Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) для 7 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УРЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



«Согласовано»
Руководитель МО
______Соловьева О.П.

Протокол № 1 от
« 31 » августа 2015г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______Коротина Т. В.

« 31 » августа 2015 г.

«Утверждаю»
Директор МКОУ УСКОШ-И VIIIвида ____________Шагина Н.В.

Приказ № 94 от
«31» августа 2015 г.











Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) для 7 класса











Автор-составитель:
Колобова Наталья Николаевна





Урень

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;
- учебный план МКОУ Уренской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, 5-9 классы, Сборник 2, Москва, «Владос», 2012 год;
- «Сельскохозяйственный труд» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 7 класс, автор-составитель Е. А. Ковалёва, Москва «Просвещение», 2012 год.

Структура документа.

Рабочая программа включает 5 разделов: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.
Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, а также и в ЛПХ. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:
Сообщение учащимся знаний, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских хозяйствах.
Формирование правильного понимания и отношения к домашним животным, овощным и плодово-ягодным растениям, почве, удобрениям.
Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Коррекционно-воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе, растениям, животным.
Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных.
Формирование здорового образа жизни.
Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

Воспитание положительных качеств, таких как честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
Развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся.
Развитие и коррекция устной и письменной речи.
Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы на уроках сельскохозяйственного труда.

При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Основные межпредметные связи.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания, математики, изобразительного искусства, трудового обучения.
Учебным планом предусмотрено количество уроков трудового обучения в 7 классе – 2 часа в неделю.

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается практическая работа, для этого есть пришкольный участок, где выращиваются овощи, плодово-ягодные культуры.

Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестов или контрольных работ.


Во всех классах с учащимися проводится инструктаж по технике безопасности.



Содержание программы учебного предмета


1. Уборка лука – 8 часов.

Признаки созревания лука. Сроки уборки. Способы хранения репчатого лука – севка. Просушка лука перед закладкой на хранение. Признаки полной просушки луковиц.
Выборка лука из рядов, раскладка для просушки. Проверка степени просушки. Отбор лука – толстошея для первоочередного использования.

2. Уборка столовых корнеплодов и учет урожая – 4 часа.
Сроки уборки столовых корнеплодов. Правила подкапывания корнеплодов. Способы учета урожая и урожайности. Правила обрезки ботвы. Хранение корнеплодов. Сортировка корнеплодов. Признаки нестандартной продукции.
Подкапывание корнеплодов моркови и уборка из рядков. Складывание в кучу ботвой в одну сторону. Уборка корнеплодов свеклы из рядков, складывание свеклы в кучу ботвой в одну сторону. Обрезка ботвы у столовых корнеплодов. Закладка их на хранение. Учет урожая в корзинах и ведрах. Определение массы столовых корнеплодов в одном ведре и в одной корзине. Подсчет общей массы урожая и расчет урожайности. Сортировка корнеплодов. Отбор нестандартной продукции.

3. Ягодные кустарники и уход за ними – 4 часа.
Смородина, крыжовник, малина как ягодные кустарники. Другие виды ягодных кустарников, распространенные в местных условиях. Виды смородины (черная, красная, золотистая). Строение ягодного кустарника и особенности плодоношения. Уход за ягодным кустарником. Болезни и вредители смородины, крыжовника и малины. Распознавание этих вредителей.
Обрезка засохших ветвей смородины и отплодоносивших стеблей малины. Удаление обрезанных стеблей из сада. Внесение органических удобрений под кустарники. Вскапывание почвы вокруг кустарников.

4. Заготовка почвы для теплицы и парника – 4 часа.
Состав земляной смеси для парников и теплиц (дерновая или огородная земля, перегной и торф). Соотношения частей земляной смеси, используемой для разных целей. Хранение составных частей земляной смеси.
Заготовка дерновой почвы и доставки ее к месту хранения. Укладка дерновой земли под навес. Размещение нужного количества почвы, перегноя и торфа под стеллажами теплицы.

5. Свиноферма – 13 часов.
Свинья как домашнее животное. Разведение свиней в коллективных и фермерских хозяйствах. Требования к свинарнику. Виды свиней: хряки, свиноматки, поросята – сосуны, поросята – отъемыши, откормочные. Особенности внешнего строения свиньи. Содержание свиней в коллективных хозяйствах. Содержание свиней в индивидуальном и фермерском хозяйствах. Оборудование школьной свиноводческой фермы.
Виды свиней содержащихся на школьной свиноферме. Устройство станка для содержания свиньи. Помещение для приготовления кормов и его оборудование. Летний лагерь для свиней.
Виды корма для свиней. Витаминные и минеральные подкормки. Основные зерновые корма. Сочные корма. Зеленый корм. Отходы технических производств. Корма животного происхождения. Комбинированные корма. Пищевые отходы. Питательные вещества в корме.
Норма и рацион кормления свиньи. Норма и рацион кормления откормочной свиньи. Кратность кормления. Подготовка кормов к скармливанию. Пищевые отходы как основной вид корма для свиней на школьной свиноферме. Правила скармливания пищевых отходов свиньям.
Оптимальная температура и влажность воздуха в свинарнике. Необходимость поддерживания чистоты в свинарнике, а также в помещении для приготовления кормов. Инвентарь для уборки. Правила безопасной работы.
Виды свиноматки (холостая, супоросная и подсосная). Нормы и рационы кормления свиноматки. Уход за свиноматкой накануне опороса и сразу после него.

6. Минеральные удобрения – 5 часов.
Виды удобрения. Виды минерального удобрения. Элементы питания растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Наиболее распространенные азотные, фосфорные и калийные удобрения. Комплексные минеральные удобрения. Преимущество комплексных минеральных удобрений. Растворимость минеральных удобрений в воде. Цвет удобрений. Хранение удобрений. Смешивание минеральных удобрений с органическими. Правила внесения минеральных удобрений в почву.

7. Основные плодовые деревья – 3 часа.
Яблоня, груша, слива, вишня – основные плодовые деревья средней полосы России. Строение плодового дерева. Рост, развитие и плодоношение основных плодовых деревьев. Косточковые и семечковые плодовые деревья, разница в них размножении. Сорта плодовых деревьев. Выращивание саженца плодового дерева. Плодовые и листовые почки на плодовом дереве. Характер кроны и цвет коры плодового дерева.

8. Заготовка навоза для парника – 2 часа.
Навоз как биотопливо для парника. Конский навоз как лучший вид биотоплива. Подготовка других видов навоза для использования в качестве биотоплива. Правила укладки навоза, приемы разогревания.

9. Капуста – 14 часов.
Пищевая ценность капусты. Особенности капусты как двулетнего растения. Строение растения капусты первого и второго года жизни. Капуста ранних, средних и поздних сортов. Наиболее распространенные современные сорта ранней, средней и поздней капусты. Сорта капусты, пригодные для потребления в свежем виде, квашения и зимнего хранения кочанов. Плотность кочанов ранней, средней и поздней капусты. Рассадный и безрассадный способ выращивания капусты.
Сроки посева семян капусты ранних, средних и поздних сортов. Целесообразность выращивания в школьных условиях ранней и поздней капусты.
Условия для выращивания здоровой рассады капусты. Заболевание рассады в парнике черной ножкой и меры предупреждения этого заболевания. Закладка сеянцев рассады. Признаки готовности сеянцев к пикировке. Правила пикировки. Уход за рассадой в парнике.
Подготовка земляной смеси. Заполнение посевных ящиков земляной смесью. Полив земляной смеси слабым раствором марганца. Раскладка и заделка семян в рядках. Полив посева теплой водой, укрытие пленкой и установка ящиков в теплое место. Наблюдение за всходами. Подкормка рассады раствором минеральных удобрений.

10. Выращивание овощей и редиса – 9 часов.
Подготовка почвы под зеленные культуры. Сроки посева редиса, салата, петрушки, укропа. Рассадный способ выращивания салата кочанного. Способы посева салата, укропа, петрушки, редиса. Сорта редиса. Маркеры для разметки рядков.
Разбивка гряд для выращивания зеленных овощей и редиса. Разметка рядков под посев укропа, салата, петрушки, редиса. Посев семян укропа петрушки и салата в рядки. Раскладка семян в лунки. Заделка семян. Полив. Прополка в рядках и междурядиях. Сбор урожая.

Итого: 66 часов.

Учебно-тематический план



№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов




теоретические
Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)

1
Уборка лука
8
4
4-практические работы

2
Уборка столовых корнеплодов и учет урожая
4
2
2-практические работы

3
Ягодные кустарники и уход за ними
4
3
1-практическая работа

4
Заготовка почвы для теплицы и парника
4
2
2-практические работы

5
Свиноферма
13
13


6
Минеральные удобрения
5
5


7
Основные плодовые деревья
3
3


8
Заготовка навоза для парника
2
2


9
Капуста
14
7
7-практических работ

10
Выращивание овощей и редиса
9
6
2-практические работы,1-контрольная работа


Итого:
66
47
19


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения сельскохозяйственного труда учащиеся должны
знать:
признаки созревания и способы хранения лука;
сроки уборки и хранение столовых корнеплодов;
ягодные кустарники нашей местности;
состав земляной смеси парников и теплиц;
значение парников и теплиц;
виды и содержание свиней;
виды корма для свиней;
виды минеральных удобрений;
плодовые деревья средней полосы России;
строение и особенности капусты;
виды овощей;
сроки высадки рассады овощей в открытый грунт;
уметь:
хранить овощи;
различать ягодные кустарники;
составлять земляную смесь для парников и теплиц;
работать в парнике;
распознавать виды свиней;
ухаживать за свиньями;
распознавать виды корма для свиней;
распознавать виды минеральных удобрений;
распознавать виды плодовых деревьев;
проводить разметку маркером;
пикировать рассаду;
выращивать овощи;


Календарно-тематическое планирование

Уроков сельскохозяйственного труда в 7 классе
Всего 66 часов, 2 часа в неделю

Раздел
Наименование темы
Всего часов
дата




план
факт



1


1

2

3





1

2






1

2

3
4






1


2

3





I четверть

Вводное занятие. Охрана труда. Спецодежда.
Уборка лука.
Признаки созревания лука, сроки уборки.
Способы хранения репчатого лука и лука-севка, просушка лука.
Признаки полной просушки луковиц.
Практические работы.
Выборка лука, раскладка для просушки, проверка степени просушки, отбор лука.
Уборка стеблей с семенами моркови и свеклы и семенных головок лука.
Признаки созревания семенных зонтиков у моркови и соплодий свеклы.
Сроки уборки моркови и свеклы.
Практические работы.
Срезка стеблей моркови и свеклы, просушка и дозревание семян, срезка и просушка семенных головок лука.
Уборка столовых корнеплодов и учет урожая.
Сроки уборки корнеплодов, правила подкапывания.
Способы учета урожая и урожайности, правила обрезки ботвы.
Хранение и сортировка корнеплодов.
Признаки нестандартной продукции.
Практические работы.
Подкапывание и уборка корнеплодов моркови и свеклы, обрезка ботвы, закладка на хранение, уборка ботвы, учет урожая, сортировка корнеплодов.
Ягодные кустарники и уход за ними.
Смородина, крыжовник, малина – ягодные кустарники.(Другие виды ягодных кустарников нашей местности).
Виды смородины. Строение ягодного кустарника.
Уход за ягодным кустарником. Болезни и вредители смородины, крыжовника и малины.
Практическое повторение.
Осенняя перекопка почвы.


16

1


1

1


2




1



2




1



1

2





2




1


1


05.09


05.09

12.09


19.09




12.09



26.09




03.10



03.10

10.10





17.10




24.10


24.10





1
2

3
4





1

2







1
2
3
4
5
6




1


2

3

1



2

3

4

5


1

2



II четверть

Заготовка почвы для теплицы и парника.
Состав земляной смеси для парников и теплиц. Соотношения частей земляной смеси.
Хранение составных частей земляной смеси. Время заготовки смеси.
Практические работы.
Заготовка и укладка дерновой смеси, заготовка перегноя, заготовка почвы для парников, для рассады.
Подготовка парника к зиме.
Значение парника для выращивания рассады овощных культур.
Почвенный грунт в парнике, состав, дальнейшее использование. Необходимость выемки грунта из парника.
Практические работы.
Выемка парникового грунта лопатами, укладка в штабель.
Свиноферма.
Свинья как домашнее животное.
Разведение свиней.
Требования к свинарнику. Виды свиней.
Особенности внешнего строения свиньи.
Содержание свиней в колхозах.
Содержание свиней в индивидуальных и фермерских хозяйствах. Оборудование школьной свинофермы.
Содержание свиней на школьной свиноферме.
Виды свиней, содержащихся на школьной свиноферме. Устройство станка.
Кормовое помещение, его оборудование.
Летний лагерь для свиней.
Корма для свиней.
Виды корма для свиней: (зерновой, сочный, зеленый, отходы технических производств, животного происхождения).
Кормление откормочных свиней. Норма и рацион кормления свиней.
Кратность кормления. Подготовка кормов к скармливанию.
Пищевые отходы - основной корм школьных свиноферм.
Правила скармливания пищевых отходов свиньям.
Уборка свинарника.
Температура и влажность воздуха в свинарнике.
Инвентарь для уборки. Правила безопасной работы.



14

1





1




1






1


1


1

1




1


1



1



1

1

1




1





14.11





14.11




21.11






21.11


28.11


28.11

05.12




05.12


12.12



12.12



19.12

19.12

26.12




26.12






1

2
3

4

5

6
7
8
9

10


1

2

3

4
5


1


2


3

4

5

6


1


2



1

2




1
2


1

2







1









1
2


III четверть

Минеральные удобрения.
Виды удобрений (минеральное и органическое).
Виды минеральных удобрений.
Азотные, фосфорные и калийные удобрения.
Комплексные минеральные удобрения (аммофос, нитрофос, аммофоска)
Преимущество комплексных минеральных удобрений.
Растворимость минеральных удобрений в воде. Цвет удобрений.
Хранение удобрений. Смешивание минеральных удобрений с органическими.
Правила внесения минеральных удобрений в почву.
Кормление свиноматки и уход за ней.
Виды свиноматки (холостая, супоросная, подсосная).
Нормы и рационы кормления свиноматки.
Содержание свиноматки в индивидуальном станке.
Особенности кормления свиноматки.
Уход за свиноматкой накануне опороса и сразу после него.
Основные плодовые деревья.
Яблоня, груша, слива, вишня – основные плодовые деревья средней полосы России.
Строение плодового дерева. Рост, развитие и плодоношение основных плодовых деревьев.
Косточковые и семечковые плодовые деревья, разница в размножении.
Сорта плодовых деревьев. Выращивание саженца плодового дерева.
Плодовые и листовые почки на плодовом дереве.
Характер кроны и цвет коры плодового дерева.
Заготовка навоза для парника.
Навоз как биотопливо для парника. Конский навоз – лучший вид биотоплива.
Подготовка других видов навоза для использования как биотоплива. Правила укладки навоза.
Капуста.
Строение растения капусты 1-го и 2-го года жизни.
Капуста ранних, средних и поздних сортов.
(Потребление капусты в свежем виде, квашение, зимнее хранение кочанов).
Набивка парника навозом.
Глубина набивки котлована парника навозом. Правила укладки навоза.

Посев семян капусты.
Сроки посева семян капусты ранних, средних и поздних сортов.
Целесообразность выращивания в школьных условиях ранней и поздней капусты.
Практические работы. Подготовка земляной смеси. Полив земляной смеси слабым раствором марганца. Просушка. Раскладка и заделка семян в рядах.
Подготовка парника под рассаду.
Состав земляной смеси для выращивания рассады капусты. Глубина насыпки грунта в парник.
Практические работы. Смешивание дерновой земли с перегноем и торфом, подвоз смеси к парнику, насыпка земляной смеси поверх навоза глубиной не менее 18 см, укрытие парника плёнкой.
Выращивание рассады капусты.
Условия для выращивания здоровой капусты. Заболевание рассады в парнике черной ножкой и меры предупреждения этого заболевания.

Практические работы. Пикировка рассады, полив и притенение, подкормка рассады раствором минеральных удобрений, проветривание парника.

20


1


1

1



1

1





1



1


1



1




1



1





1





1






1



1




1




1


1






1




1









16.01


16.01

23.01



23.01

30.01





30.01



06.02


06.02



13.02




13.02



22.02





22.02





27.02






27.02



05.03




05.03




12.03


12.03






19.03




19.03




1

2

3

4


1

2

3


4







1

2

3

4











1
2
3

4





IV четверть
Зеленные овощи.
Виды зеленных овощей (салат, шпинат, петрушка, укроп).
Виды салата (листовой, кочанный, листовая горчица, кресс-салат...).
Достоинство зеленных овощей (раннее получение витаминов).
Внешнее строение и особенности зеленных овощей.
Выращивание овощей и редиса.
Подготовка почвы под зеленные культуры.
Сроки посева редиса, салата, петрушки, укропа.
Рассадный способ выращивания салата кочанного. Способы посева салата, укропа, петрушки, редиса.
Сорта редиса. Маркеры для разметки рядков.
Практические работы. Разбивка гряд для выращивания зеленных овощей и редиса, посев семян укропа, петрушки и салата в рядки, заделка семян, полив, прополка в рядках и междурядьях.
Высадка капусты в открытый грунт.
Сроки высадки рассады капусты в открытый грунт.
Способы посадки рассады ранних и поздних сортов.
Требования капусты к плодородию почвы и ее обработка.
Вредители и болезни капусты и меры борьбы с ними.
Практические работы. Внесение навоза в почву перед вспашкой под капусту, разметка мест посадки рассады, выкопка лунок; внесение в лунки перегноя, смешанного с минеральными удобрениями, полив лунок, посадка рассады, полив, подкормка, рыхление почвы.
Выращивание редиса для получения семян.
Получение редиса в год посева.
Выращивание редиса для семенников.
Подбор сорта редиса для получения семян.
Приёмы получения крупных корнеплодов редиса для использования семенников.
Контрольная работа.
Практические работы. Внесение перегноя в грядку, перемешивание; раскладка семян в лунку по 1 семечку; заделка семян; полив, вскапывание лопатой. Посадка картофеля.
16

1

1






1



1




1





1



1

1

4
2
2








1


1


1
1





66


09.04

09.04






16.04



16.04




23.04





23.04



30.04

30.04


07.05
14.05








21.05


21.05


28.05
28.05








Формы и средства контроля

Критерии оценивания ответа по сельскохозяйственному труду
Критерии оценивания устного ответа:

Отметку «5» - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать, приводить примеры из жизни домашних животных и сельскохозяйственной продукции.
 «4» - есть небольшие недочёты по содержанию ответа. 
 «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
 «2» - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.  

Критерии оценивания письменных работ:

 «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.
 «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание  основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
 «3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
 «2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п
Тип пособия
Автор
Наименование
Издательство, год


Учебник
Е.А. Ковалева
Сельскохозяйственный труд 7 класс
Москва «Просвещение», 2012.


Рабочая
тетрадь





Литература для учителя
В.В. Воронкова
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов, сборник №2
Москва Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2012


Наглядный материал

Таблицы, муляжи, мультимедийные презентации



Раздаточный материал

Карточки, альбомы, шаблоны



15