СТАТЬЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО
ОЦЕНКА УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО
ФГОС нового поколения предъявляет к учащемуся чёткие требования в форме компетенций. Однако же, ни один нормативно – правовой документ не содержит конкретных требований к компетенциям педагога, работающего в современных условиях. Звучит лишь фраза: «Современный педагог должен постоянно повышать свою квалификацию и расширять свою компетенцию». Мы считаем, что прежде чем говорить об оценке уровня компетенции педагога стоит определиться с самим понятием «компетенция».
Согласно словарю С.И.Ожегова, общее понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».Значит, начинать разговор всё – таки стоит не с компетенции, а с компетентности.
Компетентный педагог - кто это? Все ли педагоги могут быть компетентными? Нужна ли нам профессиональная педагогическая компетентность, или достаточно иметь определённый объём знаний в своей предметной области?
Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново. Компетентность – это продукт индивидуального творчества и саморазвития. Именно поэтому, главными показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, какготовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию; мотивация на работу с учащимися, способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности; знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов; владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ; знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания.
В настоящее время учитель больше выступает в роли наставника, а ученик становится активным участником образовательного процесса. Из всего вышесказанного становится ясно, что компетентность учителя проявляется только в единстве с компетентностью учащихся. Исходя из этого, мы поставилиперед собой цель –формировать у детей различные виды компетенций, используя на уроках различные виды упражнений.
Так для формирования учебно-познавательных компетенций использовались такие задания какребусы, кроссворды, анаграммы, волшебные картинки, умозаключения. Например, выберите два слова, которые являются наиболее существенными для понятия «роза» (растение, садовник, цветок, забор, земля).
Для формирования коммуникативных компетенцийиспользовались задания, требующие учёта позиции одноклассника. Например, задания типа «Витя сказал, что в предложениях разные главные слова. Ты согласен с Витей или хочешь задать уточняющие вопросы?»
Для формирования информационных компетенций возможно использование следующих упражнений: перечитывание текста с разными задачами (поиск нужных строк, оценка смысла текста по его названию), проверка по словарю и т.п.
Воспитать успешного ученика может лишь учитель, обладающий профессиональными качествами:
глубокие знания по преподаваемому предмету и методические навыки,
требовательность к себе, интерес к результатам своей работы,
создание атмосферы успешности на уроке и во внеурочной деятельности,
способность сделать доступным сложный учебный материал,
стремление к постоянному самообразованию.
Компетентность и компетенции педагога можно оценить по трём параметрам:
инновационная педагогическая деятельность;
обученности учеников, степень сформированности их компетенций;
сформированность УУД.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Исходя из современных требований можно определить основные формы индивидуальной методической работы учителя, направленных на формирование и развитие профессиональных компетенций:
Работа в методических объединениях, творческих группах.
Исследовательскаядеятельность.
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
Различныеформыпедагогическойподдержки.
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.
Трансляциясобственногопедагогическогоопыта.
Участие в тренингах, деловых играх.
Наставничество.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.
Так повышение квалификации педагогов нашего лицея строится через участие в различных деятельностных формах: конкурсах, проектах, выступлениях на семинарах, конференциях, педагогических советах, проведении открытых уроков, мастер – классов,работы кейс – команды, написании и опубликовании статей, содержащих опыт введения ФГОС в процесс обучения, проведении воспитательных мероприятий, проведении видеозанятий. Вся эта работа способствует созданию внутри школы профессионально – развивающей среды. Для отслеживания эффективности процесса была создана карта анализа профессиональной компетентности педагогов лицея, в которой стали чётко видны профессиональные затруднения и процесс роста педагога.
№ п/п Название мероприятия (урок, мастер – класс, научно – практическая конференция и т.д.) Компетентности
Предметная (1-10 баллов) Методическая (1-10 баллов) Информационная (1-10 баллов) Коммуникативная (1-10 баллов)
Таким образом, дифференцированный мониторинг качества образования позволил определить типичные и индивидуальные затруднения в области каждой компетентности.
Итак, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным источником которой являются обучение и субъективный опыт. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Именно повышение компетентности и профессионализма педагога -необходимое условие повышения качества образовательного процесса.
Список литературы
1.Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. - М., 2014. – 381 с.
2.Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2008.-368 с.
3. www.Bibliofond.ru