Школа молодого родителя. Занятие на тему Мудрость на все времена или причины стойкого непослушания детей
Школа молодого родителя.
«Мудрость на все времена или причины стойкого непослушания детей»
Цель занятия: создать условия для осознания индивидуальных особенностей своего ребенка, причин стойкого непослушания (конфликтного поведения) детей.
Форма проведения: практическое занятие с родителями (индивидуальные, групповые игры и упражнения, беседа).
Необходимые материалы: чистые (или тетрадные) листы, листы формата А4, маркеры, цветок, мяч (игрушка), раздаточный материал.
Приветствие
Добрый вечер.
Сегодня, нам хотелось бы предложить Вам обратиться к вашему родительскому опыту, чтобы осознать и лучше понять качества характера, поведение своего ребенка.
Упр. «Пиктограмма»
Для включения в работу предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
Прошу вас в виде схематического рисунка (пиктограммы) изобразить следующие слова:
1) якорь 2) мир 3) одиночество 4) лень 5) отдых 6) дорога 7) ель
8) цыпленок 9) восклицание
В конце работы мы вернемся к этому упражнению.
Зарисовка «Роза» (ребенок)
Посмотрите, что у меня в руках. Попробуйте рассказать о розе.
/РОЗА - прекрасный благородный цветок. Царица цветочного мира.
Бывает разной по цвету, по размерам, но всегда имеет шипы.
Требует бережного к себе отношения. Ее легко можно сломать,
засушить. Чтобы роза расцвела – нужно здоровое семя, крепкие корни,
благодатная почва, ее нужно любить, за ней надо ухаживать.
Любой ребенок прекрасен, как прекрасна роза.
Ребенок имеет и свои недостатки, как роза имеет шипы.
«Корнями» ребенка будут: генофонд, задатки, характер, семья, социум.
Как розу можно сломать, так и в ребенке можно легко убить личность - словом, невниманием или наоборот чрезмерной заботой, неправильным отношением к нему.
Следующее упражнение поможет нам посмотреть на своего ребенка.
Неоконченное предложение
Подумайте, пожалуйста, и продолжите (устно) фразу «Мой ребенок» ( по кругу, передавая мяч (игрушку).
Индивидуальная работа
А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите эту фразу в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка.
Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен» и т.п.
(работа на индивидуальных листах)
- Осталась 1 минута, завершаем работу.
Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на 2 группы:
1гр. – те качества, которые вас устраивают в вашем ребенке;
2 гр. – те, которые вы хотели бы изменить.
Ответьте сами себе на вопрос: Каких качеств больше – положительных или отрицательных? Отметьте те, которые на ваш взгляд мешают вашему ребенку. Отложите на время свои листочки.
Задание «супермаркет»
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту.
Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем 3 этажа:
на 1 – продаются товары с заведомым изъяном, низкого качества;
на 2 – обычные товары средней цены и качества;
на 3 – самые лучшие, качественные, добротные, шикарные товары.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товары?
Когда появляется ребенок, мы хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу».
Но, к сожалению, в жизни так не бывает.
Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1, 2 и 3-го этажей.
И наше предыдущее упражнение является подтверждением этого.
Начиная с 1 класса, ребенок старается найти свое место в классном коллективе, иметь много друзей. Но не всегда это получается, и тогда возникают ссоры, конфликты, обиды.
Сейчас мы попробуем разобраться, что мешает ребенку, почему он ведет себя не всегда, так как нам бы хотелось.
Групповая работа
Разделимся на группы.
Каждая группа получит листочки с различным поведением детей (Приложение 1)
Попробуйте найти причины такого поведения ребенка. Время работы 5 минут.
Коллективное обсуждение (каждая группа представляет свои результаты с комментариями).
Теоретический блок
Психологи выделили 4 основные причины плохого поведения ребенка:
первая – борьба за внимание
если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Лучше замечания, чем никакого.
вторая – борьба за самоутверждение
против чрезмерной родительской опеки. Если замечания и советы слишком часты, критика слишком резка, а опасения преувеличены, то ребенок начинает восставать - упрямство, своеволие, действие наперекор.
третья – желание отомстить
дети бывают часто обижены на родителей, причины самые разные.
Смысл такого поведения можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!»
потеря веры в собственный успех
может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой (пр. – неуспехи в школе могут приводить к вызывающему поведению дома и в школе).
Ребенок приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться»
Вывод: Поведение ребенка это результат неудовлетворенных потребностей, а изменение его поведения напрямую зависит от взрослых, в первую очередь от родителей.
Именно взрослые создают условия, способствующие проявлению того или иного поведения в различных ситуациях.
Притча
В заключении я хотела бы рассказать вам притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.
Чтение «Притча о двух ангелах»
Надеюсь, что информация, полученная на этом собрании, поможет вам во взаимодействии с вашими детьми.
И в заключении, вернемся к нашим рисункам.
Вспомните, пожалуйста, и запишите рядом с вашими рисунками (пиктограммами) первые буквы слов. Я, надеюсь, что каждому из Вас приятно получить положительное подкрепление в конце работы.
Спасибо за внимание. До новых встреч.
Приложение 1
Материал для групповой работы
(варианты поведения детей)
- обзывается, оскорбляет других;
- перебивает взрослых;
- часто дерется, обижает других;
- отказывается убрать игрушки после игры;
- кричит, плачет, стучит руками и ногами, если не получает желаемого;
- упрямится, настаивает на своем;
- обманывает, скрывает правду.
Материал для групповой работы
(варианты поведения детей)
- обзывается, оскорбляет других;
- перебивает взрослых;
- часто дерется, обижает других;
- отказывается убрать игрушки после игры;
- кричит, плачет, стучит руками и ногами, если не получает желаемого;
- упрямится, настаивает на своем;
- обманывает, скрывает правду.
Приложение 2
Притча о двух ангелах
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон,его вдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
Не все является тем, чем кажется, ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:
Почему ты не поможешь бедному человеку? сказал он. В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил:
Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
Не все является тем, чем кажется, ответил в третий раз старый ангел. В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.
Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как вы на это смотрите.
15