Методические указания к проведению викторины Словарный эрудит по предмету Экологические основы природополльзования



ОТДЕЛЕНИЕ «Электроснабжение»
ПЦК математических и общих естественно-научных дисциплин
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ВИКТОРИНЫ «Словарный эрудит»
Дисциплина ЕН.02.Экологические основы природопользования.
для специальности 13.02.07 (140409) «Электроснабжение» (по отраслям)
Разработчик:
Преподаватель ГБПОУ КС им.П.М.Вострухина ______________ Павлова Е.О.
Методические указания к проведению викторины «Словарный эрудит» в рамках дисциплины ЕН.02 «Экологические основы природопользования» предназначены для студентов 2ого курса специальности «Электроснабжения».
Целью викторины является повторение и закрепление пройденного материала, поиск новых данных и творческое направление в рамках дисциплины.
Основными задачами работы студентов являются:
Формирование умений и навыков выявлять общее и частное;
Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения;
Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;
Строить доказательства на основе существенных признаков.
Основная задача проведении викторины для студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.
Викторина проходит в четыре этапа:
Кроссворд – 15 минут;
Логические вопросы – 10 минут;
Творческое задание – 7 минут.
Подведение итогов.
Группа делится на три команды. За каждый из этапов ставятся баллы, за правильность каждого из ответов по одному баллу. В конце подводятся итоги и выставляются оценки.
Для проверки ответов на логические вопросы необходимо в помощь взять пару студентов из числа команд соперников, им выдаются эталоны ответов которые сравниваются с ответами команд.

Задания для команд:
Команда № 1
3 2   1                                   4                                             5                         По горизонтали: 1.Как сокращенно называется Министерство природных ресурсов? 4. Известная международная независимая неправительственная экологическая организация. 5. Система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности.
По вертикали: 2. такой вид отношений общества и природы, при котором происходит процесс извлечения полезных свойств природы. 3. Основной закон Российской Федерации.
Дайте ответы на следующие вопросы: (время для подготовки 10 минут)
1. Что такое экология? 2. Что такое биосфера?3. Что является самым важным веществом на Земле?4. Почему меняется климат?
Команда № 2
1     2                     3                           4                     5                                 По горизонтали: 2. .... ресу́рсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества 3. Назначение природных ресурсов таких, как минеральные, гидроэнергетические, энергия ядра, солнечная, геотермальная. 4. Исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (определённый участок суши или акватории), и связанных между собой и окружающей их средой. 5. К какому виду природных ресурсов относятся климатические ресурсы.
По вертикали:1…...безопасность — допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.
Дайте ответы на следующие вопросы: (время для подготовки 10 минут)
1. Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки?2. Уникальное озеро нашей страны.3. Что такое загрязнение? 4. Почему так опасны аварии на атомных станциях? Команда № 3
2   1                             3                               4                   5                                         По горизонтали: 1. Какой вид ответственности относится к определению:"это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение"? 3. Какой вид ответственности заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя? 5. Какой вид ответственности применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления?
По вертикали: 2. Какой вид ответственности подразумевает под собой применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. 4. Нарушение права, действующих законов, повлекшее за собой причинение ущерба окружающей среде и природным ресурсам.
Дайте ответы на следующие вопросы: (время для подготовки 10 минут)
1. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей? 2. В чем заключается опасность роста употребления энергии?3. Чем так опасны синтетические моющие средства? 4. Как назвал воду Леонардо да Винчи? Ответы к кроссворду:
Команда № 1
3 2 к 1 м и нпри ро дырни с рт о 4 г ри нпи с дт о у пцо и л я ьзо в а 5 м о ни т о ри нг и е Команда № 2
1 э к 2 при ро дные л 3 про м ышл е нно е г 4 б и о це но зч е 5 не и с ч е рпа е м ые к а я Команда № 3
2 а 1 юри ди ч е с к а я м и н3 д  и с  ц  и пл и  на рна я с 4 т э рк а о т л и 5 у г о л о в на я г ни а ч я е с к о е Правильным ответом по второму этапу считается, если ответ на вопросы близок к данным ответам:
Команда 1.
1. Что такое экология? (Экология - наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.)2. Что такое биосфера? (Определение «биосфера» принадлежит австрийскому геологу Эдуарду Зюссу (XIX век). Учение о биосфере создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Биосфера, по Вернадскому, особая активная оболочка Земли. Она населена живыми организмами. В биосфере деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету.)3. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без воды. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 процентов воды. Вода - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Вода - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров воды; 5 тысяч кубических километров воды используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку пресной воды. На Земле ее много, но люди не научились использовать воду рационально.)4. Почему меняется климат? (Причины изменения климата - парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)Команда 2.
1. Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки? (70 килограммов массы человеческого тела содержит 50 килограммов воды (70%!). Если человек теряет 12 процентов влаги, он может погибнуть. Организму взрослого человека ежедневно необходимо до 10 литров воды. Из них большую часть ткани организма создают сами (эндогенная вода), а 2 литра воды человек должен получить в составе пищи или в чистом виде.)2. Уникальное озеро нашей страны. (Это - озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера - байкальский омуль, голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона (сообщество водорослей), зоопланктона (представитель - рачок эпищур) и маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка - живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера Байкал.)3. Что такое загрязнение? (Загрязнение - это поступление вредных веществ в среду обитания. Некоторые загрязнители оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Антропогенное загрязнение (результат активной деятельности человека) превосходит природное, которое может быть вызвано наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов и т. д. Виды загрязнения: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое.)4. Почему так опасны аварии на атомных станциях? (Аварии на атомных станциях - это настоящие экологические катастрофы. Они наносят вред здоровью миллионов людей. При авариях в воздух попадает огромное количество радиоактивных веществ (изотопы цезия, стронция - во время чернобыльской аварии). Последствия таких аварий сказываются многие десятки лет. Загрязняется почва, лес, вода. Происходят генетические изменения в организмах животных, людей. Иммунная система людей и генофонд оказываются под угрозой.) Команда 3.
1. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей? (Это - нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это - бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на нефтяное пятно.)2. В чем заключается опасность роста употребления энергии? (Рост употребления энергии опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению кислотных дождей.)3. Чем так опасны синтетические моющие средства? (Стиральный порошок, мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде.)4. Как назвал воду Леонардо да Винчи? (Он назвал воду соком жизни на Земле.)
Творческим заданиям может являться ответ на любой вопрос преподавателя, например:
Если бы я был Дедом Морозом чтобы я сделал для планеты Земля и для изменения экологической обстановки?
Подведение итогов, подсчет баллов. Команде занявшей первое место выставляется оценка «отлично», другим командам на усмотрение преподавателя.