Презентация — ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Обмен информацией Восприятие и понимание Общение Коммуникация Интеракция Социальная перцепция 1. Кто (передаёт сообщение) - Коммуникатор2. Что (передаётся) - Сообщение (текст)3. Как (осуществляется передача) - Канал связи4. Кому (направлено сообщение) - Реципиент5. С каким эффектом - Эффективность Условия активного обмена информацией Значимость информацииТип отношений который сложился между участникамиЕдиная или схожая система кодификации и декодификацииКоммуникативные барьеры ВИДЫ ОБЩЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЕНЕВЕРБАЛЬНОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕОПОСРЕДОВАННОЕ ФОРМАЛЬНОЕНЕФОРМАЛЬНОЕ НЕРЕЧЕВЫЕ:ПОЗАЖЕСТЫМИМИКАВЗГЛЯД РЕЧЕВЫЕ:РЕЧЬИНТОНАЦИЯТЕМП РЕЧИТЕМБР ГОЛОСА В транзактном анализе (Э. Берн) регулирование действий участников взаимодействия рассматривается через регулирование их позиций. РД ВЗ РБ РД ВЗ РБ Родитель: «Надо!»Взрослый: «Вероятно и целесообразно».Ребенок: «Хочу!» Стили действий: ритуальный манипулятивный гуманистический Типы взаимодействий: кооперация конкуренция Эффекты межличностного восприятия * Эффект «первичности». Наиболее значимой для формирования впечатления о незнакомом человеке оказывается первая информация о нем. Эффекты восприятия людьми друг друга Эффект «ореола». Перенесение общего эмоционального знака (положительного или отрицательного) первого впечатления о человеке на его частные психологические характеристики. Эффект «новизны». Для формирования образа уже знакомого человека значимой оказывается последняя (новая) информация о нем. * Аттракция (букв. физическое притяжение, привлечение) – термин, одновременно относящийся к процессу зарождения и развития положительных чувств одного человека к другому к продукту этого процесса например, выделены уровни аттракции: ЛЮБОВЬ ДРУЖБА СИМПАТИЯ Конфликт представляет собой систему социально-психологического взаимодействия между людьми или группами людей (конфликтантами) в виде столкновения, противоборства, содержание которого определяется противоречиями, противоположными интересами, угрозами удовлетворения их актуальных потребностей и компонентами иррационального поведения. Что такое конфликт? Структурные компоненты конфликта Конфликтная ситуация Участники конфликта Инцидент Объект конфликта Объект конфликта — социальное явление (чаще всего спорный вопрос, проблема), которое вызвало данную конфликтную ситуацию. Борьба за право владеть этим явлением и приводит к конфликту. Участники (оппоненты) конфликта – это отдельные личности, группы людей и даже организации. Наличие объекта и участников (оппонентов) конфликта создает конфликтную ситуацию. Для того чтобы конфликт перерос из потенциального в реальный, необходим инцидент, то есть действия со стороны участников конфликта. Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент. Конфликты на дороге Лидер-провокатор провоцируетпротестное поведение: нигилизм: почему ему можно, а мне нельзя. 2) попытка переложить ответственность на кого-то. Конфликты на дороге Лидер-провокатор провоцируетпротестное поведение: 3) протест: водитель решил не нарушать, но видит, что при тех же обстоятельствах другие нарушают. 4) физическая, ментальная, эмоциональная усталость. Причины агрессии за рулём человек самоутверждается правила социального поведения предписывают сдержанность в проявлении эмоций Причины агрессии за рулём перекладывать ответственность за всё происходящее вокруг на других некоторым из нас не очень повезло с воспитанием новички подражают «умелым» водителям Техники ведения беседы Техники не способствующие пониманию партнёраНегативная оценкаИгнорированиеЭгоцентризм Техники ведения беседы Промежуточные техникиВыспрашиваниеЗамечание о ходе беседыПоддакивание Техники ведения беседы Техники, способствующие пониманию партнёраПроговаривание («Как я вас понял…» «По вашему мнению..»)Перефразирование Развитие идеи («Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…»