Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) для 9 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УРЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



«Согласовано»
Руководитель МО
______Соловьева О.П.

Протокол № 1 от
« 31 » августа 2015г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______Коротина Т. В.

« 31 » августа 2015 г.

«Утверждаю»
Директор МКОУ УСКОШ-И VIIIвида ____________Шагина Н.В.

Приказ № 94 от
« 31 » августа 2015 г.










Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) для 9 класса






Автор-составитель:
Колобова Наталья Николаевна











Урень
2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;
- учебный план МКОУ Уренской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, 5-9 классы, Сборник 2, Москва, «Владос», 2012 год;
- «Сельскохозяйственный труд» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 9 класс, автор-составитель Е. А. Ковалёва, Москва «Просвещение», 2011 год.

Структура документа.

Рабочая программа включает 5 разделов: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.
Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, а также и в ЛПХ. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:
Сообщение учащимся знаний, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских хозяйствах.
Формирование правильного понимания и отношения к домашним животным, овощным и плодово-ягодным растениям, почве, удобрениям.
Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Коррекционно-воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе, растениям, животным.
Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных.
Формирование здорового образа жизни.
Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
Воспитание положительных качеств, таких как честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Коррекционно-развивающие:
Развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся.
Развитие и коррекция устной и письменной речи.
Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы на уроках сельскохозяйственного труда.

При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Основные межпредметные связи.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания, математики, изобразительного искусства, трудового обучения.
Учебным планом предусмотрено количество уроков трудового обучения в 9 классе – 10 часов в неделю.

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается практическая работа, для этого есть пришкольный участок, где выращиваются овощи, плодово-ягодные культуры.

Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестов или контрольных работ.


Во всех классах с учащимися проводится инструктаж по технике безопасности.


Содержание программы учебного предмета


1. Овощеводство – 44 часа.
Признаки поражения растений томата фитофторой. Сбор плодов томата с пораженных растений. Прогревание этих плодов в горячей воде для предотвращения загнивания. Сбор недозрелых плодов. Дозревание плодов и их переработка.
Внешний вид огурцов, оставленных для получения семян. Сроки уборки и признаки созревания этих огурцов. Приемы хранения огурцов – семенников. Правила извлечения семян.
Раздельный сбор зрелых и недозрелых плодов томата. Размещение недозрелых плодов для дозревания. Сбор семенных плодов томата. Выборка промывка и просушка семян. Сбор огурцов – семенников до наступления заморозков. Размещение огурцов в комнатных условиях. Извлечение семян из семенных камер. Промывка и просушка семян.

2. Садоводство – 28 часов.
Признаки однолетнего прироста плодового дерева. Заглубление или оголение корневой шейки посаженного плодового дерева.
Грызуны – вредители молодых посадок плодовых деревьев. Борьба с грызунами. Приспособления для охраны молодых плодовых деревьев от грызунов. Осмотр молодых посадок. Заменяя погибших молодых деревьев новыми саженцами. Рыхление и посыпка почвы в приствольных кругах, полив. Обвязка нижней части ствола молодого дерева еловыми ветками или толью.

3. Животноводство –86 часов.
Значение летней и осенней пастьбы животных для укрепления их здоровья и получения высокой продуктивности. Понятие о пастбище для телят. Правила о пастьбе. Поение животных на пастбище. Обращение с животными.
Основные правила производственной санитарии. Санитарные требования к содержанию коров в помещении, к коровнику и другим отделениям фермы. Личная гигиена и спецодежда доярки (дояра).
Бычки и телочки. Возраст разделения молодняка. Постановка бычка на откорм. Выращивание телок для пополнения дойного стада. Нормы и рационы кормления.
Машинное доение коров. Составные части доильного аппарата и назначение частей.
Разборка и сборка доильного аппарата.

4. Животноводство –48 часов.
Признаки близкого отела коровы. Кормление коровы накануне отела, сразу после отела и в период раздоя. Понятие о раздое отела. Кратность доения при раздое. Молозиво и его ценные качества. Предотвращения воспаление молочной железы (мастита) у коровы. Окончание раздоя.
Первое кормление теленка молозивом. Кормление теленка в первый десять дней жизни цельным молоком. Составление схемы выпойки теленка уход за посудой, используемой для кормления теленка молоком. Содержание теленка в молочный период. Механизация доения коров. Общее представление о доильной обстановке. Правила надевания и съема доильных стаканов. Правила включения доильного аппарата. Машинное додаивание.

5. Овощеводство –20 часов.
Сорта и гибриды огурцов, предназначенные для выращивания в теплице. Пчелоопыляемые сорта огурцов и гибриды, не требующие опыления. Сроки посева семян огурцов для получения раннего урожая. Условия, необходимые для получения здоровой рассады.
Подготовка земляной смеси. Подготовка горшков или бумажных водонепроницаемых стаканов. Заполнение стаканов земляной смесью. Полив смеси теплой водой. Замачивание семян огурца в растворе марганцевокислого калия. Раскладка семян в горшки или стаканы. Полив посева теплой водой. Наблюдение за всходами. Умеренный полив теплой водой, подкормка и подсыпка перегноя.

6. Садоводство – 32 часа.
Формирование кроны молодого дерева. Форма кроны дерева. Способы обрезки ветвей у дерева. Внешние и внутренние ростовые почки. Обрезка на почку. Инструменты для обрезки древесных ветвей. Правила безопасного обращения с ними.
Обрезка и укорачивание ветвей плодовых деревьев по меловым отметкам учителя.

7. Овощеводство – 46 часов.
Виды весенней теплицы. Оборудование весенней теплицы. Способы обеззараживания и смены грунта в теплице. Подготовка теплицы к новому сезону. Обогрев теплицы. Сроки высадки рассады огурцов в теплицу. Приемы подвязки стеблей. Требования растения огурца к теплу и влажности почвы и воздуха. Подкормка растений органическими и минеральными удобрениями. Пленочное укрытие разных типов, их устройство. Сорта огурцов, предназначенные для выращивания под пленочным укрытием. Использование пчелоопыляемых сортов и сортов, не требующих опыления. Сроки посева семян огурцов под пленочное укрытие. Уход за посевами.
Полив грунта в теплице кипятком, а после его подсыхания – раствором марганцевокислого калия. Подготовка и посадка рассады, полив. Наблюдения за приживаемостью растений. Систематический полив и опрыскивание растений. Подкормки.
Вскапывание почвы на грядке. Выкопка канавок вдоль грядки, заполнение их навозом или спрессованной соломой. Установка каркаса, натягивание пленки. После прогрева почвы посев семян огурца в рядки над канавками, полив теплой водой. Прореживание всходов. Систематический полив и подкормка. Подвязка стеблей.

8. Животноводство –24 часа.
Подготовка коров к доению. Рациональный порядок переноса аппаратов при доении. Условия работы доярки при использовании двух доильных аппаратов. Виды пастбищ. Вольная и загонная система пастьбы. Естественные и культурные пастбища. Травы, полезные для коров. Ядовитые травы. Порядок выгона коров на пастбище. Правила пастьбы. Поение животных на пастбище. Отдых животных на пастбище.

Итого: 328 часов.






Учебно-тематический план



№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов




теоретические
Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)

1
Овощеводство
44
18
26 -практических работ

2
Садоводство
28
10
18 -практических работ

3
Животноводство II четверть
86
78
1-контрольная работа; 7 –упражнений

4
Животноводство III четверть
48
48


5
Овощеводство
20
10
10 -практических работ

6
Садоводство
32
18
12 -практических работ; 1-самостоятельная работа; 1-контрольная работа

7
Овощеводство
46
32
14 -практических работ

8
Животноводство
24
19
4 -практические работы; 1 –контрольная работа.


Итого:
328
233
95






Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения сельскохозяйственного труда учащиеся должны
знать:
признаки поражения томатов фитофторой;
сроки уборки и признаки созревания огурцов;
плодовые деревья;
вредителей молодых посадок;
понятие о пастбище;
правила о пастьбе
производственную санитарию и личную гигиену доярки;
выращивание бычков и телочек;
устройство доильного аппарата;
кормление и раздой новотельной коровы;
уход за телятами в молочный период;
машинное доение коровы;
выращивание рассады огурцов;
виды и значение осенней теплицы;
виды пастбищ
уметь:
хранить помидоры;
хранить огурцы – семенники;
разбирать и собирать доильный аппарат;
выращивать овощи


Календарно-тематическое планирование

Уроков сельскохозяйственного труда в 9 классе
Всего 328 часов, 10 часов в неделю


Раздел
Наименование темы
Всего часов
дата




план
факт



1



1


2

3


4

1

2

3


4



1

2

3

4

1


2
3

4


1





2









1
2

3

4









1


2
3
4
5
6
I четверть.

Вводное занятие. Охрана труда.
Спецодежда.
Овощеводство.
Уборка урожая томатов.
Признаки поражения растений томата фитофторой. Сбор плодов томата с пораженных растений.
Прогревание этих плодов в горячей воде для предотвращения загнивания.
Сбор недозрелых плодов. Оставление плодов на здоровых кустах для получения семян.
Дозревание плодов и их переработка.
Практические работы.
Раздельный сбор зрелых и недозрелых плодов.
Размещение недозрелых плодов для дозревания.
Сбор семенных плодов томата, размещение их для полного размягчения в комнатных условиях.
Выборка семян из полностью размягченных плодов, промывка и просушка семян.
Уборка огурцов-семенников.
Внешний вид огурцов, оставленных для получения семян.
Сроки уборки и признаки созревания этих огурцов.
Приемы хранения огурцов-семенников.
Правила извлечения семян.
Практические работы.
Сбор огурцов-семенников до наступления заморозков. Размещение огурцов в комнатных условиях.
Наблюдение за состоянием семенников. Извлечение семян (разрез огурцов вдоль) из семенных камер.
Промывка и просушка семян.
Садоводство.
Уход за молодым садом.
Признаки однолетнего прироста плодового дерева. Заглубление или оголение корневой шейки посаженного плодового дерева. Проверка состояния молодых посадок плодовых деревьев.
Практические работы.
Осмотр молодых посадок. Замена погибших молодых деревьев новыми саженцами. Рыхление почвы в приствольных кругах и полив. Подсыпка почвы в приствольный круг при оголении корневой шейки. Проверка подвязки саженцев к кольям.
Подготовка молодого сада к зиме.
Грызуны-вредители молодых посадок плодовых деревьев. Борьба с грызунами.
Приспособления для охраны молодых плодовых деревьев от грызунов.
Сроки установки защитных приспособлений.
Практические работы.
Подготовка материала для подвязки стволов саженцев плодовых деревьев к кольям. Подвязка нижней части ствола молодого дерева еловыми ветками или только к колу.
Животноводство.
Пастьба телят.
Значение летней и осенней пастьбы животных для укрепления их здоровья и получения высокой продуктивности.
Понятие о пастбище.
Пастбище для телят.
Правила о пастьбе.
Поение животных на пастбище.
Обращение с животными. Повторение.

84

2



2


2

2


2
14











2

2

2

2
12









2
2




10









2


2

2

8







2


2
2
2
2
2


03.09



04.09


05.09

07.09


08.09
10.09 11.09 12.09
14.09
15.09
17.09
18.09






19.09

21.09

22.09

24.09
25.09
26.09
28.09
29.09
01.10
02.10




03.10
05.10




06.10
08.10
09.10
10.10
12.10





13.10


15.10

16.10

17.10
19.10
20.10
22.10




23.10


24.10
26.10
27.10
29.10
30.10







1

2


3



4
5


6



1
2
3
4

5
6
7
8

9
10

11

1
2

3

4


5




6
7



II четверть.

Животноводство.
Производственная санитария и личная гигиена доярки (дояра).
Основные правила производственной санитарии.
Использование молочного и моечного отделений фермы строго по назначению.
Санитарные требования к содержанию коров в помещении, а также к коровнику и другим отделениям фермы.
Личная гигиена доярки (дояра).
Спецодежда доярки (дояра), защита рук доярки (дояра) от трещин, царапин и кожных заболеваний.
Значение правил личной гигиены для доярки (дояра).
Выращивание откормочного молодняка крупного рогатого скота.
Бычки и тёлочки.
Возраст разделения молодняка.
Постановка бычка на откорм.
Выращивание телок для пополнения дойного стада.
Содержание откормочного молодняка.
Нормы и рационы кормления.
Окончание откорма.
Уборка помещения, где содержится откормочный молодняк.
Подготовка кормов к употреблению.
Раздача кормов согласно рациону и кратности кормления.
Поение животных.
Устройство доильного аппарата.
Машинное доение коров.
Составные части доильного аппарата и назначение частей.
Устройство доильного стакана, пульсатора и коллектора.
Молочно-товарная ферма, отделение машинной дойки коров.
Упражнение.
Разборка и сборка доильного аппарата.
Разборка и сборка доильного стакана.
Разборка и сборка пульсатора и коллектора.
Контрольная работа.
Повторение.
Уборка коровника. Кормление коров.
Ручное доение коров. Простейшая переработка молока и уход за молочной посудой
74




2

2


2



2
2


2



2
2
4
4

2
4
4
2

4
2

2

4
4

4

4


4

2
1

1

6








09.11

10.11


12.11



13.11
14.11


16.11



17.11
19.11
20,21/11
23,24/11

26.11
27,28/11
30.11,01.12
03.12

04,05/12
07.12

08.12

10,11/12
12,14/12

15,17/12

18,19/12


21,22/12

24.12
25.12

25.12

26.12
28.12
29.12







1
2

3
4
5
6

7

8

1
2

3
4
5

6
7

8



1
2

3


4


5

6

7
8



1


2

3

4

5


6



















1


2
3
4
5

6

7
8

9

10




11




III четверть.

Животноводство.
Кормление и раздой новотельной коровы.
Признаки близкого отела коровы.
Кормление коровы накануне отела, сразу после отела и в период раздоя.
Понятие о раздое коровы.
Кратность доения при раздое.
Молозиво и его ценные качества.
Необходимость скармливания молозива теленку.
Предотвращение воспаления молочной железы (мастита) у коровы.
Окончание раздоя.
Уход за телятами в молочный период.
Первое кормление теленка молозивом.
Кормление теленка в первые 10 дней жизни цельным молоком.
Составление схемы выпойки теленка.
Постепенная замена цельного молока.
Уход за посудой, используемой для кормления теленка молоком.
Приучение теленка к поеданию сена.
Содержание теленка в молочный период.
Уход за телятами, содержащимися в индивидуальных клетках и групповых станках.
Машинное доение коровы.
Механизация доения коров.
Общее представление о доильной установке.
Доение с помощью переносимого доильного аппарата и доение в молокопровод.
Основная и вспомогательные операции при машинном доении, последовательность их выполнения.
Правила надевания и съема доильных стаканов.
Правила включения доильного аппарата.
Признаки окончания доения.
Машинное додаивание.
Овощеводство.
Выращивание рассады огурцов для теплицы.
Сорта и гибриды огурцов, предназначенные для выращивания в теплице.
Пчелоопыляемые сорта огурцов и гибриды, не требующие опыления.
Современные гибриды с зеленцами - небольшой величины и вкусные.
Сроки посева семян для получения раннего урожая.
Условия, необходимые для получения здоровой рассады.

Практические работы.
Подготовка земляной смеси. Подготовка горшков или бумажных водонепроницаемых стаканов. Прорезка отверстия на дне стакана. Заполнение стакана земляной смесью. Полив смеси теплой водой, замачивание семян огурца в растворе марганцовки.
Раскладка семян в горшке или стакане. Полив посева теплой водой. Укрытие пленкой и установка в теплое место. Наблюдение за всходами. Установка горшка или стакана на светлое место. Умеренный полив теплой водой, подкормка и подсыпка перегноя.
Садоводство.
Формирование кроны молодого плодового дерева.
Формирование кроны молодого дерева (скелетные и обрастающие ветви).
Форма кроны дерева.
Способы обрезки ветвей у дерева.
Обрезка и укорачивание ветвей.
Влияние обрезки ветвей на урожайность.
Внешние и внутренние ростовые почки.
Обрезка на почку.
Инструменты для обрезки древесных ветвей.
Правила безопасного обращения с ними.
Практические работы.
Обрезка и укорачивание ветвей плодовых деревьев, подготовка почвы и внесение удобрений на овощном поле.
Контрольная работа
Самостоятельная работа.
(посев семян огурцов на рассаду, подготовка горшков и семян к посеву).

100




2
2

2
2
2
2

2

2

2
2

2
2
2

2
2

2



2
2

2


2


2

2

2
2



2


2

2

2

2


10



















2


2
2
2
2

2

2
2

2

12




1
1






11.01
12.01

14.01
15.01
16.01
18.01

19.01

21.01

22.01
23.01

25.01
26.01
28.01

29.01
30.01

01.02



02.02
04.02

05.02


06.02


08.02

09.02

11.02
12.02



13.02


15.02

16.02

18.02

19.02


20.02
25.02; 26.02; 27.02
29.02















01.03


03.03
04.03
05.03
10.03

11.03

12.03
14.03

15.03

17,18/03
19,21/03
22,24/03


25.03
25.03








1

2
3

4
5
6

7
8

9

10


11

12













1

2

3

4


5


6
7

8

9
10













1
2

3



1

2
3
4
5
6
7
8
9
10


IV четверть.

Овощеводство.
Выращивание огурцов в весенней теплице.
Виды весенней теплицы (остекленная, пленочная, стеллажная, грунтовая).
Оборудование весенней теплицы.
Способы обеззараживания и смены грунта в теплице.
Подготовка теплицы к новому сезону.
Обогрев теплицы.
Сроки высадки рассады огурцов в теплицу.
Приемы подвязки стеблей.
Поддержание нужной температуры и влажности воздуха в теплице.
Требования растения огурца к теплу и влажности почвы и воздуха.
Подкормка растений органическими и минеральными удобрениями (дозы и сроки внесения).
Расстояние между растениями при посадке рассады.
Практические работы.
Полив грунта в теплице кипятком, потом раствором марганцовки. Натягивание проволоки для подвязки стеблей, наблюдение за температурой грунта и воздуха, подготовка рассады огурцов к высадке (обильный полив с легкой подкормкой минеральными удобрениями), посадка рассады, полив, наблюдения за приживаемостью растений, полив, подкормка.
Выращивание огурцов под пленочным укрытием.
Пленочное укрытие разных типов, их устройство.
Подготовка почвы для выращивания огурцов под пленочным укрытием.
Приспособления для подвязки стеблей растений.
Сорта огурцов, предназначенные для выращивания под пленочным укрытием.
Использование пчелоопыляемых сортов и сортов не требующих опыления.
Тоннельные укрытия, их размеры.
Размещение растений под пленочным укрытием.
Сроки посева семян огурцов под пленочное укрытие.
Уход за посевами.
Практические работы.
Вскапывание почвы на грядке; выкопка канавок вдоль грядок; заполнение их навозом; насыпка в канавки земли, смешанной с перегноем; установка каркаса; натягивание пленки; прогрев почвы; посев семян, полив, подкормка; подсыпка земли, смешанной с перегноем; поднятие пленки; подвязка стеблей, удаление боковых побегов.
Животноводство.
Машинное доение коров двумя аппаратами.
Подготовка коров к доению.
Рациональный порядок переноса аппаратов при доении.
Условия работы доярки при использовании двух доильных аппаратов.
Пастьба коров.
Виды пастбищ (луга, суходолы, лесные пастбища).
Вольная и загонная система пастьбы.
Естественные и культурные пастбища.
Травы полезные для коров.
Ядовитые травы.
Порядок выгона коров на пастбище. Отдых животных на пастбище.
Поение животных на пастбище.
Контрольная работа.
Практическое повторение.
Вскапывание почвы лопатой, посадка овощей и картофеля.


70




2

2
2

2

2


2

2

2


2

8













2

2

2

2


2



2

1

1
6













2
2

2



2

2
2
2
2
2

1
1
4



328





04.04

05.04
07.04

08.04

09.04


11.04

12.04

14.04


15.04

16.04
18.04
19.04
21.04










22.04

23.04

25.04

26.04


28.04



29.04

30.04

30.04
03.05
05.05
06.05











07.05
10.05

12.05



13.05

14.05
16.05
17.05
19.05
20.05

21.05
21.05
23.05
24.05






Формы и средства контроля

Критерии оценивания ответа по сельскохозяйственному труду
Критерии оценивания устного ответа:

Отметку «5» - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать, приводить примеры из жизни домашних животных и сельскохозяйственной продукции.
 «4» - есть небольшие недочёты по содержанию ответа. 
 «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
 «2» - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.  


Критерии оценивания письменных работ:


 «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.
 «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание  основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
 «3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
 «2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


№ п/п
Тип пособия
Автор
Наименование
Издательство, год


Учебник
Е.А. Ковалева
Сельскохозяйственный труд 9 класс
Москва «Просвещение», 2011


Рабочая
тетрадь





Литература для учителя
В.В. Воронкова
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов, сборник №2
Москва Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2012


Наглядный материал

Таблицы, доильный аппарат, мультимедийные презентации



Раздаточный материал

Карточки, альбомы, шаблоны



15