий.)
2. Какой металл и благодаря какому свойству используется в огнестрельном оружии? (Свинец, высокая плотность.)
3.Назовите основные компоненты пиротехнических смесей. (Бертолетова соль, нитрат калия, сера, уголь.)
4. Какое вещество являлось основой зажигательных смесей, применяемых особенно в первые годы войны? (Фосфор.)
5. Какой металл используется в изготовлении осветительных сигнальных ракет? (Магний.)
6 .Как применялся водород в годы войны? (Заполнение дирижаблей, в противовоздушной обороне.)
7. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?
8. Как используется магний в военном деле?
9. Почему хранилища с жидким горючим окрашивают белой краской или серебрянкой?
10. Какой металл называют воплощением надежд и тревог?
11. Какой металл может "болеть чумой"?
12.В чем секрет самурайских мечей?
13. Какой металл и почему называют "крылатым"?
14. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?
15. Какой металл придает ума глупцу, честь - подлецу, трусливому - геройства?
16. Какой металл используют для изготовления пуль для ружей и пистолетов?
17. Из какого металла изготавливалась посуда для офицеров войска Александра Македонского?
18. Какой металл А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"?
19. Каких вы знаете ученых-химиков, лауреатов Государственной премии военных лет?
20. Назовите основные направления научных исследований химиков в годы войны.
21. В чем состояла перестройка химической отрасли промышленности в годы Великой Отечественной войны?
22. Назовите выдающихся ученых-химиков, обратившихся в первые месяцы войны к деятелям науки всего мира. К чему призывало это обращение ученых?
23. Назовите ученого-химика, автора книги «Война и стратегическое сырье». Что вам известно о нем?
24. Что такое тротил и какова его химическая формула? К какому классу соединений относится тротил и где он применяется?
25. Какие исследования академика Фаворского нашли широкое применение в оборонной отрасли промышленности?
26. Кто из ученых изобрел противогаз? На каком явлении основан принцип его действия?
27. Какой металл называют крылатым и почему?
28. Какое применение находят пластмассы в военном деле? Приведите примеры.
Использованная литература:
1. Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя победы//Химия в школе. -1985. -№ 2. -С. 73-77.
2. Байкова В. М. Ученые-химики в Великой Отечественной войне//Химия в школе. -1985. -№
2. -С. 77-78.
3. Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник/Н. Г. Андроников, А. С.
Галицан, М. М. Кирьян и др.; Под общ. ред. М. М. Кирьяна. -М.: Политиздат, 1985.
4. Венок славы: Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: В
12 т. -М.: Современник. Т. 1. «Вставай, страна огромная!», 1984; Т. 3. «Подвиг
Ленинграда», 1983; Т. 9. «Все для фронта», 1985.
5. За тебя, Ленинград! Поэты в боях за город Ленина/Сост. В. А. Шошин. -Л.: Лениздат, 1985.
6. Петров Ю. Фотографии выцветают, а воспоминания никогда: Стихи. -М., 1997.
7. Якутина М. Ф. Неделя, посвященная Дню Победы//Химия в школе. -1986. -№ 2. -С. 6
8. Химия в школе - 1996 - №1;
9. Химия в школе - 4'2005
10. Химия в школе - 7'2005
11 Химия в школе - 9'2005;
12 Химия в школе - 8'2006
13. Химия в школе - 11'2006.2-64.